Авторы доклада: Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук, Наталия Урсу, аналитик АПЭК

Большой город: ушедшая энергия протеста

В России результаты голосования в крупных городах всегда являются важнейшим фактором федеральной избирательной кампании. Именно поэтому рейтинги партий и электоральные настроения в российских мегаполисах в преддверии выборов становятся максимально значительным. Причин такого влияния городов-миллионников на общую выборную картину несколько.

Крупные областные центры и города федерального значения являются центрами притяжения населения, активного в сфере бизнеса, культуры, политики. Часть такого населения нередко откровенно оппозиционна и настроена против действий власти. В связи с этим крупные города оттягивают на себя часть агитационных усилий партий.

Высокий показатель внутренних мигрантов в городах - областных центрах. Эта часть населения далека от проблем города или района, чаще всего не стремится в них вникать или вообще активно самоустраняется от участия в общественно-политической жизни. Это связано с ощущением социального дискомфорта у людей, переехавших в крупные города, а также с отсутствием собственной точки зрения по актуальным проблемам. Нередко причиной политического абсентеизма становится неуверенность в долгосрочности проживания на определенной территории, что провоцирует отсутствие ответственности за нее. Острые темы экологии, неблагоустроенности территорий, ЖКХ, транспортных проблем или высоких цен на жилье для части населения имеют низкое значение. А значит - не приведут их на избирательные участки. В крупных, часто перенаселенных городах, где плотность населения усложняет политическую агитацию, проживает большое количество незарегистрированных жителей, не имеющих возможности голосовать.

Информационное перенасыщение в больших городах является проблемой, значимой для всех партий. Причин несколько: в региональных центрах и двух столицах функционирует подавляющие большинство СМИ - федеральные и региональные каналы, издается большая часть газет, размещается масса коммерческой и социальной рекламы. К тому же жители крупных городов - наиболее активные пользователи Интернета. Итогом существования в таком гиперинформационном пространстве становится "замыленность" взгляда, отторжение любого навязываемого агитационного материала и общая апатия избирателей.

На крупные города приходится наиболее активная деятельность штабов партий: распространение агитационных материалов, проведение мероприятий и другая предвыборная работа ведется на ограниченной территории.

Высокий уровень образования совместно с высоким уровнем жизни актуализирует в крупных городах такие абстрактные конструкты, как "демократия", "представительство", "либеральные ценности", "экономические свободы".

Специфическое положение городов-столиц региона заключается в том, что они символизируют и региональную, и федеральную власть. Сюда стекается недовольство всего региона, что существенно меняет общее политическое настроение. В крупных городах на фоне в целом более высокого уровня жизни существует и так называемое "маргинальное кольцо". Это неблагоустроенные окраины, места проживания трудовых мигрантов -- людей с максимально низким уровнем жизни. Здесь сконцентрирована преступность, недовольство жизнью. Представители таких окраин чаще всего аполитичны, однако самим фактом своего существования они демонстрируют резкий социальный контраст.

Крупные города - не только средоточие всего спектра агитации, не только главные площадки избирательной кампании, но и место действия протестных групп.

Условно городской протест можно разделить на два вида: против конкретных проблем ("конструктивный") и против системы в целом ("деструктивный"). К "конструктивному" типу можно отнести постоянные и возникающие по случаю организации, требующие решения осязаемых социальных и экономических проблем. Наиболее актуальные сегодня проблемы и организации: цены на бензин и транспортный налог (ФАР, "Всероссийский оргкомитет автомобилистов", ТИГР), мигалки ("Синие ведерки"), тарифы и состояние ЖКХ, права трудящихся ("Коллективное действие"), а также представители бизнеса, недовольные повышением налогов, противники ЕГЭ, поборники экологии и другие.

Откровенно и даже опасно "деструктивными" сегодня можно назвать участников "Дней гнева", разнообразных националистов, в том числе выступающих с лозунгом "Хватит кормить Кавказ". Символом "деструктивного", антисистемного протеста в последний год стал блогер Алексей Навальный. Именно в крупных городах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, наиболее активны участники "Стратегии 31" - организации, пытающейся аккумулировать протест в глобальное противостояние системе.

"Единая Россия" стремится канализировать протест путем диалога. Еще в начале лета работу начал Общероссийский народный фронт, главными задачами которого стали построение системы площадок для обсуждения и решения конкретных проблем на местах, а также рекрутирование в "Единую Россию" новых лидеров, имеющих собственные рецепты по решению проблем. Промежуточным итогом работы стало попадание в списки партии людей из профессиональных сред и формирование интегральной "Народной программы". С помощью этих механизмов к конструктивным переговорам в разных регионах удалось привлечь представителей значимых протестных групп (организации автомобилистов "Свобода выбора", "Всероссийское общество автомобилистов", движение "Убитые дороги Пскова", московский "Архнадзор"). По выражению премьер-министра Владимира Путина, ОНФ сыграл роль некоего "пылесоса", сумевшего уже к началу кампании привлечь значительное количество протестных организаций.

Одним из главных достижений ОНФ стало снижение общего уровня протеста. Несмотря на предвыборную кампанию и осень, протестные настроения в стране постепенно стихают. Так, по данным ВЦИОМ, индекс общественного протеста (количество людей, ожидающих протестных выступлений) существенно снизился: с 70% в апреле до 60% в октябре. Понизился и индекс личного протеста (количество готовых участвовать в антиправительственных выступлениях): с апрельского показателя в 30% до 27% в октябре.

Косвенным подтверждением снижения протестной активности можно считать и традиционный митинг КПРФ, прошедший 7 ноября в Москве. Коммунисты, исторически являющиеся главными российскими оппозиционерами, а также представляющие самую политически активную часть избирателей - пенсионеров, в этом году не смогли вывести на акцию сколь-нибудь значимое количество участников. И это при том, что КПРФ ведет вполне активную и агрессивную избирательную кампанию, распространяет большое количество агитации.

В Санкт-Петербурге в центре политических дебатов в последние годы все чаще оказывалась проблема сохранения культурного наследия (движение "Живой город", "Градозащита"). В настоящий момент идет разработка заявки на федеральную целевую программу, которая продлиться 10 лет и будет направлена на сохранение исторического центра северной столицы. При этом принципиальное решение о поддержке этой программы уже принято: премьер-министр Владимир Путин и новый губернатор Георгий Полтавченко договорились о выделении 300 млрд рублей на эти нужды. Под свой жесткий контроль Полтавченко взял законодательную базу, регулирующую возможность демонтажа зданий, идет ужесточение контроля над строительством новых зданий, особенно в историческом центре. Параллельно интенсивными темпами идет подготовка города к зиме, решение проблем ЖКХ. Все это говорит не только о точечном решении проблем Петербурга, но и о формировании эффективной команды. "Точечная" политика Полтавченко привела и к снижению общегородского уровня протеста, и к некоторому укреплению позиций "Единой России".

Примером "делегирования" доверия популярного губернатора Валерия Шанцева "Единой России" можно считать Нижний Новгород, где власть начала активную борьбу с коррупцией и произволом в органах внутренних дел и среди чиновников. Заведен целый ряд уголовных дел на коррупционеров. После появления протестов против высоких тарифов на общественный транспорт Гордума одобрила передачу администрации Нижнего Новгорода полномочий по установлению тарифов на электротранспорт, что серьезно скорректирует муниципальные расходы и снизит убытки.

"Фактор Собянина" и стратегия "Единой России" в Москве

Традиционная картина изменения рейтинга "Единой России" в ходе выборной кампании выглядит следующим образом: от низкого показателя в начале кампании к повышению в середине и еще большему повышению к финалу.

Так, на выборах в Государственную Думу в 2007 году, по данным "Левада-центра", рейтинг "Единой России" поступательно рос от 46% в феврале к 54% в июле, а в ноябре показывал 67%. Итогом голосования стали, напомним, 64,3%. При этом максимальные показатели рейтингов отмечались социологическими службами не в ходе избирательных кампаний, а в другие периоды (осень 2008 года, "грузинский кризис", конец 2008 года).

В соответствии с результатами исследования "Левада-центра" "Единая Россия" постепенно прибавляет популярности в каждый из последних предвыборных месяцев: 54% в августе 2011 года, 57% в сентябре и 59-60% в октябре. Осенью усилилось одобрение россиянами положения дел в стране, которое до этого ослабевало в течение года ("Левада-центр"). Основываясь на данных исследований ВЦИОМ и фонда "Общественное мнение" (пересчитав текущие рейтинги на 100% избирателей при допущении, что неопределившиеся 30% граждан проголосуют в равной степени за все партии), фонд "Петербургская политика" прогнозирует "Единой России" результат 57%.

О позитивной динамике настроений избирателей свидетельствует и данные по столице: так, в середине октября, по данным ВЦИОМ, москвичи говорят не только о своем хорошем настроении, но и позитивно оценивают работу мэра, собираются идти на выборы.

Определяющим фактором успеха "Единой России" в Москве становится "фактор Собянина" - уникальный ресурс, которым обладает мэр Москвы. Авторитет Собянина на федеральном уровне позволяет мэру Москвы успешно реализовывать московские проекты и выносить их на федеральный уровень (расширение границ столицы, транспортные проекты). В качестве лидера московского отделения "Единой России" Собянин стал олицетворением надежды москвичей на уход от довольно архаичной во многих отношениях Москвы Лужкова, к прогрессивной и интегрированной в инновационные проекты "новой" Москве.

Немаловажным элементом "фактора Собянина" стало обновление московской элиты и приход новой административной элиты - "команды Собянина". С момента своего назначения мэр отправил в отставку около двух тысяч московских чиновников, практически полностью обновил список глав управ. Таким образом, "свежая кровь" должна стать основой для формирования новой городской политики. При этом активность остатков прежней властной корпорации является значительной угрозой новым "правилам игры" в Москве, что ощущают и рядовые москвичи. За исторически короткий срок Собянин сумел существенным образом упростить "многослойную матрешку" московской власти, навести порядок в сферах торговли и строительства, избавиться от ненужных активов московского правительства в других регионах России и за рубежом и инициировать комплексное решение транспортной проблемы в Москве.

За прошедший год мэр, при поддержке партии, внедрил новый стиль управления: демонстрация сменилась ставкой на эффективность. Как рядовые жители, так и представители элит заметили и осознали изменения в стиле управления, что стало дополнительным фактором электоральной мобилизации в пользу возглавляемой Собяниным "Единой России".

Если его предшественник делал много шумных заявлений, участвовал в проектах, зачастую не связанных с Москвой, то Собянин сосредоточен исключительно на столичных приоритетах. Под мэра "подстраиваются" и столичное правительство, и "Единая Россия". Вместе они представляют собой механизм, обеспечивающий довольно эффективную электоральную мобилизацию.

В столице активными темпами ведется обустройство выделенных полос движения для общественного транспорта, реконструкция Малого железнодорожного кольца и трамвайных путей, строительство парковочных карманов. Особая роль в развитии транспортной системы отводится расширению московского метро и строительству станций в пограничных с Московской областью районах. На эти цели из городского бюджета по инициативе "Единой России" выделено около 60 млрд рублей, федеральные субвенции составили 40 млрд рублей. Немаловажную роль в выделении столь существенного объема средств из федерального бюджета сыграл авторитет Собянина на федеральном уровне. Собянину удалось решить многолетнюю проблему Москвы - сделать строительный рынок города более прозрачным. Наиболее яркие примеры "чистки" на девелоперском рынке - истории с компаниями Mirax Group, "СУ-155", RGI.

Строительство жилья по-прежнему остается одной из главных задач столичных властей, но акцент при этом делается на создании комфортной среды для проживания. С этой целью в городе разработана и утверждена программа "Жилище" на 2012-2016 годы, которая предполагает возведение жилья для очередников, молодых семей и военнослужащих, переселение людей из аварийного и ветхого жилого фонда. Приняты программы по благоустройству детских площадок и дворов, ремонту подъездов.

На рейтинг "Единой России" в Москве серьёзное влияние оказывает концентрация в Москве всех типов партийной агитации - муниципального, регионального, федерального. Федеральная агитационная кампания правящей партии в Москве тесно ассоциирована с образами Владимира Путина и Дмитрия Медведева. То, что и Путин и Медведев большую часть своего рабочего времени находятся в Москве, усиливает агитационное воздействие.

В качестве мэра и лидера "Единой России" в Москве Сергей Собянин осуществляет "мягкое делегирование" своей поддержки со стороны москвичей партийной организации и "Единой России" в целом - по аналогии с тем, как Владимир Путин в 1999-м делегировал имевшуюся у него поддержку "Единству".

Москва становится центром любого общефедерального протеста, даже если акции проводятся во множестве городов одновременно. Это связано как с близостью объекта протестов, так и с большим количеством СМИ, освещающих городские новости. При этом в Москве есть специфические протестные группы, не встречающиеся или слабо представленные в других регионах. Несмотря на довольно высокий уровень активности протестных групп в столице, перенос протеста в политическую сферу в городе практически не осуществляется. Начиная с августа 2011 года социологами и журналистами фиксируется снижение уровня реальной протестной активности в Москве. В первую очередь это связано с эффективными действиями мэрии Москвы.

Сергей Собянин и городская администрация эффективно выстраивают коммуникацию с москвичами, используя для этого современные методы. Мэрия создала ряд специальных площадок в сети Интернет, на которых недовольные отдельными элементами городской политики могут внести свои предложения по их коррекции, -- как общегородских, так и тематических. Запущен сайт "Наш город", который позволяет горожанам участвовать в управлении мегаполисом. На портале москвичи оставляют комментарии о благоустройстве города, о работе поликлиник, больниц, детских садов и других учреждений. Примером тематической дискуссионной площадки можно считать сайт Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, на котором любой желающий может обсудить проекты строительства дорожных развязок. Среди важнейших "конструктивных" протестных групп столицы выделяют обманутых дольщиков, борцов за сохранение исторического наследия, недовольных транспортной системой города и вседозволенностью машин с "мигалками".

Обманутые дольщики протестуют против девелоперских и строительных компаний, которые, построив за их счёт жилые комплексы, по разным причинам лишили дольщиков положенного им жилья. Протест дольщиков часто переносится в адрес градостроительного комплекса московского правительства, который должен заниматься контролем за подобной деятельностью компаний-аферистов. В настоящий момент в Москве насчитывается 34 долгостроя, почти 5600 обманутых семей и ряд их организаций - например, "Комитет обманутых дольщиков Москвы и Московской области" и "Дольщики Москвы". Вместе они представляют серьёзную протестную силу, не раз выступавшую с крупными акциями, вплоть до перекрытия городских магистралей. Крупнейшие объединения дольщиков сложились на базе строек в районах Южное Тушино и Южное Бутово. Действия нового московского правительства направлены на решение проблемы. Принято решение о комплексных проверках всех проблемных объектов и о строительстве новых домов, в которые будут заселяться обманутые семьи.

Защитники исторического наследия выступают против сноса, зачастую несанкционированного, зданий, представляющих культурную и историческую ценность. Крупнейшей подобной организацией является "Архнадзор", регулярно выступающий с заявлениями о состоянии проблемы. Запрет на снос исторических зданий в центре Москвы, инициированный мэром Сергеем Собяниным, существенно ослабил аргументацию и активность этой группы протеста.

Протесты автомобилистов, ярче всего выражающиеся в акциях против высоких цен на бензин и транспортного налога, а так же в деятельности "Синих ведёрок", выступающих против произвола спецтранспорта. Если первая проблема является общероссийской, то вторая - исключительно столичной из-за обилия государственных учреждений и представителей власти в Москве. Кроме того, как показали проверки и рейды, проводимые журналистами, значительная часть "мигалок" и "блатных" номеров на московских автомобилях установлена незаконно, что создаёт повод для предположений о коррумпированности и бездействии органов внутренних дел, которые по идее должны пресекать подобные нарушения. Действия мэрии Москвы по снижению уровня протеста в данной области тесно переплетаются с действиями федеральной власти - примером могут послужить недавние рейды с участием полиции и спецслужб, в ходе которых было изъято большое количество нелегальных спецсигналов и пропусков.

"Деструктивный" протест представлен "Маршами несогласных", акциями "Стратегии-31", националистическими группировками типа ДПНИ, проводящими "Русские марши" и маргинальными экологами - защитниками Химкинского леса. Акции маргинальной оппозиции привлекают всё меньше сторонников. На акции "Стратегии-31" осенью 2011 года выходят уже не сотни, а десятки человек. Протест против строительства трассы через лес в Химках затухает в связи с уходом темы из информационного поля и явной ориентацией лидеров движения на политические акции. "Русский марш", собравший в начале ноября несколько тысяч человек, является серьёзной силой, однако слабо влияет на итоги голосования - большая часть националистов, промаршировавших в Люблино, являются несовершеннолетними или участвующими в масштабных акциях с целью ощутить "революционную романтику".

В ходе федеральной избирательной кампании Москва становится "локомотивом политического выбора" для других регионов. Формат агитационной кампании, при котором главный акцент делается на достижения исполнительной власти, а важную политическую роль играют сильные региональные лидеры, постепенно становится модельным для крупных российских городов.

* * *

УТОЧНЕННЫЙ ПРОГНОЗ АПЭК НА 25 НОЯБРЯ 2011 ГОДА (%)

Единая Россия: Россия - 56-60, Москва - 54-58

КПРФ: Россия - 16-18, Москва - 14-16

ЛДПР: Россия - 11-13, Москва - 10-12

Справедливая Россия: Россия - 8-10, Москва - 7-9

Яблоко: Россия - 3,0-3,5, Москва - 7-9

Правое дело: Россия - 2,5-3,0, Москва - 3,0-3,5

Патриоты России: Россия - 2,0-2,5, Москва - 1,0-1,5

Недействительные бюллетени: Россия - 1,0-1,5, Москва - 1,5-2,0

При пересчете на 100% избирателей. При допущении, что не определившиеся с выбором избиратели проголосуют за все партии в равной степени. При допущении, что число избирателей, готовых испортить бюллетени, незначительно.