"Мы живем в полностью деморализованном обществе. Это стало следствием перехода из одной общественно-политической системы в другую и причиной того, что в нашем обществе проявились такие позорные для армянской нации явления, как траффикинг, проституция и педофилия. Это крайняя точка падения армянского общества". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил председатель Армянской социологической ассоциации Геворг Погосян, комментируя судебный процесс в отношении собственника корпорации "Метл Принс", гражданина США Сероба Тер-Погосяна, признанного виновным в "насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних" и приговоренного к 15 годам тюремного заключения.

По словам социолога, странным является то, что подобная личность могла занимать в правительстве Армении должность советника премьер-министра по общественным вопросам, быть членом общественного совета Полиции. Как он указал, прежде чем вводить кого бы то ни было в ответственные учреждения и ведомства, следовало проверить, с кем имеют дело. "Не будем вспоминать про времена КГБ, но ведь очевидно, что к решению таких вопросов необходимо подходить с особой тщательностью. После этого случая, получается, что любой человек может оказаться в этих структурах", - отметил Погосян.

Он также добавил, что подобные наклонности у Тер-Погосяна вряд ли могли проявиться в одночасье, и следовательно, морально-психологический портрет подобной личности не мог представлять некой неразрешимой тайны. Вместе с тем, по утверждению социолога, положительным фактором в этом процессе следует считать то, что педофил получил наказание по всей строгости закона. "По сути, его не смогли спасти ни предыдущие связи, ни высокие покровители. Это самое положительное в этой истории", - указал председатель Армянской социологической ассоциации.

Он считает трагедией всего общества такую ситуацию, когда некоторые из родителей малолетних жертв педофила, даже после вскрытия на судебном процессе всей подноготной этой позорной истории, продолжали считать Тер-Погосяна благотворителем и меценатом. По его мнению, Армения при этом скатывается до уровня самых отсталых стран, в которых родители ради нищенского достатка сознательно направляют детей по порочному пути. "Это трагедия нашей нищеты. Возможно, мои слова у многих вызовут яростное сопротивление, но это вынужденная мера. Это трагедия, а не осуждаемое явление", - подчеркнул социолог.

Он особо отметил, что следствием резкого перехода из одной общественной формации в другую стало моральное разложение общества. При этом возникла необходимость в новых социологических понятиях - как, например, "новые бедные". "Этот термин я ввел. В традиционно отсталых странах бедность изначально означает необразованность, отсутствие крыши над головой, доступной медицинской помощи и других компонентов. У нас же в числе бедных - интеллигенция, люди, у которых в прошлом были дом, мебель, библиотека и высокий интеллектуальный уровень,но которые сегодня оказались в нищете", - сказал Погосян.

Подобные социальные пертурбации и катаклизмы, по его утверждению, приводят к коренной смене идентификационных представлений о нации. "Мы как этнос - опять же особенные и уникальные, но теперь уже в совершенно ином ракурсе. Наши представления об армянском народе корректируются, поскольку сегодня армянин отличается от того, который был 25 лет назад - традиционно трудолюбивый и честный. К сожалению, изменения носят далеко не позитивный характер. Мы давно уже не те армяне", - указал социолог.

Вместе с тем он отметил, что нации необходимо перестать жить иллюзорными представлениями прошлого и научиться видеть себя такими, какие они есть - это поможет определить направление, в котором необходимо направить усилия общества.

Ответил социолог и на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, является ли свидетельством определенного психологического дисбаланса и перекоса в общественном сознании тот факт, что данный судебный процесс и само явление так и не стали причиной для серьезных социологических исследований и обсуждений.

"Это не дисбаланс, а аномия нашего общества. Это результат нашей апатичности и безразличия. Тот вопрос, который в прошлом мог бы послужить поводом для восстания и бунта, уже забыт. Ведь Армения всегда отличалась повышенной любовью и трепетом по отношению к детям. Честно говоря, я ожидал, что вся эта история будет иметь самые бурные последствия", - подчеркнул эксперт. Как он пояснил, во многих странах проходит обсуждение этого вопроса, и особенно в России многие настаивают, чтобы ужесточить закон в отношении педофилов и насильников над детьми. По мнению социолога, в Армении также должна была бы последовать активная реакция политических деятелей, парламентариев, социологов - всего общества, которая могла бы проявиться в ужесточении соответствующих законов.

"И то, что этого не происходит, свидетельствует об изменении нашего общества - настолько мы все погружены в погоню за "хлебом насущным" и прочими материальными благами. Думаем и надеемся, что конкретно нас это не коснется. Однако в итоге эта трагедия постучится в дверь каждого из нас", - заключил Погосян.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в обвинительном заключении по делу председателя корпорации "Металл Принс", генерального директора Ахталинского горнообогатительного комбината, бывшего советника премьер-министра Армении Сероба Тер-Погосяна, сказано, что он ранее не имел судимости, проживает в Ахтале уже 10 лет, и в ходе своей профессиональной деятельности снискал в среде жителей городка славу благотворителя. "Питая слабость к мужскому полу, он занимался гомосексуализмом и иными действиями сексуального характера", - сказано в документе. В ходе предварительного следствия доказано, что председатель корпорации "Металл Принц" Сероб Тер-Погосян в 2004-2010 годах выбирал подходящих кандидатов для своих сексуальных потех из несовершеннолетних жителей Ахталы.

Он делал фото и видео съемки во время их отдыха в скаутских лагерях или во время походов, спортивных состязаний или встреч в школах, а затем выбирал из них наиболее уязвимых - социально необеспеченных и выросших без отца привлекательных мальчиков, которым на первой же встрече предлагал до 100000 драмов (примерно $300) безвозмездно. Против воли мальчиков, используя их беспомощное положение - нужду, а также уязвимость в связи с переходным возрастом и страх перед его солидным положением, он склонял их к гомосексуализму и иным действиям сексуального характера, в том числе оральному сексу и онанизму, и за каждый случай платил им деньги, обеспечивая их зависимость от себя и возможность дальнейшей сексуальной эксплуатации. Тер-Погосян также делал фото и видеосъемки, чтобы шантажировать свои жертвы и заставлять их молчать. В отдельных случаях он становился крестным объектов своих сексуальных домогательств.

Далее в заключении приводится целый ряд эпизодов совращения, сексуальной эксплуатации и шантажа несовершеннолетних, в том числе и организация группового насилия. Напомним, что в ходе следствия изначально предъявленное Тер-Погосяну обвинение, по которому он мог отделаться легким наказанием, переквалифицировано в более суровое обвинение по второй и третьей части статьи 139 УК РА (Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней); совершенные в отношении потерпевшего (потерпевшей), не достигшего (не достигшей) четырнадцатилетнего возраста, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет).