Обзор воронежских СМИ с 7 по 13 ноября

Политика

"Единую Россию" ловят на бюджетниках, об этом в номере от 8 ноября пишет Коммерсантъ (Воронеж). Как пишет издание, "местные власти ищут оригинальные способы, чтобы побудить граждан голосовать за "Единую Россию". В распоряжении "Ъ" оказалась копия "бланка", на котором воронежские чиновники должны собирать подписи, подтверждающие, что они "настоятельно рекомендовали" расписавшимся голосовать за "Единую Россию" на выборах в Госдуму. Сами единороссы уверены, что в "данных агитматериалах" нет ничего противозаконного. В других регионах основными объектами воздействия со стороны администраций также остаются бюджетники".

Как пишет издание, бланк сбора подписей в поддержку партии "Единая Россия" в Воронеже начали распространять 2 ноября. "В "шапке" документа - цитата губернатора Алексея Гордеева, возглавляющего воронежскую группу "Единой России" на думских выборах. Он характеризует партию как "ответственную силу, работающую на перспективу", и "просит поддержать" ее на выборах. Ниже следует таблица, в которую должны вноситься имена, адреса, телефоны и подписи готовых поддержать партию граждан". При этом, как отмечает Ъ, сразу несколько руководителей госучреждений подтвердили, что "руководители мэрии и области, курирующие выборы", потребовали "охватить этими листами" всех подчиненных.

"То, что листовки распространяют чиновники среди своих подчиненных, можно квалифицировать как незаконную агитацию и злоупотребление служебным положением, считает глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. А персональные данные, которые оставляют расписавшиеся в бланках люди, можно будет использовать для проверки, голосовали они или нет".

Между тем, лидер реготделения "Единой России" Владимир Нетесов заявил изданию, что "в данных агитматериалах нет ничего противозаконного". "Все политические партии в рамках избирательной кампании мобилизуют свой электорат через так называемую "полевую" агитационную сеть, собирают подписи в свою поддержку. Не понимаю, почему столь пристальное внимание именно к нашим агитматериалам", - сказал Нетесов.

Экономика

В Воронежской области власти готовы к разным способам добычи у инвесторов дополнительных доходов в региональную казну, пишет Коммерсантъ (Воронеж) в номере от 9 ноября.

Как пишет издание, воронежские власти требуют от филиалов иногородних увеличения налоговых отчислений в бюджет региона. Первыми компаниями, подвергшимися критике властей, стали маслозавод Bunge и молкомбинат PepsiCo. При этом, пишет Ъ, "власти готовы применять административный ресурс в переговорах: в частности, Bunge рискует лишиться льготы по налогу на имущество, который экономит заводу свыше 60 млн руб. в год. В самих корпорациях ситуацию не комментируют. В ФНС между тем не видят экономического эффекта у данной инициативы, констатируя, что налоговая база предприятий останется неизменной".

Как считают власти, управляющая компания ООО "Бунге СНГ" закупает сырье и передает его на переработку своему филиалу в Каширском районе Воронежской области, после чего произведенная продукция реализуется также управляющей компанией, по чьим финансовым результатам якобы и определяется деятельность завода. По похожей схеме работает и PepsiCo с компанией "Аннинское молоко" - активом недавно приобретенного международной корпорацией холдинга "Вимм-Билль-Данн". Как считают в региональном правительстве, подобная схема не является незаконной, однако "если уважаемые инвесторы пользуются воронежскими черноземами" и другими местными ресурсами, то необходимо, "чтобы не только хозяева предприятий, но и областной бюджет получал от этого прибыль". "Если собственники компаний не захотят идти на компромиссы, то и на поддержку региона они могут не особо рассчитывать", - заявил изданию источник в правительстве.

Между тем, начальник отдела налогообложения юрлиц регионального управления ФНС Сергей Четвериков сообщил Ъ, что все предприятия, расположенные в области, и так платят налог на имущество, земельный и транспортный налоги, а также налог на прибыль в областной бюджет. "Мы не прогнозируем экономического эффекта от того, что в регион будет перенесен центр прибыли той или иной компании, тем более убыточной", - пояснил Четвериков.

В рейтинге наиболее благоприятных для жизни российских городов Воронеж занял 17-е место из ста, оставив позади не только крупные областные центры Черноземья, но и Сочи - столицу будущей Олимпиады пишет Моё! 8 ноября.

Как пишет газета, аналитики института территориального планирования "Урбаника" использовали данные официальной статистики, консалтинговых и риелторских компаний и НИИ. "Надо сказать, Воронеж выглядит вполне прилично. Так, в одном из рейтингов, призванных определить, какие из крупных городов страны могут предложить своим жителям наиболее качественную инфраструктуру и среду жизни, наш город оказался в пятёрке лучших из 20 городов, участвующих в исследовании. В другом, более масштабном, исследовании участвовали сто городов с населением свыше 170 тысяч человек. Здесь специалисты "Урбаники" совместно с Союзом архитекторов России учитывали не только качество развития городской среды, но и стоимость жизни, чтобы определить наиболее благоприятный для проживания город. Итак, раем на Российской земле, судя по исследованию, является город нефтяников Сургут. Лучшим из городов Черноземья назван Старый Оскол (7-е место в рейтинге). Воронеж занял благополучное 17-е место, обойдя Липецк и Белгород, которые нам частенько ставят в пример, и оставив позади Сочи".

Между тем, отмечает издание, данный рейтинг, как и большинство ему подобных, субъективен, а данные официальной статистики расходятся с реальностью. Так, пишет "Моё!", с одной стороны Воронеж входит в число городов-лидеров по обеспеченности жильем на душу населения - здесь он занимает четвертое место, при этом по возможности приобретения собственного жилья Воронеж только на 54-й строчке рейтинга, а по возможности аренды однокомнатной квартиры - на 71-й. По показателям уровня загруженности городских дорог Воронеж на 38-м месте. По уровню экологического загрязнения Воронеж занимает 14-е место, а по степени благоприятности природных условий город делит первое место ещё с 28 городами.

По наличию торговых центров, возможности приобретения товаров через интернет Воронеж вошёл в пятёрку лучших городов. Между тем, по покупательской способности населения мы 45-е, по уровню расходов на оплату ЖКХ - на 53-м месте, а по уровню расходов на потребление - на 63-м. По уровню городского благоустройства Воронеж делит с 59 городами места с 41-го по 100-е.

Общество

Еще раз тему благоприятной городской среды "Моё!" поднимает в статье "Раз ступенька, два ступенька...", автор которой встретился с жительницей Воронежа, передвигающейся на инвалидной коляске, и проделал с ней обычный для каждого человека путь от дома в магазин и аптеку, чтобы увидеть, какие трудности приходится преодолевать в инвалидной коляске, чтобы хоть как-то прожить в городе.

51-летняя жительница Воронежа Галина Самсон вместе с 80-летним отцом и котом Бегемотом живёт на последнем этаже девятиэтажки на улице 25 Января. Диагноз "полиомиелит" поставили Галине, когда ей едва исполнился год. До определенного времени она, хотя и с трудом, могла ходить, однако в последние пять лет она практически прикована к инвалидному креслу. Несмотря на то, что у нее 18 лет стажа экономиста, работу найти она не может - желающих брать на работу инвалида среди работодателей нет.

Женщина пытается вести активный образ жизни, ведет домашнее хозяйство, в теплое время года старается каждый день выходить на улицу. Зимой это делать практически невозможно - коляска не предусмотрена для того, чтобы ездить на ней по снегу и льду. В магазин, в аптеку ходит пожилой отец Галины или приходится заказывать продукты на дом.

Но даже в теплое время года Галине, чтобы выйти на улицу, приходится преодолеть восемь ступенек в подъезде (от лифта до двери) и четыре ступеньки от подъезда на улицу. "Женщина берёт с собой костыли, на которых с горем пополам спускается с лестницы. Спустить коляску и занести её обратно помогают сердобольные соседи с первого этажа. Они же хранят у себя костыли, пока Галина на улице".

Новые препятствия поджидают инвалида уже на улице. Помимо огромных ям, которые и на машине преодолевать тяжело, приходится пересекать бордюры. Пересечь дорогу даже на пешеходном переходе для инвалида-колясочника совсем непросто. Чтобы въехать на тротуар, в некоторых местах есть своеобразные асфальтовые пандусы, и тут же в местах съезда с тротуара на зебру - высокий бордюр. "Преодолеть бордюры мне помогают прохожие, - говорит Галина. - Ещё никто не отказывал мне в помощи. Отзывчивые люди - это, пожалуй, лучшее, что есть для инвалидов в нашем городе".

Из-за высоких ступенек и отсутствия пандусов женщина в коляске не может попасть в продуктовый магазин, чтобы купить необходимые продукты. Единственный доступный магазин - гипермаркет, на входе в который ступеньки отсутствуют. Ни в одну из трёх аптек, расположенных поблизости от дома Галины, въехать самостоятельно женщина не может: у аптек три или четыре ступеньки. В одной аптеке вообще нет пандусов, в другой пандус есть, но он настолько крутой, что даже с помощью заехать по нему невозможно. В третьей аптеке роль пандуса выполняют два желоба, расстояние между которыми просту не совпадает с расстоянием между колёсами инвалидной коляски. По той же причине неудобного пандуса Галина не ходит в местную 12-ю поликлинику. "Обидно не то, что я не могу куда-то попасть, - говорит Галина. - А то, что формально пандусы вроде как и есть. И потом в отчётах о том, что в городе делается для инвалидов, будет указано, что у нас оборудовано пандусами столько-то учреждений. А можно ли по этим пандусам заехать на инвалидной коляске - никого не интересует. Как было бы хорошо, если бы при строительстве очередного объекта брали инвалида в коляске, чтобы он пробовал, можно ли проехать во все точки этого объекта".

Культура

В Воронеже построили галеру, об этом пишет 11 ноября Российская газета. 15-метровое парусно-гребное судно объединило в себе черты галеры, североморского коча, казачьего струга и кораблей петровской эпохи, рассказал создатель судна Евгений Доброквашин. Он построил 10-весельную галеру в рекордно короткий срок: от закладки стапеля до мореходного корпуса прошло три месяца.

Киль и шпангоуты металлические, обшивка деревянная, из сосны, поверх нее монтируется гидроизоляция из нанополимеров. "Стеклопластиковые корпуса европейских катеров и яхт не выдерживают русских морозов и трескаются, - рассказал Евгений Александрович. - Наша обшивка из моноструктурированного полиэтилена, он хорошо зарекомендовал себя на опытных моделях". "Судно может передвигаться как при помощи 4,5-метровых весел (каждым оперируют два-три человека), так и под парусами: мачта и бушприт позволяют ставить стаксель и кливер. Будет на галере и двигатель, тоже уникальный - его собирает воронежский изобретатель. Подробностей судостроители не раскрывают, сообщили только, что судно не будет иметь гребного винта или водомета, а двигаться станет "инерцией масс". Дубовый штурвал для "Вельды" - так решено назвать галеру - делает местный мастер".

"Это прототип, на основе которого можно строить суда под конкретные задачи: обучать детей морскому делу, катать свадьбы или возить паломников на Соловки. Для моря киль можно заменить на более тяжелый, поставить две, а то и три мачты, установить на палубе рубку размером с трехкомнатную квартиру, - сообщил Доброквашин. - Малая осадка и небольшой вес позволяют вручную перетаскивать галеру через речные перекаты". Будущей весной инженер планирует спуститься на "Вельде" до Азова, маршрутом Петра Первого.