Движение "Мир без нацизма" инициирует слушания в ПАСЕ на тему дискриминации образования на русском языке в Эстонии
Эстония, 2 января, 2012, 14:46 — ИА Регнум. Президиум международного правозащитного движения "Мир без нацизма" считает необходимым обратиться к Парламентской ассамблее
ПМПД "Мир без нацизма" напоминает, что в Эстонии проживает не менее четверти населения, для которых русский язык является родным. В Конституции Эстонии в статье 37 сказано: "Язык обучения в учебном заведении для национального меньшинства избирает учебное заведение". В заявлении говорится: "Нам непонятно, почему правительство Эстонии игнорирует нормы Конституции своей страны и Рамочной конвенции 1995 год о защите национальных меньшинств в отношении русскоязычного населения? Или же правительство не считает русских частью своего населения?"
В ПМПД "Мир без нацизма" уверены, что политика насильственной ассимиляции национальных меньшинств не характерна для Европы, но является сигналом роста правого радикализма. "Мы также обеспокоены нарастающими настроениями в эстонском обществе, связанными с запугиванием и давлением на педагогов и родителей учащихся, позволивших воспользоваться нормами Закона Эстонии об основной школе и гимназии. Нас, также, тревожит начавшаяся в Эстонии кампания по дискредитации лидеров общественного мнения, несогласных с волюнтаристским решением эстонского правительства", - говорится в заявлении.
Напомним, что 22 декабря правительство Эстонии не удовлетворило представленные городскими собраниями Таллина и Нарвы ходатайства о сохранении русского языка как основного языка обучения для 15 гимназий этих муниципальных образований. Решение было аргументировано тем, что правительство решило не делать исключений для русских гимназий, участвующих в школьной реформе.
Противники одностороннего перехода русских гимназий на эстонский язык обучения (60% предметов в итоге реформы должны вестись на эстонском языке) отмечают, что эстонский язык и эстонская литература преподаются в русских гимназиях в самом большом объеме всех учебных программ - почти 1500 часов в год. Однако итоговые экзамены показывают низкий уровень знаний эстонского языка русскими учениками. Филологи указывают, что проблема состоит не в количестве преподаваемых на эстонском языке предметов (чего добивается данная реформа), а в качестве самого преподавания эстонского языка: его преподают не как иностранный язык по специальным методикам, а как эстонский язык как родной для иноязычных учеников, что делает невозможным его адекватное усвоение. К тому же, преподавание на эстонском языке русским детям точных наук (математика, физика, химия) приводит к низкой усвояемости этих предметов и как следствие к снижению конкурентоспособности выпускников русских гимназий Эстонии перед эстонскими сверстниками.