Что такое белорусская идеология, не знают даже инициировавшие ее появление чиновники. Лет десять назад один такой очень высокопоставленный управленец так и не смог объяснить, что же требуется: государственная идеология или идеология государственности. Чем они отличаются, он также не знал. Потом этот профессионал уехал из Белоруссии. А идеология осталась.

На тему белорусской идеологии уже выпущены и продолжают выходить за госсчет многочисленные учебники. Их уже более 80. Однако содержание этих книг всерьез воспринимают в основном их авторы - профессора, доктора и академики весьма преклонного возраста.

Отчасти вакуум доходчивой идеологической информации заполняют причудливые фантазии специалистов по НЛО, полтергейстам, ниндзя, "национальной истории и идее". Вроде А.Тараса, уроженцев РСФСР Деружинского, Голденкова и прочих, генерирующих "белорусскую национальную идею" из Смоленска или Воронежского университета, как это делает некто Кирчанов.

Эти необузданные фантазии оказывают влияние и на местных академиков. Например, небезызвестный Анатолий Рубинов еще недавно, будучи главным идеологом батьки, фактически воспроизводил бредовые идеи этих авторов. К примеру, публично оглашая, что белорусы много воевали с русскими.

В эволюции главных белорусских госидеологов присутствует странная особенность. Карьерный рост их начинается после панегириков в адрес России. Но, едва заняв вожделенные кресла, они тут же принимаются хаять и жэстачайшэ критиковать "гэту Рассею" от имени чэсных, но хитро сделанных соседей. Взять того же Рубинова. В белорусской богеме он известен как человек, изящно зарифмовавший слова "борща" и "туалетища". Как поэту ему принадлежат строки "Еще прекрасней и умней/ Воспрянет новая Россия/ Не надо милостыни ей!". Как идеологу - статьи с жесткой критикой России "присвоившей себе право" использовать российские же нефтегазовые месторождения, и, конечно же, имеющей "высокомерное имперское мышление", потому что отказывается финансировать лояльность соседей.

Сходные идеи пропагандирует и тиражирует созданный президентской администрацией журнал "Планета". Председателем редакционного совета издания является другой высокопоставленный чиновник-идеолог, помощник президента Всеволод Янчевский. Этот начальник Главного идеологического управления администрации А.Лукашенко некогда начинал карьеру с хвалебно-сусальных статей о России. Но журнал "Планета" таких статей не печатает, хотя и вышел в свет на деньги "Белтрансгаза", полученные за продажу на запад российского сырья. Помимо множества цветных картинок, журнал заполняют крайне актуальные для белорусов материалы - кто такие ниндзя, правда об НЛО и динозаврах, жизнеописание Шамиля Басаева, которое с такими подробностями вряд ли имеется даже на сайтах "борцов за независимость Ичкерии" - и прочая в том же духе информация. Ключевые темы ряда номеров посвящены будущему распаду или территориальному расколу России, а также катастрофам на ее территории.

Не знаю, верят ли сами анонимные авторы в то, что пишут. Особенно когда пытаются приписать Путину "достижения" президентства Ельцина. Но, похоже, высокопоставленные читатели журнала верят. Во всяком случае, настолько, что сделали в конце августа 2011 года крайне молодого по белорусским меркам редактора журнала заместителем министра информации РБ.

Идеологический вакуум в головах чиновников, которые не читают журналов и книг, заполнен в основном осознанием собственной значимости и передачами белорусского государственного телевидения. Вроде тех, что именуют известного террориста Ахмеда Закаева "мятежным чеченцем" и "главой непризнанной республики" Ичкерия.

В библиотеках русские классики уже относятся к разделу иностранной литературы. С одной стороны это позволяет быстро списывать и уничтожать стремительно стареющие советские фонды. С другой стороны "родной литературой" для белорусов делают книги авторов, фамилии которых ничего не говорят 99,99% читателей.

Например, Лермонтов, Пушкин и Гоголь сегодня авторы иностранные. Свои, белорусские - это Болтач-Блакит, Додик Симанович, Наум Гальпярович, Г.Марчук... А также Акула, Витьбич и прочие бывшие полицаи и современные белорусские "классики".

Дышащие звериной ненавистью ко всему русскому книжки бывших коллаборантов, издававшихся еще при кайзере и нацистской оккупации, постепенно занимают место исчезнувшего в начале 1990-х "политиздата". Их идеи не только живут, но уже и "побеждают русских" в придумываемой истории. Например, на страницах журнала "Спецназ", учредителем которого является ассоциация ветеранов МВД РБ. Делается это на примерах "битв праведных", с целью "рассказать белорусским военнослужащим о героической истории Беларуси".

Местные националисты в госструктурах и так называемой оппозиции крайне нуждаются в своей, параллельной истории. И тем и другим необходима легитимация их власти и существования. Эта легитимация не может основываться на фактах реальной истории, опровергающей все идеологемы и мифы белорусизаторов.

Создание взамен националистических мифов 1990-х национал-конспирологических мифов 2000-х ситуацию только ухудшает. Любой серьезный историк скажет, что Деружинский и прочие специалисты по НЛО и "секретным материалам" - сказочники. Однако их концепции воспринимают не только граждане с подвижной психикой. Но и президентские идеологи, создающие таким образом собственную легитимацию.

Эта легитимация может основываться лишь на русофобии. То, что изменение концепции истории Белоруссии равнозначно изменению отношений с Россией, никого не волнует. Скорее наоборот, стимулирует фантазию.

Говорить о ненаучности подобных навязываемых всему обществу концепций некому. Восстанавливать правду, а не заниматься мифотворчеством, тоже некому. Точнее, попросту не дают те же идеологи. Они выстраивают госидеологию на отрицании белорусами своей русскости, то есть самих себя, своей сути. Это в принципе не решаемая задача. Поэтому до сих пор никто не может сказать, что же такое белорусская идеология. А говорить правду слишком хитросделанные хлопцы-карьеристы не хотят. Все это не способствует нормальному отношению к России. Тем более, что на подобных ложных, по сути, русофобских концепциях уже выросло новое поколение.

В современной Белоруссии патриотизм уже открыто зачастую отождествляют с национализмом. Хотя французские энциклопедисты еще лет полтораста назад четко сформулировали: патриотизм - это любовь к своим, а национализм - ненависть к чужим. Белорусизаторы об этом не знают. Или не хотят знать. Во всяком случае, любят они Запад не для лучшей жизни населения, а из ненависти к "гэтай Рассее".

На западном направлении вся судорожно-суматошная "белорусизация", как показывает практика, упирается в спокойную полонизацию. На восточном - норовит втиснуться в рамки одного термина - русофобия.

Существующее обучение на русском языке - не контраргумент. Следует четко понимать - в Белоруссии действуют не русские школы и ВУЗы, а белорусские, но с русским языком обучения.

В Белоруссии официально двуязычие. Однако названия улиц и дорожные указатели выполнены на белорусском. Зачастую еще и на английском. Но никогда на русском. Надписи во всех музеях и галереях сделаны на белорусском и английском. Даже в Брестской крепости и государственном музее Великой отечественной войны в Минске! Все официальные госмероприятия проводятся исключительно на белорусском.

Русский язык постепенно вытесняют из новостных программ ТВ. Его уже фактически исключили из ландшафта населенных пунктов, транспортно-географической и историко-культурной сфер. Все это свидетельствует о целенаправленном возведении идентификационного барьера между Белоруссией и Россией с целью их разотождествления в национально-культурном смысле. Язык может стать фундаментом, цементирующим сверхдержаву. А может, как забродившие дрожжи, при неумном использовании бить по голове и все мысли путать. Даже у профессиональных белорусских идеологов.

Наглядный пример я наблюдал несколько месяцев назад в Академии управления при Президенте РБ (1). Слушатели специальности "Государственное управление и идеология" обсуждали вопрос о белорусском языке. Все закончилось быстро. Воплем идеолога-подполковника МЧС идеологу-полковнику Минобороны: "Москаль, вали в свою Россию! Ты почему на нашем языке не разговариваешь, мы ведь на твоем разговариваем?!". Вся вина военного-белоруса заключалась в том, что он не считал принуждение лучшим способом для изучения роднай мовы.

Кстати национально озабоченные "москалями" и языком, на котором не разговаривают, хлопцы среди дипломированных белорусских идеологов в погонах появляются не случайно. Так же как и идеи, близкие нацизму (2). В этом смысле соратники одного из наиболее последовательных политических врагов А.Лукашенко действуют вполне эффективно. Протягивать своих людей в идеологию сейчас не сложно. Особенно имея под рукой кузницу кадров "батьки" в виде Академии управления при Президенте РБ и государственный кадровый АИС "Резерв". Как следствие Белоруссия находится и движется в той же колее, которая привела к гибели СССР.

В теории радостное шествие самой научной идеологии в Белоруссии реально развернуто не в направлении здравого смысла, а в глубь самой идеологии. И в сторону фашизации сознания. Подлецы еще и ухитряются на этом неплохо зарабатывать.

На практике по данным Национального статистического комитета РБ (Белстат) за период 1999-2009 гг. численность русских в Белоруссии уменьшилась на 31% (на 356,6 тысячи человек), их доля в общей численности населения республики сократилась с 11,4% в 1999 г. до 8,3% в 2009 году и продолжает уменьшаться.

(1) Об этом подробнее здесь: http://www.imperiya.by/news.html?id=69064 или здесь: http://www.nv-online.info/by/187/society/33580/Элитные-сорняки.htm

(2) Об этом подробнее здесь: http://www.regnum.ru/news/1409207.html

Николай Малишевский