Латвийская газета Diena публикует интервью с сопредседателем с латвийской стороны российско-латвийской комиссии историков Инесисом Фелдманисом, текст которого приводим полностью:

Расскажите, как прошло первое собрание российских и латвийских историков в Москве. Были ли российские историки рады вас видеть?

Я думаю, что наши интересы совпадают в любом случае, я был рад видеть российских историков, а они были рады видеть нас. Между нами, историками, никаких проблем нет. Мы все хорошо понимаем, что межгосударственная комиссия историков, это свое необходимый политический пласт, доказательство того, что между нашими странами хорошие отношения. Историки же очень хорошо понимают дискутируемые проблемы, я, например, не знаю ни одного серьезного российского историка, который в данный момент сомневался бы в факте оккупации Латвии. У межгосударственной комиссии историков совсем другие задачи, нежели это представляет часть общества -- в том числе и журналисты -- как у нас, так и в России, которая думает, что мы готовы уступить в каких-то исторически вопросах.

Говоря о вопросе оккупации 1940 года, мы, естественно не готовы ни в чем уступать. Наша позиция настолько сильна, аргументирована, закреплена в исторической литературе -- в том числе и в западной исторической литературе -- что тут нечего обсуждать. В России очень строгие архивные законы. Я надеюсь, что межгосударственная комиссия станет тем учреждением, которое сумеет немного ликвидировать эту строгость и латвийские историки получат больший доступ к архивам. Если брать официально установленные в России ограничения для доступа к архивам в 75 лет, то самое ранее, к чему мы можем получить доступ, это 1936 год, что не позволяет нам изучить важные события нашей истории.

Хочу подчеркнуть, что главное, что даст эта комиссия: она способствует пониманию в России, что какой бы не была история, историческую правду следует признавать и что не может быть так, что цвет истории только белый или только черный. История ни белая и ни черная, она серая и у всех в ней есть свои грехи. Надеемся, что историческая комиссия поспособствует тому, что российские официальные должностные лица придут к выводу, что у них нет иного выхода, как только официально признать факт оккупации в Латвии.

Вы сказали, что история не бывает только белой или черной. Тогда оккупация 1940 года не является черным фактом латвийской истории?

Каждый стремится свою историю представить черно-белой, естественно, что оккупация черный факт в истории Латвии. Однако многие с российской стороны думают, что всеми своими оккупациями и подчинением народа сделали добро, что мы тут должны быть благодарны, что нас завоевали, поработили и оккупировали. Мы не можем сказать, что история одного народа полностью белая, а у второй абсолютно черная.

Но все-таки в вопросе оккупации 1940 года мы белые, совершенно невинные, а виновата Россия?

Мы тоже не невинные. Если бы в тридцатые годы не существовала наша "пятая колонна", если бы в Латвии не сформировалась диктатура, возможно, события развивались бы иначе. Наша история не только белая, она тоже только серая. Сталин все тридцатые годы зондировал и думал, что с нами делать. И он увидел, что здесь столько людей его поддерживают, почему бы не попробовать сделать все то, что он сделал? Как работала группа "Яунакас зиняс" (газета, издаваемая в Латвии в 30-40-х годах - ИА REGNUM) в тридцатые годы? Беньяминя (Эмилия, издательница "Яунакас зиняс" - ИА REGNUM) платила фантастические гонорары Вилису Лацису, который передал латвийское государство и который подписал распоряжение о ее высылке в Сибирь. В латвийской истории полно таких фактов, естественно, что она не белая.

ИА REGNUM: терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида в Латвии и Эстонии, теория "оккупации" позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные": территориальные приращения Литвы, осуществлённые СССР (Мемельский край и Виленский край), свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д. Новый президент Латвии Андрис Берзиньш, в частности, относится к советской номенклатуре - высшему чиновничеству, назначение которого относилось к сфере исключительного ведения центральных партийно-советских органов СССР, поскольку в советское время занимал должность заместителя министра в правительстве Латвийской ССР.

Среди российских историков "советскую оккупацию" Латвии признали только кандидат исторических наук Борис Соколов и академик Александр Чубарьян. Так, Соколов заявляет о "советской оккупации" Латвии в своих многочисленных выступлениях. "Советская оккупация" Прибалтики была признана в вышедшем под редакцией Чубарьяна в 2006 году российско-литовском сборнике документов.