Президент Азербайджана Ильхам Алиев 26 декабря подписал распоряжение об амнистии 92 заключенных, сообщила пресс-служба главы государства. 75 человек освобождаются от оставшейся части срока лишения свободы, один - от условного наказания, двое от исправительных работ, и 14 - от штрафов.

Среди помилованных трое политзаключенных из списков местных правозащитников. В частности, из тюремного заключения освобождается молодежный активист ПНФА Джаббар Савалан, признанный международными правозащитными организациями узником совести. Он был арестован в феврале этого года и осужден к 2,5 годам лишения свободы по обвинению в незаконном хранении наркотиков.

Кроме того, освобождается бывший командир ОПОН Низами Шахмурадов, осужденный по мартовским событиям 1995 года. Долгое время он скрывался от следствия за рубежом. Однако в 2007 году вернулся в Баку для участия на похоронах матери и после траурной церемонии сдался властям. Тем не менее, в 2008 году его осудили к 7 годам лишения свободы.

Помилован также Мехман Мамедов. Он являлся водителем бывшего прокурора Баку Мамеда Гулиева и был осужден в 2006 году на 7 лет по обвинению в попытке осуществления госпереворота в 2000 году, который, согласно следствию, готовил бывший прокурор Хатаинского района Махир Джавадов.

Примечательно, что об ожидающемся помиловании указанных 3 лиц еще месяц назад сообщил глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаев, который ссылался на ответ на его информационный запрос из Минюста. В ответе сообщалось о представлении к помилованию еще 2 человек, однако они в список не попали. Фатуллаев позитивно оценил распоряжение президента и выразил надежду, что в ходе последующих помилований будут освобождены "все невинно осужденные".

В свою очередь, директор Института мира и демократии Лейла Юнус выразила сожаление, что "и нынешнее помилование, как и предыдущие не решило проблему политзаключенных". На ее взгляд, "это является показателем отсутствия у властей политической воли для решения проблемы политзаключенных и стремления и дальше проводить политику репрессий против своих оппонентов". По данным Юнус, в тюрьмах страны продолжают оставаться около 70 политзаключенных