Наличие в структуре МИД РФ подразделения, контролирующего жизнь русского зарубежья, занимающегося проблемами соотечественников, проживающих за пределами России и чаще всего ставших после 1991 года гражданами иностранных государств вступает в прямое противоречие с интересами ведомства. МИД, как сугубо дипломатическое, миротворческое ведомство в первую очередь озабочен налаживанием компромиссного, взаимовыгодного диалога с любым (подчёркиваю - любым) руководством иностранных государств. И это правильно.

Сегодня же сложилась парадоксальная ситуация: в то время, как все подразделения МИД в поте лица налаживают добрососедские отношения, например с Украиной, одно-единственное подразделение (Россотрудничество) должно без устали вкалывать на... развал этой работы. Имея на Украине колоссальные транзитные и коммерческие интересы, Россия вынуждена параллельно защищать миллионы соотечественников, подвергаемые в этой деградировавшей восточноевропейской стране целенаправленному этноциду. И решает эти взаимоисключающие задачи одно и то же ведомство. Нетрудно угадать, что в дилемме "налаживание сбалансированных коммерческих и дипломатических отношений с Украиной - защита прав соотечественников", мидовцы выбирают первое. И не потому, что они отпетые циники, нет. Просто МИД не создан для конфликтов. Не мидовское это дело. Для этого есть другие министерства и ведомства - силовые и не очень. Отсюда и невнятная позиция МИД по фактам притеснений русскоязычного большинства, неумение сгруппировать, организовать соотечественников на борьбу с геноцидными проявлениями украинской администрации, а также беспомощность в случаях вопиющего хамства украинских криминальных "новых элит" в гуманитарной сфере. Отсюда и "проколы" в работе, и постоянно преследующие нас неудачи.

За примерами далеко ходить не надо. Для соблюдения видимости спокойствия и благополучия (а соответственно, и успешной работы ведомства), в угоду местным руководителям и в расчете на будущие торговые преференции, российские дипломаты создали мифическое объединение несуществующих пророссийских организаций - т.н. КСОРС (Координационный Совет организаций российских соотечественников). А во главу его поставили "рекомендованного" украинскими атлантистами некоего Вадима Колесниченко, который при ближайшем рассмотрении оказался кондовым украинским националистом, большим поклонником Тараса Бульбы-Боровца (пособника гитлеровцев, конкурента Степана Бандеры за верховенство в ОУН). Соответствует шефу и весь остальной руководящий состав "координационного совета": интересы православия стережёт в этой структуре зам. по идеологии - староста раскольничьей филаретовской секты; ещё один зам - активистка-писательница, пламенно призывавшая в 91-м "Долой от Москвы", "Хватит кормить московских оккупантов"; глава секретариата КСОРС прославился травлей русскоязычных газет и сайтов в Крыму и Киеве.

До полного абсурда ситуацию доводит тот факт, что вся верхушка "совета" - депутаты или помощники депутатов от Партии Регионов. Той самой, что прорвалась к власти исключительно благодаря обещаниям во что бы то ни стало восстановить попранные права русскоязычного большинства, но не выполнившей их, предавшей нас сразу же после выборов. А на днях "надёжные партнёры" вымолили ассоциированное членство Украины в ЕС. Теперь мы в полшага от вступления в НАТО.

Подобная фантасмагорическая ситуация, как это ни дико, вполне устраивает российский дипкорпус на Украине: эта симулятивная структура не будет "качать права" и портить отношения с украинскими олигархами ни при каких обстоятельствах. Можно, не оглядываясь на "гуманитарку", спокойно работать по основному профилю, "по экономике".

Тех же, кто "не сложил оружия", кто пытается противостоять этноциду самостоятельно, российские дипломаты крайне недипломатично окрестили "экстремистами" и "врагами России". Попытки навести порядок и хоть как-то исправить ситуацию горе-дипломаты квалифицируют как "склоки". Напомню однако, что во-первых, большинство т.н. "пророссийских организаций" созданы под присмотром российских дипломатов, ими же и опекаются - претензии только к себе; во-вторых, создание серьёзной организации (тем более - системы организаций) немыслимо без столкновения идей, позиций, интересов, личностей. Это неотъемлемая часть работы. Работа же дипломатов - искать рациональное зерно, направлять дискуссию в конструктивное русло, помогать одним словом.

Вот только организаций как таковых пока нет. КСОРС - это, по сути, мыльный пузырь, пустота. За большинством вошедших в него "организаций" нет ни людей, ни конкретных дел. Фикция. На его содержание выделяются немалые средства, но за стенами Россотрудничества о его существовании мало кто знает. Сколько денег потрачено на газеты и сайты, и ничего, пшик.

Люди, столь любимые нашими дипломатами большей частью публика случайная, в противостоянии "оранжизму" не замеченная. Не видно их было ни под стенами "Зоряного" (штаб сопротивления в 2004-05 г.г.), ни среди защитников Графской пристани в Севастополе, Киево-Печерской лавры, не больно спешили они в палаточные городки и на акции АнтиНАТО. Весь "оранжевый" период они просидели в тихих приёмных, преимущественно в Москве. Отсюда и презрительное отношение к ним реальных участников борьбы.

Киев - не вожделенный Париж, качество здешнего дипкорпуса заметно уступает качеству коллег, трудящихся в более "престижных" странах. Однако даже с поправкой на украинскую действительность некоторые вещи поражают. Чем, например, объяснить 14-летнее (в нарушение всех норм!) пребывание здесь советника-посланника г-на Лоскутова? Ведь именно он непосредственно курировал провальную для РФ "работу" и с Партией Регионов, и с соотечественниками. Именно он - в паре с г-ном Богачем, и в сговоре с подручными Виктора Ющенко - Виктором Балогой (главой Администрации президента), Валентином Наливайченко (шефом СБУ, главным "голодоморцем") и Николаем Онищуком (шефом Минюста, человеком из окружения В.Ющенко) - разорвали на части (в буквальном смысле!) "Русский Блок", лишив миллионы русскоговорящих политического голоса. Правда, судьба у заговорщиков сложилась по-разному: Ющенко со своими сообщниками всё пристальней поглядывает в сторону спасительной Америки, Богач теперь первый замглавы Московского Дома Соотечественника, а вот Лоскутов - "невозвращенец", остался на ПМЖ на Украине.

В результате такой "организации" Русское зарубежье несёт буквально ежедневные невосполнимые потери. Уходят разочарованные, растут поколения русскоговорящих русофобов, для которых "Москва" - матерное слово. Громадный потенциал "русского пояса" вокруг РФ используется практически на 0%. Выдавленные на задворки политической жизни, принуждаемые к мелкому попрошайничеству, русские организации измельчали, деградировали. Сегодня трудно поверить, что русские (русскоязычные) граждане Украины - это цвет нации, её и качественное, и количественное большинство. Что хозяева Украины они, а никак не маленькая, но хорошо организованная шумная стайка клептократов-перерожденцев, диктующих сегодня свою злую волю всей Украине - русской стране, задавленной антирусским квазигосударством. Вспомним, что и во входящих в состав ЕС республиках Прибалтики создана и успешно функционирует система апартеида, лишившая лиц славянской национальности основных гражданских прав, надежд на будущее. Евросоюз, столь скрупулёзно следящий за соблюдением пресловутых human rights вне своих пределов, абсолютно безразличен к судьбам сотен тысяч сегрегированных славян и других русскоязычных народов. Поэтому защитить гражданские права соотечественников обязана Россия. Это вполне соответствует букве и духу международного права, традициям прогрессивного мирового сообщества и статусу России - великой евразийской державы, члена Совбеза ООН. Но для решения этой благородной задачи в РФ должен быть создан специальный орган - инструмент реализации своих обязательств по защите гражданских прав за рубежом. Причём задача его - не создание бутафорских КСОРСов, и не вмешательство во внутренние дела сопредельных государств, а помощь потерявшимся на чужбине соотечественникам в деле реализации их законных прав, что неизбежно станет основой долгосрочных добрососедских, союзнических отношений наших государств. А дело МИД (и Россотрудничества в том числе) - сглаживать шероховатости, которые неизбежно возникнут в отношениях с соседями на первых порах деятельности вновь созданной структуры.

Возможно, конечно, создание подобного органа и на базе Россотрудничества. Но для этого его следует дистанцировать от основной структуры МИД, насытить материально, укрепить кадрами, значительно расширить полномочия.

Ситуацию нужно срочно менять коренным образом, к решению проблем подходить системно. Нужно брать ситуацию под контроль и начинать формировать свой собственный, выгодный нам политический дискурс. Отношение к нам, соотечественникам - своего рода маркер, проявляющий привлекательность России, вменяемость её власти. Стремление и способность государства защитить соотечественников в любой точке их нахождения - обязательное условие для страны, стремящейся вернуть себе статус мировой державы.

При правильной организации все сегодняшние недоразумения и разногласия между двумя русскими странами были бы просто немыслимы. И давно был бы и Таможенный Союз, и ЕЭП, и Евразийский Союз. И никаких кризисов.

Но для этого МИД должен договариваться и сглаживать, а вопросами организации и функционирования русского большинства, способного навести порядок на Украине и внести неоценимый вклад в построение Евразийского союза должны заниматься, повторюсь, совсем другие люди и другие организации. И в Москве и в Киеве. Иначе ни о каких Евразийских союзах и нечего и мечтать.

Алексей Александров, Киев.