На переговорах о присоединении России к ВТО в среду, 2 ноября, российская и грузинская делегация достигли договоренности по проекту двустороннего соглашения, касающегося администрирования торговли товарами. Об этом заявил глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков.

Стороны договорились о том, что будут привлекать независимые компании к аудиту данных о торговле на границах между Россией и Абхазией и Россией и Южной Осетией. Эту информацию Россия и Грузия будут передавать в интегрированную базу данных ВТО. Независимые компании также будут оказывать содействие таможенным службам Грузии и России, сообщается о достигнутом "компромиссе".

То есть де факто Россия передаёт часть своих суверенных прав по контролю своей границы и отношениям с двумя иными суверенными государствами, Южной Осетией и Абхазией, - Тбилиси и международным структурам. Часть суверенных функций российского государства попадает под протекторат Грузии и дружественных этой стране международных организаций. Подобные прецеденты в истории России происходили только во времена крайнего ослабления нашего государства. Будь то в период Золотой Орды, или в 20-е годы прошлого века после революции, когда, допустим, был заключен Карсский договор, устанавливающий определённые права Турции в отношении Нахичевани.

Стыдно. Кровь абхазов, осетин и российских воинов и миротворцев оскорблена. Россия фактически начинает отыгрывать своё признание независимости Южной Осетии и Абхазии. И вот в этом ключевой момент. Дело в том, что грузинские политики неоднократно "тет-а-тет" заявляли своим российским собеседникам, что Москва пойдёт на уступки Грузии по вопросу независимости Южной Осетии и Абхазии ввиду своей заинтересованности относительно вступления в ВТО. Что ж, можно сказать, что, если заявление Медведкова не будет дезавуировано, то Тбилиси удалось добиться своего.

Но остаются и ещё вопросы. Как будет происходить контроль воздушного сообщения России с Сухумом? И в случае строительства в Южной Осетии аэропорта и с этой республикой? Посадим во всех российских аэропортах, в том числе и военных, международных представителей? Как быть с торговлей с Абхазией по морю? Тоже сажать иностранных представителей в российских портах? Ещё вопрос: как быть с правом народа Южной Осетии самому, как отметил премьер Владимир Путин, решать: присоединиться ему ли к России? В случае вхождения Южной Осетии в состав России установим внутреннюю границу внутри страны, которую будут контролировать международные наблюдатели? А если Южная Осетия и Абхазия решат войти в Таможенный союз? Что тогда?

Согласие России на позорные для неё условия контроля российских границ создаёт прецедент, что теперь любое государство сможет потребовать от нашей страны контроля над её внешней торговлей и иных суверенных функций. Например, разместить международных наблюдателей на границе России с Белоруссией, дабы Москве было неповадно дружить с "тоталитарным" режимом Лукашенко. Или в каспийских портах России, чтобы контролировать российский товарооборот с "плохим" Ираном.

Непонятно и другое. Почему российские чиновники готовы разменивать стратегические интересы России на сиюминутные карьерные задачи, как то "выполнить указание обеспечить вступление в ВТО к такому-то сроку"? Тем более, что в ВТО Россию рано или поздно и так примут. Причём без унижений со стороны Москвы и передачи международным структурам и Тбилиси части российского суверенитета.

Ответов на эти вопросы ждёт не только вся патриотическая Россия, Абхазия, Южная Осетия, но и все, с кем Россия заключает соглашения и ведёт дела: стоят ли её обязательства хоть чего-нибудь - или это всего лишь промокательная бумага?