Выборы в Приднестровье: "Приднестровье в очередной раз ткнуло нас носом в демократию". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Трудно представить себе честное и правдоподобное объяснение для международного сообщества, почему мы отказываемся от Приднестровья".

Выборы в Приднестровье: "Приднестровье в очередной раз ткнуло нас носом в демократию"

По итогам прошедшего в минувшее воскресенье второго тура выборов лидер движения "Возрождение Приднестровья" Евгений Шевчук официально объявлен избранным президентом Приднестровья, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Кандидат Кремля", спикер парламента и глава правящей партии "Обновление" Анатолий Каминский потерпел разгромное поражение. Столь убедительная победа господина Шевчука явилась сюрпризом для экспертов как в Тирасполе, так и в Кишиневе. Молдавская сторона надеется на большую гибкость нового приднестровского лидера, указывая на его принадлежность к новому поколению политиков. Сам господин Шевчук, однако, намерен выстраивать с Молдавией исключительно "добрососедские" отношения. Инаугурация нового президента пройдет уже до конца года, а свой первый визит в знак внешнеполитической преемственности он совершит в Москву.

Итоги выборов нового главы Приднестровья признал Игорь Смирнов, который уже поздравил победителя с победой, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". А оппонент господина Шевчука по второму туру выборов Анатолий Каминский от поздравлений в адрес победителя пока воздержался, однако выступил с заявлением, в котором призвал к "консолидации общих усилий государственной власти и общества" ради развития, процветания и достижения международного признания.

Оппоненты господина Шевчука из партии "Обновление" уверяют, что со своей стороны готовы к компромиссам, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Председатель фракции "Обновление" в Верховном совете Петр Пасат говорит, что альтернативы конструктивному взаимодействию между новым президентом и парламентом нет. "Наше мнение придется учитывать, так как в приднестровском законодательном органе большинство за партией "Обновление", - напоминает господин Пасат. При этом проигрыш кандидата от "Обновления" Анатолия Каминского его соратник по партии объясняет "протестным голосованием". "Народ голосовал не за Шевчука, а против сложившейся системы в государстве", - полагает парламентарий.

В свою очередь, председатель правления приднестровского Фонда защиты прав человека и эффективной политики Николай Бучацкий полагает, что разрыв между кандидатами во втором туре был неожиданным, однако главное событие этих выборов свершилось уже в первом туре, когда из борьбы выбыл действующий президент, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Смирнов признал поражение и скоро освободит помещения. Думаю, что более в жизни республики бывший президент не будет играть никакой роли", - полагает эксперт. Господин Бучацкий также прогнозирует, что Россия не оставит в покое ни бывшего главу республики, ни его сына - Олега Смирнова, в отношении которого следственным комитетом РФ заведено несколько уголовных дел. И хотя в период между первым и вторым туром выборов в Приднестровье никакой новой информации о судьбе этого дела из Москвы не поступало, господин Бучацкий уверен: "Все слишком далеко зашло, поэтому Москве придется доводить начатое до конца".

Сокрушительная победа Евгения Шевчука во втором туре президентских выборов в Приднестровье выглядит сенсацией только на молдавском берегу Днестра, пишут "Молдавские ведомости". В предвыборном Тирасполе настроение населения было понятно задолго до второго тура. Так что тут уже сложно сказать, кто больше сделал для победы Шевчука: он сам, наемные технологи или капитулировавшая на последнем этапе борьбы команда Каминского. Главная сенсация первых в Приднестровье по-настоящему альтернативных выборов заключается даже не в смене "бессменного" Смирнова. И не в провальном выступлении кремлевского кандидата Каминского. Самым важным результатом скандальной кампании "президент ПМР-2011" стала победа политика новой волны, не стесняющегося проевропейских взглядов.

Первый опыт альтернативных, демократических выборов приднестровцы запомнят надолго, продолжают "Молдавские ведомости". Вряд ли последующие избирательные кампании будут сопровождаться таким количеством компромата, как эта. Так по сообщениям "однодневных СМИ", Шевчук оказался человеком Запада, ставленником Бэсеску, а Каминского приписали к мафиозным кланам и монопольным бизнес-кругам. Апофеозом политтехнологического креатива стала промелькнувшая в приднестровской блогосфере новость об объявлении у Игоря Смирнова внебрачного сына - Евгения Шевчука. Авторы назвали эту затею операцией "Преемник". Ближе к концу кампании в сети всплыла и запись переговоров доверенного лица Евгения Шевчука - Владимира Юраша - с лидером молдавских коммунистов Владимиром Ворониным. В тот же день хакеры практически уничтожили группу поддержки Шевчука в "Одноклассниках" (более 6000 участников).

Даже приближение новогодних праздников не подействовало умиротворяюще на участников приднестровской эпопеи, пишут "Молдавские ведомости". По сообщениям местных СМИ, на ряде избирательных участков внезапно отключалась подача электроэнергии, а лидер ЛДПР Приднестровья, советник вице-спикера Госдумы РФ Роман Худяков, поддержавший Шевчука, был похищен. Его внедорожник с простреленными лобовыми стеклами нашли тираспольские гаишники. Худяков обнаружился только под утро, в Рыбнице. Голый и связанный, но зато живой и невредимый. Впрочем, похищали не только политиков, но и их пиарщиков. Уже второй месяц в приднестровской тюрьме находится гражданин Украины. Он приехал в Тирасполь вместе с командой технологов работать на Каминского, а угодил за решетку по обвинению "в подрыве государственного строя ПМР". Любопытно, что кандидат спасением своего политтехнолога из застенков так и не озаботился. Последний информационный вброс был сделан в "день тишины". Интернет-медиа сообщили об открытой угрозе убийства Каминского. "Нельзя исключать ситуации, когда Каминскому пришлось бы разделить участь Зорана Джинджича, бывшего премьер-министра Сербии, который был застрелен в центре Белграда, несмотря на присутствие охраны", - зловеще предупреждал "кремлевского кандидата" в президенты российский вебсайт Regnum (статья Бориса Асарова Приднестровье: идентификационный выбор, о которой идет речь, была опубликована ИА REGNUM 23 декабря; "день тишины" перед вторым туром выборов президента прошел в Приднестровье 24 декабря - прим. ИА REGNUM).

Как видно, на процесс проведения избирательной кампании в Приднестровье прямо или косвенно влиял целый комплекс внешних факторов, продолжают "Молдавские ведомости". Несмотря на это, эксперты считают, что именно внутренние процессы сильнее всего сказались на результате воскресного голосования. Дело в том, что за прошедшие со времени приднестровского конфликта двадцать лет в непризнанной республике выросло целое поколение молодежи. Она училась, работала и жила практически по обе стороны Днестра. Многие граждане ПМР связаны родственными узами с гражданами Молдавии. Так что, пока политики взвешивают "за" и "против" реинтеграции страны, население уже давно реинтегрировалось. Молдавия для приднестровцев - этакий мостик для получения заветного румынского или болгарского паспортов и заработков в Европе. Это их, желающих скорейшего раскрытия границ, Смирнов призывал с билбордов защитить республику от демонизированных соседей. С другой стороны, Каминский указывал, что есть только один игрок на этом пространстве, с которым стоит дружить, - Российская Федерация. Тот самый, который его, Каминского, и поддерживал. Впрочем, "кандидат Кремля" говорил неубедительно, а избиратели и сами понимали, что Москва вынуждена будет одобрить любой их выбор.

Положение становится еще понятнее, если глубже погрузиться в атмосферу региона, пишут "Молдавские ведомости". Край с низким уровнем жизни, высоким - миграции населения, 70-процентным дефицитом бюджета, сильной зависимостью от финансовой помощи России и трехмиллиардным долгом за российский же газ. Явно не такой независимости хотели приднестровцы в начале 90-х. Незадолго до выборов посол РФ в Молдавии Валерий Кузьмин назвал экономическую ситуацию в Приднестровье "преддверием экономической катастрофы". В таких условиях обамовский призыв Шевчука "Нам нужны перемены!" без труда нашел поддержку со стороны избирателей. Результат в 73,9% (чуть-чуть не дотянул до показателя Смирнова четырехлетней давности) успешно подтверждает, что команда Шевчука сыграла на правильной ноте.

Эксперты не ждут от нового президента вообще каких-либо радикальных перестановок в органах власти, продолжают "Молдавские ведомости". Не для того сразу после первого тура смирновские штабы перебегали к лидеру гонки, чтобы сейчас лишиться должностей и подвергнуться гонениям. Скорее всего, все "кардинальные изменения", о которых предупреждал еще в бытность кандидатом Шевчук, на деле окажутся поверхностными рокировками. Это будет первый горький урок, который предстоит усвоить приднестровскому избирателю в теме "невыполненные обещания кандидатов".

Сторонние наблюдатели оказались правы еще в одном, - несмотря на всю широту своих проевропейских взглядов и молдавских связей, Шевчук уже заявил о неизменности позиции Приднестровья в переговорах с Молдавией, пишут "Молдавские ведомости". И это, в принципе, уже урок избирателям с обоих берегов Днестра - перемена элит никак не повлияет на общую сумму слагаемых приднестровской проблемы, подводит итог издание.

Странные парадоксы Молдавии, пишет "Независимая Молдова". Они вполне соответствуют выражению шиворот-навыворот. В Приднестровском регионе (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM) народ избрал своего лидера. Им стал экс-спикер приднестровского Верховного Совета Евгений Шевчук. Впервые за последние двадцать лет в регионе, пускай непризнанном и пускай самопровозглашенном, прошли демократические выборы. Это, кстати, отметили и некоторые европейские наблюдатели.

Тираспольчане (жители Левобережья Днестра) избрали себе законного президента, продолжает "Независимая Молдова". А кишиневцы и все жители правобережья Днестра, уже два с лишним года живут в президентском вакууме, но зато от всей души кичатся и бьют себя кулаками в грудь (порой до изнеможения!), что они европейские демократы, и у них есть альянс. Казалось бы, что, если следовать элементарной логике демократического правления, то именно регионы, в том числе Приднестровье, Гагаузия, и даже районные администрации должны брать пример с Кишинева. Ведь, именно столица, центральная власть обязана по своему статусу быть примером во всем - и в вопросах управления государственными делами, и в тонких и деликатных вопросах современной демократии. А что мы имеем на самом деле? Полную чушь в королевстве трех королей! Приднестровье избрало своего лидера, Гагаузия, во главе которой стоит башкан, давно живет по законам АТО "Гагауз-Ери", и на основе демократических законов каждые четыре года избирает своего лидера, районы избрали своих руководителей и начали работать. А Кишинев, точнее, центральные власти Молдавии, тем временем, Ваньку валяют, дурью маются, и уже почти три года никак не могут избрать президента. Но зато по уши погрязли в скандалах и интригах, внутренних разборках, больше напоминающих "стрелки" пацанов времен девяностых, нежели солидных и серьезных людей - представителей власти.

Скажем больше, - в Приднестровье выборы прошли по всем лекалам демократии: с выдвижением альтернативных кандидатур, со вторым туром выборов, и с прочими демократическими прибамбасами, пишет "Независимая Молдова". Нравится нам это или нет, но именно так и произошло. И заметьте, даже видавший виды "красный директор" Игорь Смирнов, имея в своем арсенале невиданный административный ресурс и всю полноту власти, не пошел на разгром Центризбиркома, не стал поджигать здания Верховного Совета в Тирасполе и грабить оттуда телевизоры и компьютеры. А у нас в Кишиневе уже третий год подряд народ кормят "деликатесами" от альянса под соусом "а-ля Мариан Лупу". И альянс даже думать не желает о том, что сам народ уже его не воспринимает - ни альянс, ни Мариана Лупу, народ уже реагирует на него как дети на рыбий жир. В этой ситуации нельзя не задаться одним вопросом: кто у кого должен учиться - Тирасполь у Кишинева, или наоборот? И где больше демократии: в Кишиневе или в Тирасполе и Комрате?

Нельзя не согласиться с теми, кто абсолютно небезосновательно утверждают: инициатива перешла к Тирасполю, продолжает "Независимая Молдова". Выражаясь футбольной терминологией, мяч на их стороне, и теперь они вправе задаться вопросом: а с какой стати мы должны брать пример с европейского Кишинева, если там никак не могут решить элементарный вопрос - избрать президента. Парадоксально звучит, но тираспольчане-то будут правы... И, наконец, последняя капля предновогоднего дегтя. "Я думаю, что в команде каждого из моих оппонентов на этих выборах есть люди, имеющие достаточно серьёзный багаж знаний. Поэтому мы будем исходить из двух критериев: морально-психологические качества и профессионализм". Эти слова произнес Евгений Шевчук после объявления результатов выборов. Чем не демократические критерии профессионального и демократического руководства регионом? Сравните эти слова новоиспеченного лидера Приднестровского региона с полным дилетантизмом и абсолютной некомпетентностью огромного количества руководителей важных государственных структур властей Кишинева, назначающихся на должности по принципу кумовства и партийной принадлежности, и легко можно убедиться в том, что инициатива действительно в руках у Тирасполя. Учитесь демократии, господа европейские демократы из Кишинева! И не обижайтесь, когда в очередной раз Тирасполь ткнет всех вас носом в... демократию, подводит итог издание.

Кто-то из интернет-сообщества как-то пошутил: "Хотел бы я увидеть встречу неполноценного президента полноценной республики (РМ) с полноценным президентом неполноценной республики (то есть, ПМР)", пишет "Кишиневский обозреватель". Шутка шуткой, но такая абсурдная ситуация, похоже, надолго законсервировалась в маленьком европейском закутке площадью 150х350. Непризнанное Приднестровье в эти выходные выберет себе очередного полноценного президента (материал вышел в печать до прошедшего 25 декабря в Приднестровье второго тура президентских выборов - прим. ИА REGNUM). А признанная Республика Молдова все еще остается с временно исполняющим его обязанности. И нет никаких гарантий, что состояние временности не изменится после повторных президентских выборов, которые должны быть организованы до 16 января.

"Недемократическое", "криминальное", "непризнанное" Приднестровье сейчас может дать сто очков вперед признанной "демократичной" Молдавии, продолжает "Кишиневский обозреватель". Как это ни грустно и печально. В Приднестровье даже проигравший в первом туре Игорь Смирнов не стал идти на обострение ситуации, хотя поначалу и требовал аннулировать итоги первого тура. Зато в правобережной Молдавии, что ни выборы - то драма: если не погромы правительственных зданий, то обязательный пересчет бюллетеней, каждый раз вылетающий в копеечку. Как и сами многочисленные повторно-досрочные выборы. Почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков на днях подсчитал, что по части выборов Молдавия не только выполнила, но и перевыполнила график. За три года молдавские избиратели пять раз выходили к урнам для голосования (учитывая референдум) вместо двух (парламентские и местные выборы). В результате госбюджет потерял как минимум 130-150 млн леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM).

Молдавские власти по старой привычке свысока глядят на непризнанную ПМР - Смирнов&Ко все разворовали, непризнанная республика живет исключительно за счет российских дотаций, пишет "Кишиневский обозреватель". Как будто нынешняя Республика Молдова далеко ушла от своего левобережного региона. РМ уже три года сидит на кредитно-грантовой игле стран-доноров и международных финансовых организаций. А местный бизнес целенаправленно (?) уничтожается постоянно растущим налоговым бременем. Российские дотации Приднестровью хоть не надо возвращать - это, так сказать, безвозмездная гуманитарная помощь. А набранные кредиты от Молдавии никуда не денутся. По ним еще проценты придется платить.

Еще один пример явно не в пользу правобережной Молдавии - конституционная реформа, продолжает "Кишиневский обозреватель". В РМ по этой теме было сломано много копий, написано несколько проектов новой Конституции и еще больше поправок в действующую. Как должен избираться президент? Как будет называться государственный язык? Сохранит ли Молдавия нейтральный статус? Кто должен быть в государстве главнее - президент или премьер-министр? Конца и края этим спорам не видно. В Приднестровье тоже был свой конституционный кризис - в 2009-ом, когда Верховный совет ПМР принял в первом чтении пакет изменений и дополнений в Конституцию непризнанной республики. Вопреки сопротивлению Игоря Смирнова и его требованию законопроект отклонить. "Инициатива 17-ти" предусматривала ликвидацию поста вице-президента и создание правительства, формируемого президентом. Разразился конституционный кризис, авторы поправок под давлением президента были вынуждены отозвать свой проект. Игорь Смирнов создал собственную комиссию по усовершенствованию Конституции, заседания которой депутаты бойкотировали. Смирнову тогда даже было предложено добровольно уйти в отставку - его обвинили в узурпации власти и неадекватности. Среди обвинителей, кстати, был и нынешний кандидат в президенты Евгений Шевчук. Но конституционная реформа все-таки была доведена до конца - совсем недавно, летом 2011-го. В итоге с нового года исполнительную вертикаль ПМР возглавит премьер-министр. А абсолютная власть президента останется в прошлом, подводит итог издание.

"Кандидаты Москвы потерпели поражение на выборах в Тирасполе" - примерно так должна звучать главная идея статей, описывающих президентские выборы в сепаратистской Приднестровской республике, пишет Timpul. Подобного рода новостная бомба должна появиться в западных СМИ. И даже не надо сильно удивляться, если эту грубую дезинформацию подхватят глобальные новостные агентства. Оттуда новость о "поражении Москвы в Тирасполе" легко проникнет в западные газеты и на телеканалы. В конце концов сколько, по-вашему, в Лондоне или Берлине есть журналистов, знающих отличия между Каминским, Шевчуком и Смирновым? Формула "Москва, побеждённая в Тирасполе" будет чрезвычайно привлекательной для многих журналистов, принявших её на волне необоснованной эйфории.

На самом деле, всё это лишь фарс, комедия, спецоперация, в которой русская пресса сыграла очень важную роль, продолжает Timpul. Во-первых, лидер Приднестровья с 20-летним стажем был "казнен" при помощи прессы. Уже давно говорилось о финансовых махинациях, проводимых в приднестровском регионе под патронажем Игоря Смирнова. Однако, это стало предметом обсуждения для московских средств массовой информации только тогда, когда Игорь Смирнов отказался выходить на пенсию. На протяжении 20 лет Игорь Смирнов был хорошим, а за одну ночь вдруг стал плохим и был устранён. В гонке остались два кандидата: Анатолий Каминский и Евгений Шевчук. Каминский был окрашен русской прессой в цвета Москвы, но вот победил на выборах Евгений Шевчук. Вывод приходит сам по себе: "Москва потерпела поражение в Тирасполе". Так ли это? Ещё не были объявлены официальные результаты выборов в Тирасполе, как появились статьи, объясняющие этот "неожиданный выбор". Якобы это явилось отражением протестов, проходящих в Москве, распространившихся чудесами телепатии за несколько тысяч километров. И всё же, многое остается неясным: будут ли судить Смирнова за преступления, обличённые с невероятной настойчивостью за последний период? И где его будут судить? В Москве или Тирасполе? Или его оставят в покое наслаждаться своей "пенсией", заработанной им с таким трудом за последние 20 лет?

Москве нужен такой лидер в Тирасполе, который будет "против системы", новый лидер, не заподозренный в том, что он связан пуповиной с канцелярией Кремля, пишет Timpul. Именно такой, новый лидер "против", был бы очень полезен в будущих переговорах по урегулированию приднестровского конфликта. Мы узнаем со стопроцентной точностью, чьи интересы представляет Евгений Шевчук в момент, когда он выскажет свое видение разрешения приднестровского конфликта. Независимо от того, на каком языке он опишет свою концепцию - английском, русском, молдавском или немецком - нам всё станет понятно в том случае, если речь опять зайдёт о федерализации и сохранении российских войск в Приднестровье (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования - прим. ИА REGNUM). Если Шевчук будет настаивать на сохранении российских войск в Приднестровье, тогда нам точно станет понятно, что в Тирасполе была сыграна комедия по сценарию, написанному в Москве, подводит итог издание.

Ведя свою игру в президентов в Тирасполе, под прикрытием "всеобщего голосования", с претензией на демократическое и плюралистическое, Россия сажает в Тирасполе своего нового приказчика, пишет Ziarul de Garda. Шевчук и Каминский - "одного дуба жёлуди", хорошо выдрессированные, проверенные и лояльные Кремлю персонажи, хотя никто не может гарантировать им поддержку в ситуации, если весной в России вспыхнет антипутинская "белая революция", о которой всё чаще пишет российская пресса. Но это скорее знак вопроса, нежели ответ.

Крах Смирнова взбудоражил много народу, продолжает Ziarul de Garda. И это естественно. Он был одиозным. Он совершал преступления. И он остаётся преступником со всеми своими наградами, которые на протяжении многих лет после 1990 года на его шею вешали и мечтатели Кремля, и Российский Патриархат. Москва, тоже грозила и до сих пор грозит ему всяческими делами, в том числе уголовными, только вот, Смирнов вовсе не самый виноватый перед Россией, которой он служил по-солдатски в течение 20 лет, он виноват перед Республикой Молдова, которой он противостоял как наёмник. Однако, ни разу не было слышно, хотя бы формально, чтобы кто-нибудь из наших официальных лиц, лично или на институциональном уровне, попросил у России экстрадиции Смирнова и придания его суду в Кишиневе за военные преступления в 1992 году или преступления против государства (2 ноября 1990 года в ответ на провозглашение Приднестровской Республики вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения города. В результате произошедших столкновений 3 жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята Кишиневом 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против ПМР, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России и Молдавии в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова" - прим. ИА REGNUM). Кто-то скажет, что это бессмысленно, что Москва не приняла бы нас всерьез, что ответила бы нам отказом. Каким бы ни был ответ, важна позиция Кишинева. И позиция Москвы тоже. Особенно, если бы она ответила отказом. Во-первых, Кишинев должен был отстоять свою честь, а во-вторых - у нас был бы дополнительный аргумент, что "раскоронование" Смирнова это лишь игра, российская полит-спекуляция, низкопробное шоу, поставленное для Запада и Европы, которым Москва хочет убедить весь мир, что виной всему происходящему до сих пор в Приднестровье является грешник Смирнов. 14-я армия тоже Смирнова? А военные боеприпасы? Спецслужбы? Бюджет режима? Если Россия хочет на самом деле изменения ситуации на Днестре, почему бы ей не вывести, одновременно с выводом Смирнова, и свои войска, как обязалась в 1999 году в Стамбуле? ("Стамбульские обязательства" 1999 года, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, предусматривали вывоз вооружений из Приднестровья и были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. В июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM) Чтобы убедить нас в том, что она является, а не просто хочет казаться, Россией с "человеческим лицом"?

Смена Смирнова - таков план России, новая политическая стратегия прежних интересов России, пишет Ziarul de Garda. И не только по отношению к Приднестровью. Но по отношению к Республике Молдова в целом. Не исключено, что этот проект был согласован с Берлином Ангелы Меркель. Нам известно, в каком ключе Москва строила переговоры с Берлином: федерализация Республики Молдова. И даже если все не так прозрачно, как должно было бы быть в таком конфликте, как приднестровский, всё равно, как стало известно, Меркель не удалось пролоббировать этот российский проект по федерализации Молдавии среди всех государств-членов ЕС. Причин было много, ещё одной из которых является определённая сдержанность Западной Европы по отношению к Смирнову, который воспринимается как личность негибкая, руководствующаяся одними и теми же требованиями: независимость Приднестровья. Очевидно, что этот месседж принадлежал не ему, а Москве, однако, роль была Смирнова. И дань за эту роль должен был заплатить Смирнов. Что и произошло.

Что будет дальше? Скорее всего, после смены "лошади" последует и изменение месседжа, продолжает Ziarul de Garda. Преемник Смирнова окажется, вероятно, более толерантным в отношениях с Кишиневом, более открытым, в том числе с Западом и Европой, обладающим большей готовностью к совместным проектам, финансируемым извне (ПМР стала бременем для России), не будет требовать "независимости Приднестровья", как "бывший", но будет строить из себя примиренца и настаивать на "компромиссном" варианте (тоже российском) федерализации Р. Молдова. В конечном итоге, история со сменой Смирнова, связана с изменением образа режима в Тирасполе, а не сути "приднестровской проблемы", и ставка России остается прежней: Молдавия, а не Приднестровье. Россия знает, что, признав независимость Приднестровья, она выиграет только Приднестровье, а федерализацией - всю Р. Молдова.

И вот начиная с этого места ситуация становится очень любопытной, пишет Ziarul de Garda. Во-первых, очень важно, польстятся ли Европа и Запад сменой декораций в Тирасполе. Превратятся ли из прагматиков в легко впечатлительных, как молдаване. Будут ли замечать только видимость, или будут учитывать всё, что за кадром. Было бы безумно жаль, если после 20 лет усилий Запада, финансовых и дипломатических, всё закончится на нулевой отметке. Хотим мы этого или нет, но федерализация Р. Молдова стала бы худшим решением, чем неразрешение конфликта: РМ станет новым вариантом МССР. Думается, что мы к этому не хотели бы прийти.

Единственное, что мы можем с уверенностью сказать, так это то, что Россия не может сделать больше, чем она уже сделала в Приднестровье, за исключением признания независимости, но это, как уже говорилось, не входит в планы Москвы, продолжает Ziarul de Garda. Москва хочет перейти от Днестра к Пруту. Вот чего хочет Москва. Сейчас, быстренько, пока у неё есть Меркель в качестве партнера и адвоката в ЕС. Отсюда и спешка с возрождением переговорного формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Мы не уверены, однако, что спешка России должна поторопись и нас. Думается, что ситуация должна устаканиться. И в Тирасполе. И в Москве. И в Кишиневе. Сейчас повсюду воды мутные. Выборы везде. Ситуация неопределенности. Кишинев погряз в президентских выборах и интригах в правящем формировании, Россия находится на пороге революции - разрываемая протестами, которые могут "радикально изменить ход истории России", - можно прочитать из вторничного заявления русского патриарха Кирилла, который просит россиян не восставать и не позволить "повторения революции 1917 года". Так что ситуация не простая. Хотя, Молдавия к востоку от Прута спаслась в 1918 году благодаря революции 1917 года (В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию, которая с 1812 года входила в состав России. Аннексия Бессарабии Румынией никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году - прим. ИА REGNUM). Может подождать пока "белая" начнётся? Зачем нам спешить сейчас, раз уж мы не делали этого на протяжении 20 лет? - подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Трудно представить себе честное и правдоподобное объяснение для международного сообщества, почему мы отказываемся от Приднестровья"

Почему нам нужно Приднестровье? - вопрос, безусловно, провокационный для общества, которое проявляет апатию к приднестровскому вопросу, пишет Info-Prim Neo. По данным последнего Барометра общественного мнения (БОМ), проведенного в ноябре 2011 года, восстановление территориальной целостности и решение данного вопроса являются приоритетом №1 лишь для 1% населения страны и занимает всего лишь восьмое место в иерархии наиважнейших проблем, требующих решения в Республике Молдова. С другой стороны, консенсус и солидарность политического класса по поводу основных положений специального правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья), определенных Законом № 173 от 22 июля 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), не являются более однозначными. После более чем пятилетнего перерыва, 30 ноября - 1 декабря 2011 года в Вильнюсе состоялся первый раунд переговоров в формате "5+2". Состоявшиеся в Вильнюсе переговоры не дали особых результатов, наоборот, они лишний раз выявили диаметрально противоположные позиции Кишинева и Тирасполя относительно конечной цели. "Президентские выборы" в приднестровском регионе могут привести к тому, что стороны могут опять сесть за стол переговоров. Результаты указывают на закат эпохи Игоря Смирнова и на переход власти к новому лидеру, которого приветствуют не только в Москве, но и в ряде крупных европейских столиц, в том числе в Брюсселе.

Отрешение Игоря Смирнова станет, безусловно, положительным явлением, тем не менее, мы не должны вдаваться в экстаз, продолжает Info-Prim Neo. Смена лидера не означает обязательно и смену режима. Давление Москвы на Смирнова и его клан выдает поспешность России к поверхностным преобразованиям, которые скрыли бы авторитарную и антиевропейскую сущность тираспольского режима. Куда спешит Россия после 20-летнего статус-кво? Изменились приоритеты российской геополитики в нашем регионе? Озабочена ли Россия переговорами Кишинева и Брюсселя по поводу политической ассоциации и экономической интеграции? Над этими вопросами необходимо всем нам поразмыслить, в том числе нашим политикам.

Республика Молдова также должна спешить, но осторожно, чтобы не ставить под угрозу свою высшую цель: европейскую интеграцию совместно с экономической, социальной и политической модернизацией по примеру государств-членов ЕС, пишет Info-Prim Neo. Быстрейшее проведение переговоров относительно специального статуса приднестровского региона является, конечно, важным вопросом. В то же время, не менее важным является и то, чтобы заручиться, что будущим специальным статусом воспользуется демократическое, и ни в коем случае антиевропейское Приднестровье. Это нелегкая, но посильная задача, если только избежать нового Меморандума Козака, будь он и с европейским лицом, и тогда нам удастся совместно с нашими европейскими партнерами добиться реальной открытости приднестровского региона к диалогу, совместным проектам, демократическим и экономическим реформам.

Хотя и подвергнутые апатии, большинство граждан Республики Молдова, проживающие на правом берегу Днестра, не являются сторонниками идей отказа от приднестровского региона, продолжает Info-Prim Neo. Реинтеграция предполагает, тем не менее, конкретные финансовые и социально-экономические расходы, которые могут повлиять на благосостояние каждого из нас. Следовательно, нам необходимо, в первую очередь, искренне ответить на вопрос: почему мы нуждаемся в Приднестровье? Вопрос не преследует цель обосновать возможный отказ от региона, а, скорее всего, - помогать лучшему пониманию ставки нашего самопожертвования и вызовов процесса реинтеграции страны.

В настоящее время явные расходы на реинтеграцию составляют не менее $3 млрд., которые представляют собой ничто иное, как накопленные Тирасполем за 20 лет долги за поставленный "Газпромом" природный газ, пишет Info-Prim Neo. Если Республика Молдова возьмет на себя обязательство рассчитаться с соответствующими долгами, публичный долг на душу населения превысит $1100. На сегодняшний день публичный долг на каждого гражданина Республики Молдова составляет $514 на 2012 год. Начиная с 2006 года, 136 тысяч проживающих на левом берегу Днестра пенсионеров получают от Российской Федерации надбавку к основной пенсии в сумме $15. Общий объем предоставленной Россией за 2007-2011 годы гуманитарной помощи на выплату пенсий составляет около $75 млн. Если бы Тирасполь осуществил выплату пенсий и заработной платы только за счет своих собственных источников, без кредитов и гуманитарной помощи, заработная плата бюджетников снизилась бы в два раза, а пенсии - на 40%. К тому же платежи за коммунальные услуги возросли бы как минимум в два раза, если бы за потребленный природный газ заплатили по его реальной цене. В 2012 году положение может осложниться еще больше, и это признают также сами представители тираспольской администрации. Бюджетный дефицит региона увеличится в будущем году до 49%, а дефицит бюджета пенсионного фонда составляет 46%. Со всей уверенностью можно сказать, что реинтеграция региона потребует взять на себя целый ряд социальных обязанностей, в том числе оплату молдавским правительством пенсий 136 тысячам приднестровских пенсионеров.

В настоящее время природный газ продается в регионе по средней цене, которая составляет $92 за тысячу кубометров, в то время, как на правом берегу Днестра стоимость природного газа составляет $400 за тысячу кубометров, продолжает Info-Prim Neo. Благодаря этому, крупные, но технологически устаревшие и энергоемкие промышленные предприятия приднестровского региона, могут экспортировать свою продукцию, в том числе на рынок ЕС по конкурентоспособным ценам. Реинтеграция региона в Республику Молдова положит конец этим искусственным преимуществам. Приднестровские предприятия должны будут соблюдать правила рыночной экономики и Всемирной торговой организации (ВТО) и приобрести природный газ по ценам, установленным "Газпромом" по согласованию с молдавским правительством, то есть не менее, чем по $400 за тысячу кубометров. Без субсидий на приобретение природного газа приднестровские предприятия рискуют приостановить свою деятельность, а это приведет к массовым увольнениям рабочих, росту уровня безработицы и к возможным социальным конвульсиям с политическими последствиями. Молдавское правительство должно будет субсидировать стоимость покупки природного газа для приднестровских предприятий, что противоречит правилам ВТО, или провести переговоры с "Газпромом" для установления более выгодной цены, а этого невозможно добиться без уступок экономического и политического характера.

Также хорошо известно, что нынешний режим приднестровского региона милитаризован, пишет Info-Prim Neo. Режим так называемой "Приднестровской Молдавской Республики" имеет в своем распоряжении армию с "Министерством обороны", "Министерство государственной безопасности" с пограничными войсками, казаками и батальоном особого назначения "Дельта" и "Министерство внутренних дел" с бригадой особого назначения "Днестр". Всего же в приднестровском регионе существуют войска и военизированные формирования численностью свыше 20 тыс. человек. Реинтеграция региона без его демилитаризации станет опасной для безопасности, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Во избежание данной угрозы процесс реинтеграции необходимо будет осуществить одновременно с реконверсией предприятий, роспуском большинства войск и военизированных формирований и отправкой на пенсию или перепрофилированием бывших военных. Эти преобразования потребуют огромных финансовых расходов в размере сотен миллионов долларов США, которые сама Республика Молдова не сможет взять на себя одну, разве что за счет нашего нищенствующего благосостояния.

Вопреки демократическим проблескам, связанным с недавними "президентскими выборами", тираспольский режим - авторитарный режим, глубоко коррумпированный и не в ладу с демократией, продолжает Info-Prim Neo. Примеры Варданяна и Казака (осужденных за шпионаж в пользу Молдавии, но помилованных президентом ПМР - прим. ИА REGNUM) лишний раз говорят об отсутствии уважения прав человека. Абсолютное большинство местных средств массовой информации подвергается тщательной цензуре и требованиям официальной идеологии режима, представляющим Республику Молдова, как соседнюю и агрессивную страну. Местные оппозиция и гражданское общество подвергаются строгому контролю со стороны "Министерства государственной безопасности", которое выполняет функции политической полиции и поддерживает людей в атмосфере страха и беспрекословного подчинения режиму.

Как нам поступить с таким регионом, погрязшим в долгах, социально и экономически обанкротившимся, авторитарным, милитаризованным и антиевропейским? - пишет Info-Prim Neo. Отказаться от него? Теоретически возможно, а практически? Те, которые выступают на стороне данной альтернативы, должны учитывать целый ряд рисков, которые никак нельзя сбрасывать со счетов. Во-первых, отказ от расположенной на левом берегу Днестра территории, составляющей 12% от территории Республики Молдова, должен происходить на основании определенной аргументации. Недостаточно объявить о том, что ты отказываешься от приднестровского региона добровольно, в одностороннем порядке и никем не принуждаемым. Такое решение должно иметь законное объяснение, основанное на международном праве (Аргументации, основанной на международном праве, более чем достаточно. "Декларация о независимости Республики Молдова", принятая кишиневским парламентом 27 августа 1991 года, объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" (путем присоединения Бессарабии к Приднестровью), делая таким образом де-юре невозможным нахождение Приднестровской Молдавской Республики в составе "Республики Молдова" - прим. ИА REGNUM). Если быть искренними, то очень трудно представить себе честное и правдоподобное объяснение, если бы такое решение было принято. Что мы сможем сказать международному сообществу, что нам надоело, что мы не можем решить данный вопрос, что Приднестровье представляет собой одно только бремя на пути к европейской интеграции, что мы хотим вступить в НАТО, что хотим объединиться с Румынией и т.д.? Все эти объяснения могут быть расценены, скорее всего, как мыканье обанкротившегося государства, безответственного и неспособного решать собственные вопросы безопасности, но хуже того, оставляет их на попечение других.

Зато очень легко предугадать, какой будет реакция тираспольского режима в том случае, если Республика Молдова в одностороннем порядке откажется от приднестровского региона, продолжает Info-Prim Neo. Они не запоздают обратиться к одному из основополагающих принципов международного права - праву на самоопределение, с тем, чтобы добиваться международного признания нового государства - "Приднестровской Молдавской Республики". Возможное признание независимости приднестровского региона, в том числе Республикой Молдова, осуществляется, хотим мы этого или нет, именно на основании данного права, независимо от наших интерпретаций и замечаний. Соглашаясь с принципом самоопределения, Кишинев признает volens-nolens и существование нового народа на левом берегу Днестра - "приднестровских молдаван", которые объявят себя "настоящими наследниками средневекового молдавского государства". Образование нового "молдавского" государства на основании права на самоопределение создаст "достойный подражанию" законный прецедент в пространстве Содружества Независимых Государств для Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии, Крыма и, почему бы нет, для Автономной территориальной единицы Гагауз-ери. Придут в восторг наши соседи и партнеры по ГУАМ от этого "подарка"? Маловероятно. Наоборот, рассердятся на нас, особенно Украина.

Можно также предположить, что Тирасполь не преминет потребовать принятия нового государства в состав Российской Федерации или вступления в Таможенный союз Россия - Белоруссия - Казахстан, Евразийский союз и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, пишет Info-Prim Neo. Включение нового государства в состав России или его принятие в названные организации изменят геополитический контекст в нашем регионе, укрепив геостратегические позиции Российской Федерации в ущерб нашим западным партнерам. В своем качестве члена ОДКБ "Приднестровская Молдавская Республика" станет стратегическим аванпостом Российской Федерации в Восточной Европе. В условиях прекращения своего участия в Договоре об условных вооруженных силах в Европе Москва сможет свободно разместить на левом берегу Днестра более многочисленный и лучше оснащенный технически военный контингент, который бы обеспечил охрану воздушного пространства и восточных границ ОДКБ. Россия сможет также никем не стесненной установить здесь комплекс ракет "Искандер" с целью противостоять американскому противоракетному щиту в том случае, если российско-американское сотрудничество в данной области окончательно провалится. Эта гипотетическая эволюция может ставить под угрозу не только безопасность Республики Молдова, но и безопасность наших соседей и партнеров в рамках НАТО и Европейского союза.

Как мы поступим, если окажемся в подобной ситуации? - продолжает Info-Prim Neo. Потребуем вступления в НАТО? Объединимся с Румынией? Какое у нас будет моральное право обратиться за помощью к Североатлантическому альянсу, после того, как мы проявили безответственность, способствуя проявлению крупных провокаций по отношению к безопасности членов НАТО? Никто даже не обратит внимания на нас. Мы станем парией Европы. Что касается объединения с Румынией, является ли это решением, не розовым, но выполнимым, когда 60,5% молдаван считают, что Россия должна быть основным стратегическим партнером Республики Молдова, и лишь 4% считают, что данную роль должна сыграть Румыния? Почти невозможно представить себе это. Зато не исключено, что возможное массивное присутствие - политическое, военное и экономическое - Российской Федерации на левом берегу Днестра выступит в поддержку пророссийских чувств и укрепит русофильские партии на правом берегу. А вступление в Таможенный союз Россия - Белоруссия - Казахстан, Евразийский союз и ОДКБ не станет более теоретической альтернативой нашей европейской интеграции, а практическими решениями. Кстати, согласно данным БОМ, 45,6% молдаван выступают за вступление Республики Молдова в Таможенный союз Россия - Белоруссия - Казахстан. No Comment.

Приведенные здесь эволюции являются гипотетическими, но не невозможными, пишет Info-Prim Neo. Они указывают на то, насколько ограниченным является наш выбор. Фактически же, единственным, реалистичным и самым трудным выбором является реинтеграция приднестровского региона. Хотим мы этого или не хотим, нам не дано другого, кроме как пройти этот путь, если мы желаем стать повзрослевшим, современным и уважаемым государством. В то же время мы нуждаемся в демократическом, процветающем и открытом миру Приднестровье. Именно такое Приднестровье заслуживает наши усилия и самопожертвование. В противном случае, поспешность слишком рискованная, подводит итог издание.

Политики и эксперты в Кишиневе с энтузиазмом обсуждают перипетии приднестровских выборов и их возможное влияние на ход урегулирования замороженного конфликта и реинтеграции Республики Молдова, пишет "Панорама". Большинство сходится во мнении, что никаких чудесных прорывов в деле восстановления территориальной целостности Молдавии ожидать не приходится и что нынешняя ситуация "ни мира, ни войны" может сохраняться еще десятки лет.

Самая неприятная для Кишинева вещь заключается даже не в том, что в Приднестровье ловко научились симулировать формальные демократические процедуры, как во всех приличных европейских странах, к каковым относит себя и Молдавия, продолжает "Панорама". Хуже то, что любой президент, любой парламент, избранный в результате таких выборов, вовсе не спешит бросаться в объятия Молдавии. Все тираспольские политики именуют ее не иначе, как "соседним государством", с которым надо поддерживать добрососедские отношения. Главной заботой и Шевчука, и Каминского перед вторым туром голосования стали заверения в том, что они ни в коем случае не сдадут Приднестровье Молдавии, но продолжат курс на укрепление независимости ПМР. Кандидаты в тамошние президенты обязаны делать это даже формально, поскольку в ПМР есть Конституция, где записано, что Приднестровье - это суверенное независимое государство, у которого есть свои органы власти, внутренняя и внешняя политика, границы, валюта, таможня, вооруженные силы и прочие атрибуты государственности, и что глава этого государства должен его защищать и укреплять. Шевчук, и Каминский, как и Смирнов, говорят о независимости ПМР не как о чем-то эфемерном и формальном. Они верят в эту независимость гораздо больше, чем Михай Гимпу верит в независимость Молдавии.

Для Кишинева Шевчук станет не менее трудным партнером, чем Смирнов, пишет "Панорама". Во-первых, Шевчук моложе. Когда Смирнов создавал ПМР в 1990 году, Шевчуку было всего 22 года. Он представляет как раз то новое поколение приднестровцев, которое выросло уже в собственной республике и только по рассказам старших знает, что когда-то Приднестровье и Молдавия составляли одну общую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР. Во-вторых, Шевчук более образованный и современный. Если верить его CV, у него пять высших образований, и по этой части он даст фору любому кишиневскому политику. Он успел поработать в корпорации "Шериф", известной агрессивным менеджментом в бизнесе. Он был спикером приднестровского парламента и знает, как делаются законы. Он имеет серьезных партнеров в руководстве России и Украины. К нему благосклонно относятся и в европейских столицах. Про него уже не скажешь, что он дремучий и упрямый "совок", как Смирнов. Переговоры с Шевчуком будет вести не легче, чем со Смирновым. Это будет тот же железный кулак, но в бархатной перчатке. Новое руководство Приднестровья будет готово обсуждать с Молдавией какие-то технические вопросы - железнодорожное сообщение, телефонную связь, движение людей и товаров и т. п., но такая политика малых шагов, хорошая сама по себе, вовсе не означает, что эти шаги будут делаться для того, чтобы Молдавия реинтегрировалась.

Противоречие сегодняшнего статуса Приднестровья - де-факто независимого государства, де-юре входящего в состав Республики Молдова ― можно разрешить либо через признание независимости ПМР и де-юре, либо через включение ПМР в состав Молдавии и де-факто, либо через создание какой-либо новой государственной конструкции из двух осколков бывшей МССР, продолжает "Панорама". Сегодня никакого реального плана решения приднестровской проблемы, никакого проекта реинтеграции Молдавии не существует. После провала предложенного ОБСЕ в 2002 году проекта федерализации Молдавии и разработанного в 2003 году кишиневскими и тираспольскими экспертами при посредничестве Москвы "Плана Козака" ничего в направлении окончательного урегулирования сделано не было.

Не только элитам, но и большей части граждан как на левом, так и на правом берегу Днестра никакая реинтеграция не нужна, пишет "Панорама". Понятно, почему не хотят объединяться с Молдавией не только приднестровские политики и бизнесмены, но и большинство населения. Но не меньше причин не объединяться с Приднестровьем есть у политиков и бизнесменов на правом берегу Днестра, а что касается населения, то, по опросам общественного мнения, лишь 1 (один) процент граждан на правом берегу считает приднестровское урегулирование главным приоритетом.

Политики, которые пришли к власти в Кишиневе в 2009 году, считают, что две интеграции одновременно - европейскую и реинтеграцию ― Молдавия не только не потянет, но и что эти два процесса противоречат друг другу, поскольку пророссийское Приднестровье, ориентированное на интеграцию в структуры типа Таможенного и Евразийского Союза на Востоке, будет выступать тормозом интеграции Молдавии с Европейским Союзом и Румынией, продолжает "Панорама". Стратегия кишиневских властей - сначала интегрируемся в Европу, после чего подтянем за собой и Приднестровье - на деле оборачивается тем, что не получается ни первое, ни второе. За 20 лет независимости никто в Кишиневе не смог внятно объяснить, а почему, собственно, левый берег должен быть вместе с правым. Только потому, что когда-то они были вместе в Советском Союзе? Но ведь большинство молдавских политиков не признают наследие СССР.

Само существование Приднестровья незаконно, говорят кишиневские политики, пишет "Панорама". Но с кем тогда вели переговоры и подписывали документы президенты Снегур, Лучинский, Воронин? С кем будет и дальше вести переговоры молдавская сторона после того, как в Тирасполе сформируется новая власть? Смирнов постоянно махал перед собой пачкой документов, подписанных с Кишиневом. Это все филькины грамоты, парировали молдавские политики. Но почему тогда никто - даже Гимпу! ― не денонсировал ни один из этих документов? Например, Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года, на основании которого в Зоне безопасности находятся российские миротворцы? Или Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, в котором стороны обязались и дальше строить между собой "государственно-правовые отношения"? Эти документы подписывали Снегур, Лучинский, Воронин, Ельцин, Кучма, Смирнов, главы ОБСЕ. Но почему Гимпу-то их не отменил? Или кишка тонка, и все, на что он способен, ― это поставить камень своего имени на центральной площади Кишинева? Ты против российских миротворцев - так отмени юридическую базу их пребывания на территории Молдавии. Ты считаешь приднестровских лидеров преступниками - так отмени перемирие с ними, начни новую войну и попробуй победить их. Или слабо? Остается только посочувствовать избирателям Гимпу, которые, наверно, считали его крутым парнем, а тот оказался таким политическим заморышем.

Но главная причина, почему кишиневские политики не хотят объединяться с Приднестровьем, заключается в том, что они прекрасно понимают: решить приднестровскую проблему - значит создать новое Молдавское государство, продолжает "Панорама". Даже если формально это будет то же самое государство - субъект международного права Республика Молдова в своих международно признанных границах, ― реально это будет другая страна. Если приднестровская проблема будет когда-то решена, то это произойдет вопреки желанию политиков и бизнесменов в Кишиневе и Тирасполе, и только потому, что так захотят, и не только захотят, но и смогут по этому вопросу договориться, международные покровители Кишинева и Тирасполя - Европейский Союз и США, с одной стороны, и Российская Федерация - с другой. Реальное объединение с левым берегом - это самый страшный сон правобережных политиков, поскольку, какой бы ни была форма этого объединения, в действительности, оно будет означать "транснистризацию" всей Молдавии.

В случае объединения двух берегов Днестра, Приднестровье, сохранив свою государственность, должно будет отказаться от части атрибутов независимости (валюта, армия и т.п.), пишет "Панорама". Оно должно будет допустить действие общемолдавских законов на своей территории и разрешить молдавским политическим партиям участвовать в выборах в регионе. Взамен Кишинев должен будет поделиться частью полномочий с Тирасполем и разрешить приднестровским партиям участвовать в общемолдавских выборах. В Приднестровье будет создана своя региональная партия по примеру баварского Христианско-социального союза, Демократического союза венгров Румынии, итальянской Лиги Севера, политических партий в канадском Квебеке или испанской Стране Басков. Эта новая партия будет контролировать органы власти в Приднестровье и получит солидный пакет "акций" во всей Молдавии.

На сегодня в Молдавии зарегистрировано 2,6 млн. избирателей, в Приднестровье ― 400 тыс, продолжает "Панорама". Вместе получается 3 млн. избирателей, из которых на выборы в органы власти новой Молдавии пойдут порядка 2 млн. человек. Приднестровская партия уже только за счет голосов в собственном регионе получит до 15 процентов мест в кишиневском парламенте. Можно не сомневаться, что такая партия перетянет на свою сторону и значительную часть электората на правом берегу, прежде всего тех избирателей, которые сегодня голосуют за Партию коммунистов. В отличие от правобережных коммунистов, приднестровские политики не станут рассказывать сказки о том, как они будут "изучать вопрос" о вступлении в Союз России―Белоруссии или о придании русскому языку статуса второго государственного. Они будут реально добиваться этого всеми законными способами. Таким образом, приднестровская партия, контролируя собственный регион, имея союзников в Гагаузии, может получить до четверти мест в парламенте Молдавии и участвовать в любых возможных правящих коалициях, как это делали Франц-Йозеф Штраус в Германии и Марко Бела в Румынии. Параллельно приднестровский, и стоящий за его спиной российский и украинский бизнес, будут агрессивно осваивать правый берег Днестра, а затем и правый берег Прута.

При таком раскладе на кишиневских унионистских партиях можно будет поставить крест, пишет "Панорама". Поэтому они будут всячески сопротивляться объединению с Приднестровьем, которое им, если и нужно, то только как голая территория, без самих приднестровцев. Если все это когда-нибудь и случится, то в очень отдаленной перспективе. Но уже сейчас хочется внести свой вклад в "копилку" предложений по приднестровскому урегулированию: объединить Тирасполь и Бендеры в один город, перенести туда столицу новой Молдавии, назвать ее тоже Молдавией, и построить на Днестре самый современный и красивый город по примеру того, как бразильцы и казахи построили свои новые столицы Бразилию и Астану, подводит итог издание.