Интервью ИА REGNUM с исполняющим обязанности министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Василием Атаджаняном.

ИА REGNUM: Г-н Атаджанян, несмотря на абсолютную равнозначность международных принципов, нередко в случае с Азербайджаном политики различных уровней отмечают принцип территориальной целостности государства, а о праве народов на самоопределение, которое Нагорный Карабах практически осуществил, лишь упоминается в числе других основополагающих принципов и норм международного права. Насколько это отражает действительность?

- Хочу сразу отметить, что независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях. Независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства, и только в советский период этот армянский край, вопреки воле населения, был насильственно передан Аз.ССР.

Международно-правовые основы образования НКР безупречны. На территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, образовались два независимых государства - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Нагорный Карабах твердо и решительно высказался относительно своего будущего, и любое другое решение, кроме решения о независимости, принятого народом в ходе референдума 1991 года и закрепленного принятием Конституции в 2006 году, невозможно. Для нас неприемлема любая модель урегулирования, которая может поставить под вопрос исторический выбор нашего народа. Президент НКР Бако Саакян не раз подчеркивал на встречах различных уровней, что независимость Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха - ред.) и безопасность его народа не подлежат торгу.

Следует также отметить, что в отличие от Азербайджана, где царит средневековый султанат и клановая практика передачи власти от отца к сыну, НКР с момента своего образования взяла курс на построение демократического государства, обеспечивающего все права и свободы для ее граждан. Руководство НКР намерено продолжить последовательный курс на всестороннее развитие республики, ее демократических институтов и неоднократно выражало готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными странами.

Отрадно, что со временем мировое сообщество, в том числе сопредседатели Минской группы ОБСЕ, все больше склоняется к признанию факта самостоятельного существования НКР. Народ Арцаха доказал свое право на суверенное государство, которое продемонстрировало способность брать на себя ответственность, выполнять международные обязательства, причем в одностороннем порядке. Международное признание НКР зафиксирует существующие реалии.

ИА REGNUM: Тем не менее, официальный Баку, муссируя тему "20% оккупированных территорий" и "1 миллиона беженцев", не ставит разницы между самим Нагорным Карабахом и "оккупированными" территориями. Как подобный подход отражается на переговорном процессе?

- Данная порочная политика Баку практически загнала переговорный процесс в тупик. Азербайджанская сторона должна найти в себе силы отказаться от технологий и стереотипов, искажающих суть азербайджано-карабахского конфликта, ибо крайне недопустимо и опасно использовать ситуацию в пропагандистских целях.

Разговоры о "возвращении" Нагорного Карабаха в состав Азербайджана нелепы. Уважающий себя политик или политолог не может предположить, что в то время, когда практически все постсоветские государства стремятся в сторону демократической Европы, Нагорный Карабах должен стремиться в Азербайджан, отрицающий объективные реалии, грубо попирающий у себя в стране права нацменьшинств и вообще элементарные права человека, а вдобавок еще и угрожающий НКР физическим истреблением.

Проблему занятых территорий официальный Баку преподносит международному сообществу как результат армянской агрессии, тогда как она является прямым следствием агрессии именно Азербайджана против национально-государственного образования, заявившего о своем праве на свободу.

Среди общеизвестных пропагандистских клише азербайджанских властей - "20% оккупированных территорий" и "1 миллион беженцев". На самом деле картина такова: общая площадь занятых Армией обороны НКР территорий составляет 7059 кв. км при общей площади Азербайджанской Республики 81100 кв. км. в границах 1991 года. Простое арифметическое действие показывает, что площадь семи прилегающих к НКР районов составляет лишь 8,7% от указанной территории. И наоборот, азербайджанские войска оккупировали около 1041кв. км территории НКР - Шаумянский район (600 кв. км), части Мартакертского и Мартунинского районов, Геташенский подрайон. Это почти 19% территории НКР. Следует также учесть, что навязанная Азербайджаном в 1991-1994 годах война создала новую ситуацию, изменив, в частности, границы между государствами.

Что касается численности азербайджанских беженцев, то в резолюции ПАСЕ (апрель 2006 года) отражены достоверные данные Верховного Комиссариата ООН по вопросам беженцев (UNHCR), согласно которым число беженцев и перемещенных лиц в Азербайджане в общей сложности составляет порядка 590 тысяч человек, то есть около 8% официальной численности населения АР. Кстати, в НКР беженцы и перемещенные лица составляют 33%, или 61 тыс. человек. Таким образом, заявления о "миллионе беженцев в Азербайджане" - такой же миф азербайджанской пропаганды, как и заявления о "20 процентах оккупированных территорий Азербайджана".

ИА REGNUM: Недавно на различных уровнях активно обсуждалась тема возвращения в Нагорный Карабах азербайджанских беженцев...

- Азербайджанская сторона настаивает на возвращении беженцев, однако при этом не идет и речи об аналогичном возвращении порядка полумиллиона армянских беженцев, которые были вынуждены покинуть Азербайджан в результате преследований властей этой страны и этнических чисток в 1988-90 годах, а также развязанной в отношении НКР широкомасштабной войны. Тут необходимы эквивалентность, комплексное рассмотрение проблемы.

Ситуация сегодня однозначно не приемлема для возвращения беженцев, это возможно лишь после достижения политического урегулирования конфликта, после решения вопроса статуса НКР, а также решения комплекса социальных вопросов. Что касается вопроса материальной и моральной компенсации, то азербайджанская сторона, как агрессор, несет ответственность за компенсацию всем беженцам, независимо от национальности.

ИА REGNUM: Каким Вам представляется окончательное решение вопроса государственных границ между Нагорным Карабахом и Азербайджаном?

- Фактические границы, как правило, устанавливаются по окончании военных действий в виде демаркационной линии. Сегодняшние границы НКР, как я уже отметил, являются результатом отражения Нагорным Карабахом агрессии Азербайджана. В историческом аспекте поствоенная территория Нагорного Карабаха является частью древнего Арцаха. В оборонно-стратегическом плане занятые в ходе навязанной нам войны территории составляют пояс безопасности.

В правовом плане территория и границы Нагорного Карабаха никогда не определялись с учетом исторических, национальных, культурно-религиозных аспектов. В период СССР они, к сожалению, были установлены советским Азербайджаном произвольно, на меньшей территории Арцаха, причем так, чтобы автономная область стала анклавом внутри Азербайджана. Возврата в прошлое нет, ни в вопросе статуса, ни в вопросе границ. Границы НКР должны обеспечить безопасность республики во всех плоскостях.

ИА REGNUM: Сегодня много говорится о необходимости выработки мер доверия между сторонами конфликта. Что подразумевается под этим?

- Армянские стороны на протяжении всего конфликта выступали с инициативами, направленными на укрепление мер доверия между сторонами конфликта, недопущение нарушения режима перемирия, прекращение "снайперской войны", установление прямых связей между сторонами, отказ от враждебных публикаций в СМИ и т.д.

Мы и сейчас готовы к сотрудничеству с целью недопущения возгораний лесных массивов и сельхозугодий в приграничной зоне, совместного использования водных ресурсов, обеспечения взаимных гарантий по использованию воздушного пространства, охраны историко-архитектурных памятников, реализации совместных проектов в сферах метеорологии и сейсмологии и т.д. Следовало бы активизировать контакты в вопросах обмена пленными, останками, поиска без вести пропавших. Увы, наши инициативы не находят поддержки у соседнего государства. Официальный Баку, к сожалению, политизирует гуманитарные вопросы.

ИА REGNUM: Переговорный процесс буксует. В чем главная причина?

- Официальный Баку давно умело использует переговорный процесс в своих корыстных целях, вводя в заблуждение международные организации и отвлекая их от сути проблемы. К сожалению, Азербайджан участвует в процессе урегулирования не с целью поиска взаимоприемлемого механизма решения конфликта, а для ведения широкомасштабной пропагандистской войны против Армении и Арцаха. И эта война с каждым годом расширяется, обретая новые изощренные методы фальсификаций, провокаций, реваншистских угроз.

Процесс урегулирования конфликта подменяется со стороны Азербайджана попытками перенесения проблемы под эгиду ООН, Совета Европы, Европарламента и других международных организаций. Между тем, требование азербайджанской стороны к международным организациям, государствам, политическим деятелям о признании территориальной целостности Азербайджана превращается в политический фарс, а объявление посещающих НКР граждан "персонами нон-грата" - в комедию. В позиции Азербайджана напрочь отсутствуют даже намеки на готовность пойти на компромисс и хоть какие-то уступки. Это лишний раз подтверждает тот факт, что официальный Баку не хочет решать карабахскую проблему, а вину за провал пытается переложить на Армению.

ИА REGNUM: Что, на Ваш взгляд, может вывести переговорный процесс из нынешней ситуации?

- Восстановление полноценного формата переговоров с непосредственным и полноправным участием НКР. Мы считаем прямые переговоры между НКР и Азербайджаном наиболее оптимальным форматом для поиска решения карабахского конфликта, тем более, что до 1997 года азербайджанское руководство поддерживало контакты непосредственно с НКР, о чем свидетельствует множество документов, подписанных официальными лицами НКР и Азербайджана.

Карабах был мишенью навязанной Азербайджаном войны, основной стороной конфликта и, следовательно, должен быть субъектом переговоров. Статус НК в качестве полноправной стороны конфликта закреплен в Бишкекском протоколе 1994 года о прекращении огня, подписанном тремя сторонами - Нагорным Карабахом, Арменией и Азербайджаном, на Будапештском саммите СБСЕ 1994 года, а также в Пражском Резюме Действующего Председателя на Первой встрече Руководящего Совета ОБСЕ от 31 марта 1995 года. Согласно этим документам действенным механизмом урегулирования азербайджано-карабахского конфликта должны быть полноформатные переговоры с участием Нагорного Карабаха. Нынешний формат переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта без участия НК нарушает принятые официальные решения ОБСЕ о трех сторонах конфликта и не может иметь успеха.

Важность возобновления полноценного участия карабахской стороны понимают и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые подчеркивают необходимость подключения представителей НКР в переговорный процесс для окончательного решения конфликта. Руководство Нагорно-Карабахской Республики считает необходимым скорейшее урегулирование проблемы и установление сотрудничества между конфликтующими странами. Все страны региона должны быть заинтересованы в достижении окончательного мира и стабильности на Южном Кавказе, что позволит использовать весь потенциал регионального сотрудничества.

Беседу вел Ашот Бегларян

Отметим, что Василий Атаджанян родился 5 января 1950 года в Степанакерте. По окончании в 1973 году Саратовского экономического института занимал различные должности в исполнительных органах НК. В 1992-93 гг был министром экономики НКР, в 1993-95 гг. - советником председателя Верховного Совета НКР, в 1995-97 гг. - председателем постоянной комиссии Национального Собрания НКР по внешним сношениям, в 1997-98 гг. - замминистра иностранных дел НКР. С 1998 года занимал ряд руководящих должностей в экономической сфере. В 2005-2007 гг. был министром социального обеспечения НКР. Являлся депутатом парламента НКР нескольких созывов. 1 февраля 2010 года указом президента НКР Василий Атаджанян был назначен замминистра иностранных дел НКР, а 7 июля 2011 - исполняющим обязанности министра иностранных дел НКР.