В литовской столице Вильнюсе прошла презентация фундаментального исследования публициста Повиласа Масюлениса - "Книги памяти жертв партизанского террора", сообщает сегодня, 30 ноября, корреспондент ИА REGNUM.

Труд Масюлениса - первое полное исследование, в котором представлены списки жителей Литвы, большей частью гражданских лиц, без суда и следствия убитых литовскими партизанами ("лесными братьями"), в 1944 - 1953 годах. Рядом с фамилиями - краткие данные о жертвах партизанского террора. Повилас Масюленис доказывает, что в послевоенные годы в Литве от рук "вооруженных борцов против оккупантов" погибло примерно 20 тыс. лиц гражданского населения. Среди них - около тысячи детей и несовершеннолетних подростков.

То есть, ежегодно от рук "лесных братьев", чей облик сегодня героизируется в Литве на самом высоком уровне, погибало примерно 2,2 тыс. взрослых (по 6 расстрелов в день) и примерно по 110 детей (каждую неделю расстреливали, топили, сжигали или умерщвляли иным способом по 2 ребенка).

Напомним, что современная литовская армия считает себя правопреемницей и прямой наследницей партизан, действовавших в литовских лесах в 1944 - 1953 годах. О великой патриотической миссии "лесных братьев" неоднократно высказывалась спикер Сейма Ирена Дягутене. В картинной галерее литовского парламента многократно были развернуты выставки, посвященные "легендарным героям партизанского сопротивления". Одна из таких выставок была посвящена партизану Крауялису, на счету которого нет ни одного уничтоженного вооруженного "оккупанта". Вместо борьбы с ними Крауялис убивал мирное население в Утенском, Аникщяйском и Молетском районах.

В послевоенные году в Литве фактически шла необъявленная гражданская война, которую идеологи официального Вильнюса не признают ради единства нации и желания представить послевоенное вооруженное сопротивление массовым, а не очаговым, явлением.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 28 и 29 ноября в литовском парламенте работала международная историческая конференция "История и память. Советское прошлое 1953 - 1990 годы".

В выступлениях прозвучало, что с 1940 по 1980 в Литве существовало только молодежных подпольных организаций более 450, объединявших в своих рядах примерно 3,5 тыс. юношей и девушек.

Рассказывая анекдоты или спрашивая на собраниях, "почему русские в Литве занимают так много руководящих постов и не стремятся изучать литовский язык?", молодежь "размывала устои Советской власти и демонстрировала стремление к свободе и независимости Литвы".