Интервью ИА REGNUM с директором департамента конфликтологии Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусом.

ИА REGNUM: Правительственная делегация Азербайджана во главе с заведующим отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Али Гасановым отправилась с визитом в Иран. Накануне стороны обменялись резкими заявлениями. Чего вы ожидаете от этих переговоров?

Такого рода встреча, в общем-то, давно ожидалась. Не раз наша сторона изъявляла желание к обсуждению острых моментов, поскольку, действительно, в последнее время азербайджано-иранские отношения не самые лучшие. Обе стороны выступали с заявлениями, направленными друг против друга. Мы, разумеется, не обращали внимания на то, что наши здесь делают. Замечали только то, что высказывалось против Азербайджана. Иран, конечно, тоже много что делал. Это и, как было сказано, канал "Сехер 2", который давно превратился для многих азербайджанцев в аналог "Радио Свобода" и "Голоса Америки". То есть для моего поколения, которое когда хотело узнать правду о ситуации в Советском Союзе, слушало эти радиоголоса. Сейчас многие для того, чтобы узнать о том, что творится в Азербайджане, слушают "Сехер-2", где вещание идет на родном азербайджанском языке. При этом не надо даже звонить в Иран, там указаны телефоны бакинской службы. И если вы хотите позвонить, то можете спокойно это сделать - ситуация даже намного лучше для азербайджанцев сейчас в этом отношении, чем для нас, советских людей, в советское время. То есть не позвонить было на "Радио Свобода" или "Голос Америки".

Верно и то, что заявления делались и на уровне официальных лиц. Это и иранский генерал, и не только он один, но и наши делали заявления. Представители Азербайджана выступали с заявлениями и в связи с политикой Ирана по Карабаху, и не только по Карабаху. В основном, в последнее время активным был Иран. Это было связано с тем, что у нас последние несколько лет ведется наступление против религии, и иранская сторона все время протестовала в связи с этим и делала заявления по этому поводу.

Хотя я скажу так. Я, конечно, очень хотел бы, чтобы азербайджанская сторона проявила максимум решительности и потребовала осуждения и недопущения того, что сейчас произошло в связи с делом Рафика Таги. Если помните, в 2006 году иранский аятолла Лянкярани объявил фетву в отношении Рафика Таги, а сейчас, после убийства Таги, сын Лянкярани поздравил азербайджанский народ вот с этим трагическим событием. Это крайне недопустимо, поскольку речь идет об откровенном вмешательстве представителя, гражданина и структур одного государства во внутренние дела другого. В данном случае Ирана во внутренние дела Азербайджана. И, конечно, было бы хорошо, если бы азербайджанская сторона акцентировала особенно свое внимание на этом иранской стороны. Но я знаю, что этого не будет. Я думаю, что результат этой встречи будет, в общем-то, нулевой. Так эта встреча и закончится ничем.

ИА REGNUM: То есть на уровне глав государств, министерств, парламентов будет заявляться о дружбе, о том, что развитие двусторонних отношений идет успешно, что Азербайджан и Иран являются братскими государствами, а тем временем провокационные выступления будут продолжаться?

Будет то, что имело место до сих пор. Если обратить внимание, то всегда на уровне президентов, парламентов, министерств, как вы сказали, делались заявления, что все хорошо, что каждая сторона стремится к дружбе, к сотрудничеству. А резкие заявления делали отдельные персонажи, структуры. Вспомните, когда наша сторона неоднократно обращалась к иранской стороне с тем, чтобы не допускались антиазербайджанские заявления на телеканале "Сехер 2" или даже с требованием запретить его вещание, иранская сторона заявляла, что, мол, это независимый канал, что они не могут вмешиваться в эти дела. Мы прекрасно понимаем, что это не так, конечно же. Я думаю, что и сейчас будет то же самое. Будут декларативные заявления о дружбе, сотрудничестве, о том, что все хорошо. Но в реальности будет несколько иначе. То, что было до сих пор, то и останется. Потому что слишком разные полюса и ценности у отдельных обществ.

Иран предъявляет нам претензии по поводу наших отношений с Израилем, Соединенными Штатами, в связи с нашем евроинтеграцией, стремлением войти в другие структуры. Они крайне болезненно на все это реагируют и осуществляют политику вмешательства во внутренние наши дела в виде разжигания как межконфессиональной, так и даже межнациональной розни, если иметь в виду, что проиранскими у нас являются многие нацменьшинства ираноязычных групп, в том числе таты, талыши, курды. Этот вопрос, конечно, имеет место. То есть Иран использует свои возможности, свои карты для того, чтобы оказать давление на Азербайджан. Но в тоже время он предъявляет претензии к Баку в том, что тот продолжает политику сближения с Израилем, с НАТО, с американцами. Что тот разрешает использовать свою территорию для тех или иных действий союзников, как, пока что, в вопросе Ирака или Афганистана, так, и в дальнейшем, при будущем конфликте западных стран с Ираном. И не зря, если вы помните, Иран пригрозил даже Турции, вроде бы союзнику своему, который оказывал ей содействие и достаточно решительно выступал против тех же Соединенных Штатов, когда те хотели ввести санкции против Тегерана. И вдруг Иран против Турции сделал резкие заявления. А уж против нас не один раз уже сделал. И даже был список объектов, которые Иран будет в Азербайджане бомбить. Их опубликовал Эйнулла Фатуллаев.

Так что на протяжении 20 лет независимости Азербайджана Иран больше всего, за исключением, конечно, Армении, с которой Баку находится в состоянии войны, критикует нашу страну. А с Ираном Азербайджан постоянно декларирует принципы дружбы, сотрудничества, но при этом обе стороны откровенно друг другу не доверяют, относятся с подозрительностью. Обе стороны постоянно что-то делают друг против друга. Наши используют активность южных азербайджанцев, что не может ни тревожить официальный Тегеран. Достаточно вспомнить знаменитое майское выступление азербайджанцев в Иране в 2006 году. Когда из-за знаменитого путча на несколько дней весь северный Иран, то есть Южный Азербайджан, оказался полностью во власти азербайджанцев. Так все иранцы, особенно, госчиновники, бежали в другие города.

В Иране, конечно же, боятся этнического сепаратизма азербайджанцев. Для них вообще существование независимого Азербайджана, это как кость в горле, потому что это оказывает воздействие на рост сепаратистских настроений у южных азербайджанцев. То есть у них сложный достаточно комплекс факторов, который приводит к тому, что сейчас идет информационная война между обеими сторонами.

ИА REGNUM: К чему могут привести действия Евросоюза в ответ на нападение на посольство Великобритании в Тегеране?

Я не думаю, что это приведет к тому, о чем многие говорят. Я имею в виду, что начнутся боевые действия. Я более чем уверен, что будут санкции, которые будут носить как дипломатический и политический характер, так и экономический. Но проведения каких-то военных акций, бомбардировок, атак с воздуха и других аналогичных действий не будет.

ИА REGNUM: А на что надеется Махмуд Ахмадинежад, совершая такие шаги? На то, что многие европейские страны используют иранскую нефть?

Я думаю, что мы должны все-таки иметь в виду, что Ахмадинежад достаточно неадекватная личность. Почему я, с одной стороны, уверен, что все-таки Запад не будет делать того, о чем многие говорят, то есть что войны не будет. На Западе все-таки преобладает мнение, что Иран - это не маленькое государство, а большая страна. Военные действия против Тегерана - это не одномоментное явление, они могут привести к большим потерям. Кроме того, это может разрушить и без того сложную финансовую систему, ведь сейчас на Западе финансовый кризис. А, самое главное, они считают, что если в Иране власть поменяется, и на смену Ахмадинежаду придет другой политик, то это может резко всё изменить. Так зачем воевать. Лучше подождать или оказывать давление на иранское общество, чтобы там, в Иране, пришел к власти более адекватный лидер.

А что касается Ахмадинежада, то, действительно, очень многие его действия во многом напоминают даже нашего президента, который также полагает, что Запад не должен оказывать давление на Азербайджан, поскольку он покупает у нас нефть и газ. То есть энергоресурсы - превыше всего, и ради этого должны закрываться глаза на многое. Это достаточно распространенная психология у многих политиков, возглавляющих страны, где имеются ресурсы. Это и Россия. Если посмотреть, тот же Путин и другие не зря используют газовый фактор как инструмент давления или оружия в отношениях с другими странами. Это достаточно широко распространенное мнение, что если покупаете наши энергоресурсы, то не надо оказывать давление на нас. Этим объясняются многие действия Ахмадинежада и, к сожалению, правящей элиты Ирана.