Запад не жалеет финансовых средств на армянские СМИ, а число созданных Западом в Армении общественных организаций уже достигло 6-7 тыс. Это уже совершенно определенная масса, которая притягивает к себе партии и политические движения. Все партии заняты поиском организованного электората, а следовательно, ориентированность этих организаций на Запад диктует политическим силам новые "правила игры". Конечно же, глубинные вопросы при подобных процессах не поднимаются, но это серьезный и детально проработанный механизм. Если Закавказье выйдет из российской зоны влияния, то для России начнутся опаснейшие проблемы. Вслед за "взрывом" Закавказья получит прикладное значение разыгрывание фактора национальных меньшинств в самой России. Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил независимый депутат парламента Армении Вардан Хачатрян, комментируя внутриполитическую ситуацию в стране.

ИА REGNUM: Как правило, политологи и эксперты, давая прогноз предстоящих выборов, в числе политических сил, преодолевших 5-процентный барьер, называют Республиканскую партию Армении (РПА), АРФ "Дашнакцутюн", Армянский национальный конгресс, партии - "Оринац еркир" (ОЕП), "Процветающая Армения" (ППА) и "Наследие".

Подобный расклад вполне возможен, если только все станет развиваться в том же русле, что и сейчас. Но вряд ли сохранится этот вектор, если поднимется серьезная протестная волна. В таком случае будет задействованы совершенно иные механизмы. Нам известны такие процессы, но тогда поднявшаяся волна была не в состоянии преодолеть противостояние власти - против протестантов вывели полицейские силы, и "решили проблему". Однако вполне допустимо, что в перспективе волна сможет "перехлестнуть" сопротивление властей, а следовательно, годами выстраиваемая политическая мозаика мгновенно разрушится. Эта протестная волна может продиктовать власти - зарегистрировать число реальных голосов. К сожалению, иным способом - без силового давления невозможно этого добиться, поскольку институциональные развития показывают, что изменений нет ни на уровне Конституционного суда, ни в судах первой инстанции, ни где-либо еще. Так вот эта волна в состоянии добиться изменений.

ИА REGNUM: Указанная вами манипулятивность предполагает вмешательство во внутриполитические процессы Армении извне?

К сожалению, Армения стала страной очень уязвимой и подверженной различным внешним влияниям - будь то Америка или Европа, будь то Россия или Восток. Усиление этих воздействий стало возможным, поскольку база, на основе которой можно возвести, условно говоря, башню под названием Армения, весьма шатка. Резистенция страны сведена на нет. В такой ситуации следует ожидать самые непредсказуемые развития и слив компроматов.

ИА REGNUM: То есть не исключено, что протестная волна может быть инициирована по сценарию "арабских революций"?

Возможно и такое. К сожалению, Армения сегодня пребывает в роли "колосса на глиняных ногах", который должен быть подвержен внешним воздействиям, а иначе - рухнет и рассыплется. Сегодня у Армении нет прочной и крепкой основы, а то, что было ранее, подверглось эрозии и почти исчезло. Помимо этого, не улучшилось и экономическое положение народа, который мог бы в этом случае сказать, что хоть живем неплохо.

ИА REGNUM: Политологи обычно упоминают две серьезные внешние силы, имеющие заметное влияние на Армению - Россию и некое обобщенное понятие Запада. При этом также часто отмечают, что в последнее время заметно возрастает воздействие Запада, тогда как российская держава проявляет чуть ли не демонстративную пассивность.

Это принципиально разные игроки как на уровне применяемых методов, так и в плане мышления и восприятия. Иными словами, Армения для Запада - это реализация одного из участков проекта Великий Восток. Если в российско-армянских взаимоотношениях можно говорить об общем духовном знаменателе и цивилизационной схожести, то понятие Запада еще только формируется - под мощным воздействием СМИ и разных гражданских институтов. Я не хочу говорить и анализировать, кто лучше и в чем. Но отмечу, что активное создание со стороны Запада разветвленной интернет-сети и параллельных структур всегда дает возможность резкой перемены ситуации. Иными словами, для такой страны, как Армения, в этом случае возникает серьезная угроза манипуляции со стороны иностранного государства.

ИА REGNUM: Но разве политические силы Армении не осознают этого?

Скажем так, Запад не жалеет финансовых средств на армянские СМИ, большинство из которых сегодня находятся под его воздействием и, естественно, работают в этом направлении. Число созданных Западом в Армении общественных организаций уже достигло 6-7 тыс., и в этом случае неважно, малочисленны они в отдельности или нет. Это уже совершенно определенная масса, которая притягивает к себе партии и политические движения. Все партии заняты поиском организованного электората, а следовательно, ориентированность этих организаций на Запад диктует политическим силам новые "правила игры". Конечно же, глубинные вопросы при подобных процессах не поднимаются, но это серьезный и детально проработанный механизм.

ИА REGNUM: Но почему тогда Россия не активизирует свои усилия в этом направлении? Ведь в Армении у нее достаточно основательный потенциал, ей принадлежит немало предприятий, и достаточно задействовать этот ресурс, чтобы получить необходимый резонанс. Возможно, ее не очень интересует и заботит то, что происходит в Армении?

Ситуацию могу объяснить лишь тем, что сегодня в России есть люди, которые не хотят углубляться в эти проблемы, на уровне макромышления они с трудом представляют роль Армении в стратегии по сохранению и укреплению резистенции России. Все это меня, конечно же, удивляет. Если Закавказье выйдет из российской зоны влияния, то для России начнутся опаснейшие проблемы. Вслед за "взрывом" Закавказья получит прикладное значение разыгрывание фактора национальных меньшинств в самой России. Я, например, решительно против такого сценария, поскольку чувствую и осознаю духовную общность армянских и российских цивилизационных пластов, а также - перспективы нашего дальнейшего совместного будущего. Парадоксально и обидно, что как в России, так и в Армении есть силы, которые готовы забыть об этом в угоду сиюминутным интересам.

ИА REGNUM: А можно ли рассматривать Евразийский союз в контексте реальных перспектив совместного будущего?

Это новая глобальная цель, к которой стремятся Россия и соседние страны. Особо надо отметить, что конкретно для армянского народа исключительно позитивно воспринимаема любая идея по созданию некоего общего пространства, поскольку предприимчивость, энергия и ум армян получают в этом случае простор для максимального самовыражения. Достаточно вспомнить, что известный Великий шелковый путь создавался в результате деятельности армян, которые прокладывали новые пути с Востока на Запад. Во времена СССР представители армянского народа достигали заметных успехов во многих сферах и областях, поскольку они оказались в единой системе без пространственных ограничений. Так что и Евразийский союз - это отличная возможность для Армении наиболее полно раскрыть свой потенциал.

ИА REGNUM: Как может отразиться на процессе выборов в Армении ситуация в Нагорном Карабахе? Возможно ли задействование фактора карабахского конфликта для получения необходимых дивидендов в предвыборной кампании?

Это всегда мощный фактор. Если тенденции по карабахскому конфликту войдут в завершающую фазу, когда возникнет необходимость определенных компромиссов и уступок, то со стороны армянского общества это будет восприниматься чрезвычайно остро и болезненно. Толерантность и терпимость общества по отношению к властям обусловлена угрозой войны в Нагорно-Карабахской республике (НКР), а иными словами, многие опасаются, что в результате дестабилизации политической обстановки в Армении азербайджанская сторона воспользуется этим обстоятельством и начнет военные действия в зоне карабахского конфликта. Эта угроза влияет на многие политические процессы. Если же урегулирование карабахского конфликта войдет в конечную фазу, то существующие партии потеряют свое воздействие на массы.

ИА REGNUM: Чем можно объяснить тот парадоксальный факт, что оппозиционные партии Армении в преддверии выборов не только не стремятся к консолидации, но и больше противостоят друг другу, нежели правящей партии?

Любая политическая сила, как правило, завышено относится к собственным возможностям, чем это есть на самом деле. Формирование реальных конфигураций выяснится, когда появится реальная цель. То, что сегодня происходит в политическом поле - результат фальстарта. Помимо этого, каждая сила старается играть и маневрировать до такой степени, пока не получит наиболее точный вариант. Так что при всех своих противоречиях и порой оскорбительных выпадах, как, например, произошло во время последних обсуждений в парламенте между фракциями от АРФ "Дашнакцутюн" и партии "Наследие", ни одна политическая сила не идет на окончательный разрыв. После всех этих столкновений и перепалок между ними продолжается переговорный процесс.

Беседовал Валерий Гаспарян