Как гром среди ясного неба прозвучало в конце прошедшей недели громкое предостережение главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко в адрес Приднестровья. Оказывается, лучший на постсоветском пространстве коньяк "КВИНТ", производимый в Приднестровье, стал вызывать у него "обоснованное" подозрение. И не только он. Вопрос почему? Почему господина Онищенко сегодня в Москве называют "пищевым киллером", как в свое время Сергея Доренко называли "телевизионным киллером". Дело в том, что неожиданно для себя, Онищенко превратился в очень "важного политика" - он вступает в "бой", когда дипломатия и другие средства оказания давления со стороны РФ на другие государства не приносят желаемых плодов. Как и в нашем случае. Все дело в том, что "Москва", ну, просто очень не хочет, чтобы действующий президент Приднестровья Игорь Смирнов баллотировался на новый срок на предстоящих 11 декабря президентских выборах. У "Москвы" есть к нему ряд претензий. Однако Смирнов есть Смирнов. Несмотря на неоднократные "нравоучения" чиновников из кремлевской администрации он все равно решил идти на выборы. "Москву" это не устраивает, поскольку у нее есть "свой кандидат" 61-летний Анатолий Каминский, действующий спикер приднестровского парламента. Одновременно, он и председатель олигархической партии "Обновление" созданной приднестровской гиперфирмой "Шериф" для реализации своих экономических и политических интересов. Согласитесь, довольно странная история. "Москва" защищает в Приднестровье не приднестровский народ, не 160 тысяч российских граждан, там проживающих, а исключительно интересы фирмы "Шериф" в лице ее выдвиженца Каминского. Знают ли об этом в Кремле? Например, президент Дмитрий Медведев или председатель правительства Владимир Путин? Или это больше инициатива отдельных чиновников президентской администрации?

Мы полагаем, что не знают, как не знает и главный санитарный врач Онищенко, иначе бы он не начинал "экономическую блокаду" Приднестровья с коньяка "КВИНТ". Незадача какая. Оказывается, Тираспольский вино-коньячный завод принадлежит холдингу "Шериф". Тем самым Онищенко удар наносит "по своим". По сему поводу в интервью электронной газете "Взгляд" уже сокрушается Каминский. Ошибочка вышла.

Ну, а теперь, ближе к делу. Что вообще происходит в Приднестровье и приднестровско-российских отношениях накануне президентских выборов и почему "Москва", отказывая в поддержке на выборах Смирнову, "ставит" именно на Каминского, а не, к примеру, на 43-летнего Шевчука, бывшего спикера, а ныне депутата приднестровского парламента, пользующегося в республике большой популярностью, или 35-летнего лидера приднестровской коммунистической партии Олега Хоржана? Еще большее недоумение возникает, когда мы познакомились с данными социологического опроса, проведенного неангажированными местными, а не московскими, находящимися на кормлении, социологами. По этим данным, в Рыбнице - на родине Шевчука и Каминского, за Шевчука готово проголосовать на выборах почти 50% опрошенных, в то время как за Каминского немногим более 10%. Расшифровав эти результаты, получаешь в остатке, что люди, хорошо знающие Каминского по его прошлым делам, особенно по скандальному делу "Белого шара", голосовать за него не хотят. За Шевчука же - охотно. Чиновникам же из кремлевской администрации видимо наплевать на мнение жителей региона. Они преследуют какие-то свои цели. Не те ли, которые были озвучены в скандальной статье Андрея Бессмертных "Армянский "крот" в администрации президента"?

Из источника, близкого к кремлевской администрации, нам стало известно, что ее идея-фикс ускоренное присоединение Приднестровья к Республике Молдова. Для реализации данной идеи, надо лишь пожертвовать независимостью Приднестровья. Надо привязать Республику Молдова к России, оторвать ее от западных спонсоров, вернуть в сферу российского влияния. В этих целях в середине прошлого года был разработан "секретный план" по смещению Смирнова, по результатам будущих президентских выборов, замене его "вменяемым" и управляемым Каминским. Главный упор был сделан не на "профессионализм" или "популярность" данного кандидата. Упор - на согласие подписать с Республикой Молдова нужное "Москве" соглашение. Такое согласие, как уверят все тот же источник, во время "смотрин" Каминского в администрации Кремля, было получено. Возможно, еще одним важным аргументом послужило наличие у Каминского гражданства Республики Молдова, хотя он это публично замалчивает. По замыслу чиновников администрации это гражданство, скорее всего, должно стать символом поглощения Приднестровья Молдавией, поскольку Каминский приняв гражданство РМ, обязан по Конституции Республики Молдова защищать ее суверенитет и территориальную целостность.

Насколько нам известно, ни Смирнов, ни Шевчук не имеют гражданства Республики Молдова, и не пойдут на поводу у кремлевских чиновников по вопросу ликвидации независимости Приднестровской Молдавской Республики, о необходимости чего не перестают голосить союзники Каминского из партии "Единая Россия".

Возможно, Смирнову действительно можно предъявить определенные претензии, например, в области кадровой и экономической политики, однако не следует забывать, что Приднестровье живет в условиях международной непризнанности и большинство "проблем" Смирнова - это как раз, "проблемы" непризнанности, груз которых лежит, в том числе и на совести российских чиновников от власти. С другой стороны, Смирнов смог убедить своих соотечественников в том, что никогда не пожертвует независимостью Приднестровья. Не пойдет, несмотря ни на какое давление, посулы, а они были, на сделку с совестью. Не предаст идеалы приднестровской революции.

Убедившись в том, что Смирнов добровольно не свернет с предвыборной гонки, началась реализация второй части этого, уже не секретного плана. Началась массированная целенаправленная обработка приднестровского населения через российские средства массовой информации. Как по команде, основные российские телевизионные каналы начали "изрыгать" совершенно искаженную, часто просто лживую информацию о президенте Смирнове, его деятельности, его "грехах". Вершиной этой "психической" атаки стало интервью уходящего главы кремлевской администрации Сергея Нарышкина. Одновременно на партию "Обновление" и ее союзников в борьбе за президентское кресло: экстремистскую партию "Прорыв" и партию ЛДПР Приднестровья, из России посыпался "золотой" дождь, в виде денежной поддержки для осуществления задуманной цели. Деньги, по приднестровским масштабам, очень большие. Например, при средней зарплате в Приднестровье в 250 долларов, молодой человек, который 2-3 часа в день разносит агитпродукцию в поддержку Каминского получает 300 долларов в месяц. Компетентные источники из Приднестровья утверждают, что на предвыборную кампанию Каминского из российского "кармана" уже израсходовано более 15 млн. долларов. А сколько получено от фирмы "Шериф" можно только догадываться.

Несмотря на мощные вложения в кандидата Каминского, рейтинг его почти не повышается. По популярности среди приднестровских избирателей лидируют Шевчук и Смирнов. Хоржан и еще один из кандидатов, политолог Андрей Сафонов, безнадежно отстают. Понимая, что затея с избранием Каминского может провалиться, организаторами начинает апробироваться третья часть задуманного плана. Условно ее можно назвать "днестровская революция" как разновидность цветной революции. С каждым днем все активнее и агрессивнее становятся молодежные подразделения 3-х вышеназванных партий. Все больше грязи и лжи выливается на головы приднестровцев со страниц "желтой" газетенки "Русский прорыв". С входящими в них молодыми людьми ведутся зомбирующие беседы на предмет того, что настало время "обновить" государственную власть, "убрать" стариков и богатеев из власти ("забывая", что их лидеру Каминскому уже скоро стукнет 62, а большинство депутатов местного парламента - это "очень зажиточные буржуа"). Их убеждают в том, что именно они должны стать настоящими рыцарями будущей революции, стать сами властью. И, конечно, их вульгарно покупают, забывая про мораль, честь и достоинство, долг перед Родиной.

Подготовленный сценарий предполагает еще до выборов объявить, что итоги голосования будут сфальсифицированы, что по "объективным" опросам должен победить с большим отрывом "их" кандидат. После объявления результатов выборов, в случае если победителем становится Смирнов, команда Каминского, численностью в 1-2 тысячи человек агрессивно молодежи (авангард которых составляют "опричники" партии "Прорыв" возглавляемой депутатом Дмитрием Соиным, скандально известным в Приднестровье "прощенным" убийством ни в чем не повинного человека), вместе с большинством депутатов Верховного Совета выходит на площадь и организует кампанию гражданского неповиновения, требуя ухода Смирнова. Дальше - все как в классическом сценарии цветной революции (Сербии, Грузии, Украине, Киргизии). Затем "новый мессия" от имени "большинства народа" обращается за поддержкой к внешнему авторитету - руководству России, чтобы оно признало итоги выборов сфальсифицированными и легитимизировало президентскую власть Каминского.

Правда, испортить "новым революционерам" всю игру может победа на выборах Шевчука. Шансы на это достаточно весомы. Просчитывая и этот вариант развития предвыборной ситуации, нельзя исключить, что против Шевчука еще до голосования будут предприняты некие неординарные шаги со стороны команды "Обновления", например, снятие его, под надуманным предлогом, с выборов через суд накануне голосования. Кстати у нас в России, использование данной технологии, отнюдь, не в новинку.

Вот такие печальные размышления о честности и объективности политики в преддверие президентских выборов в Приднестровье. Совсем недавно российский президент Дмитрий Медведев на весь мир заявил, что выбор президента России - это выбор народа. Неужели только в России? А в Приднестровье за народ должен решать какой-то чиновник администрации российского президента? Неужели Россия может присоединиться к экономической блокаде Приднестровья а российская правящая политическая элита не понимает, что она ввязывается в очередную "дурно пахнущую" историю, которая не добавит ей авторитета и уважения. Наоборот, для многих приднестровцев это может оказаться неким отрезвлением в подлинном восприятии сегодняшнего политического класса России. После устроенной агитационной антисмирновской, а фактически антиприднестровской, вахканалии на российских телеканалах, как нам сообщили из Приднестровья отдельные пенсионеры - приднестровцы, в знак возмущения готовы отказаться от российской прибавки к их пенсии в размере 15 долларов. И это только начало. Не лишится ли Россия доверия у страны, пусть и не признанной, которую часто называют вторым русским (российским) государством.

Мстислав Иноземцев-Гертнер, доктор политологии