Проблемы этики госслужащих в свете борьбы с коррупцией обсудили участники круглого стола, прошедшего в Москве в здании Института философии РАН. Организаторами мероприятия выступили ИФ РАН и Региональный общественный фонд "Слово".

Одной из предпосылок дискуссии, отмечали участники круглого стола, стал проект Минздравсоцразвития об этике госслужбы, прошедший долгое обсуждение и до сих пор вызывающий ряд вопросов. Проект Минздравсоцразвития был подготовлен в связи с тем, что Россия подписала конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, и теперь должна учитывать предложения этой организации, пояснили организаторы. Если смотреть на эту проблематику шире, то стоит отметить следующий факт: Россия заняла очередное первое место в очередном рейтинге коррумпированности. Опрошенным был задан вопрос: как считаете, представители каких экспертных компаний скорее всего буду давать взятки? На первом месте оказалась Россия, на втором - Китай. Такая репутация страны в мире заставляет задуматься об эффективности тех мер, что принимаются сегодня властью (и активно декларируются ею) в целях борьбы со злоупотреблениями госслужащих.

Между тем, несмотря на существование модели кодекса об этике госслужащих, разработанной комиссией совета министров Совета Европы, его варианты различаются от страны к стране и от ведомства к ведомству, отмечали участники круглого стола. Характерно, что в его российской ипостаси основные положения "размазаны" и ввиду этого сложны для применения. Так, в частности, в модельном кодексе строго оговорено, что "личная заинтересованность" подразумевает под собой любую выгоду для служащего, а также его друзей, родственников, близких и для организаций, с которыми он связан. В российском кодексе такой определенности нет, констатировали участник круглого стола.

По словам директора Института философии Абдусалама Гусейнова, тематика предотвращения конфликта интересов и борьба с коррупцией - фокус этики госслужащего, и эти вопросы сегодня чрезвычайно актуальны. "Задача состоит в том, чтобы мобилизовать моральный фактор для решениях этих вопросов - ведь коррупция и конфликты интересов интересуют нас с точки зрения преодоления этих явлений", - подчеркнул он. Особенность морального сознания в России исторически состоит в том, что мораль рассматривается как дело совести, внутреннее состояние человека, и при этом она традиционно понимается в оппозиции правовой сфере, добавил директор ИФ РАН. И эту отечественную. специфику также невозможно не учитывать. "Пафос морали в русской философии неконкретен, и потому, вероятно, стоит минимизировать апелляцию к морали, блокировав тем самым злоупотребление ею", - резюмировал он.

По словам внештатного научного сотрудника ИФ РАН, профессора Андрея Прокофьева, системность коррупции в современных условиях российской госслужбы такова, что воззвание к этичности сродни призыву проявить героизм. Ведь, отказываясь от участия в этой системе, чиновник, фактически, отказывается от участия и в госслужбе как таковой, рискует карьерным ростом, а порой и работой. "Честный чиновник - первый кандидат на вылет из системы", - полагает Прокофьев.

Парадоксальным образом, если в Европе чиновникам дают взятку за то, чтобы они сделали нечто, что запрещено, в России взятки дают за то, что разрешено, констатировали участники дискуссии. Проблема заключается в том, отмечали они, что в современном российском обществе госслужба представляет собой вертикальную структуру, полностью лишенную механизмов контроля снизу. И создание такого механизма, способного обеспечить здоровую "трудовую атмосферу" представляется совершенно необходимым. В качестве примера приводились примеры из зарубежного опыта: комиссии по контролю над этикой госслужбы существуют во всех штатах США, подобные многочисленные организации, административные суды и т.п. есть и в странах Европы, но в России дело ограничивается лишь Национальным антикоррупционным комитетом, реальные полномочия которого крайне малы. В сложившихся условиях борьба с неэтичным поведением госслужащих представляется, скорее, декларацией такой борьбы, а следовательно, дискуссию стоит вести не только о том, как включить моральный фактор в процесс борьбы с коррупцией, но и о расширении контрольных полномочий самого общества, пришли к выводу участники круглого стола.