Письмо Клинтон венгерскому премьер-министру

На прошлой предновогодней неделе во вторник 27 декабря венгерское издание Népszabadság сообщило, что госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон направила личное официальное письмо венгерскому премьеру Виктору Орбану. Источник венгерского портала Origo в Вашингтоне дополнительно сообщил, что речь идет о письме, написанном в "жестких тонах". На следующий день пресс-секретарь премьер-министра Питер Сийярто подтвердил, что Орбан получил означенное письмо от Клинтон. Чуть позднее фото этого документа, что любопытно, было опубликовано в Интернете. Как оказалось, этот двухстраничный документ датирован 23 декабря, т. е. написан накануне Рождества. Как следует из текста письма, американское правительство недовольно текущей законотворческой деятельностью в Венгрии режима Фидес, ведущей, по его мнению, к свертыванию демократии в стране. Текст подтверждает, что первые официальные претензии В.Орбану были предъявлены американцами еще 30 июня этого года во время визита госсекретаря Х.Клинтон в Венгрию. Последующие шаги США против политики В.Орбана известны, и они также подтверждаются текстом этого письма. Это устный демарш посла США в Венгрии Елены Куналакис и другие действия госдепартамента.

Претензии США, изложенные в письме, связаны с тем, что Венгрия и США ("наши страны") - союзники по НАТО, экономические партнеры и "друзья". Таким образом, они обусловлены, как оказывается, в первую очередь, общими проблемами безопасности. Как следует из документа, конкретное недовольство у американцев вызывают прерогативы по новому закону, предоставленные верховному судье Венгрии. Далее речь идет об угрозе "базовым правам человека", которую несет новый закон о церковных организациях. Третий конкретный пункт претензий - это ставший пресловутым закон о медиа, дающий большие полномочия "политизированному" органу, управляющему СМИ. Здесь, в качестве негативного примера американский госсекретарь назвала совсем недавний конфликт вокруг закрытия одной радиостанции в Будапеште, породивший акции публичного протеста в венгерской столице. Х.Клинтон требует изменения этих законов для сохранения в Венгрии индивидуальных свобод и системы демократических сдержек и противовесов властей.

Дополнительным разъяснением означенного письма американского госсекретаря послужило одно интервью. В первый день нового 2012 г., что показательно, все то же Népszabadság опубликовало на своем портале интервью с бывшим послом США в Венгрии в 1986-1990 гг. Марком Палмером, т. е. человеком, игравшим важную роль в период смены режима в Венгрии. В настоящее время М.Палмер занимает пост одного из вице-директоров известной организации Freedom House. Интервью вышло под заголовком "До сегодняшнего дня я уважал, но уже не понимаю Виктора Орбана". В нем мы обратили внимание на один фрагмент. На вопрос интервьюера: "Каков риск международной изоляции Венгрии?" М.Палмер ответил буквально следующее: "Реальная угроза. Очевидно, что Европейский Союз, Европейская Комиссия не видят ничего хорошего в происходящем, Международный валютный фонд также не считает правильным то, что происходит. Правительство США очень обеспокоено. Обеспокоены лучшие друзья Венгрии, включая меня. Изоляция Венгрии уже не абстрактная угроза, а реальность. Если Венгрия опять хочет зависеть от России, тогда, конечно, она идет правильной дорогой. Но я полагаю, что для самих венгров Европа - естественный выбор, и, тем не менее, в настоящее время не исключено, что их удалят из Европейского Союза. Если не считаются больше демократией, их больше не будут терпеть. И тогда мы должны задать вопрос, к чему они хотят принадлежать?". Итак, опасение у американцев якобы вызывает независимая политика венгерского премьера, расшатывающая систему союзнических отношений в регионе и создающая дополнительные геополитические риски.

В связи с этим отметим опубликованный на прошлой неделе 29 декабря доклад МИД Российской Федерации - "О ситуации с правами человека в ряде государств мира". В нем содержится отдельный раздел, посвященный Венгрии. Российское внешнеполитическое ведомство выражает обеспокоенность с ситуацией в ней по следующим направлениям: 1) состояние пенитенциарной системы Венгрии; 2) положение цыганского населения Венгрии; 3) проблема со свободой слова и закон о медиа в этой связи; 4) исторический ревизионизм, в том числе, в отношении итогов II Мировой войны.

Итак, что интересно, за исключением последнего пункта, претензии к Венгрии о состоянии в ней прав человека внешнеполитических ведомств США и России схожи. Что свидетельствует, помимо прочего, вопреки мнению М.Палмера, и об изоляции Венгрии на восточном внешнеполитическом векторе. Венгрия не интересна современной России в качестве союзника и потенциального донора. В связи с этим показательно, например, что с февраля 2012 г. цена на природный газ, поставляемый из России, возрастет. Последнее обстоятельство не снимает интереса России к Венгрии и всему региону Центральной Европы с точки зрения проблемы собственной безопасности. Причем этот вопрос географически более значим для России, чем для США, находящихся, как известно, на другом континенте.

Что касается самой Венгрии, то В.Орбан имеет собственное видение ситуации. Он неоднократно озвучивал план объединения региона Центральной Европы, как против Востока, так и против Запада. Помимо венгерского национализма им владеют еще и мечты о возрождении духа и реалий эпохи Ягеллонов. Нынешний разноплановый кризис Евросоюза и породил конфликтный феномен венгерского премьера. Однако уровню его личных амбиций масштабы страны явно не соответствуют.

Письмо Баррозу Орбану

На прошлой неделе продолжилась переписка между председателем Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и венгерским премьер-министром Виктором Орбаном. Началась она в предшествующую неделю: 19 декабря Орбан получил первое письмо из Брюсселя. 20 декабря он на него ответил. В пятницу 23 декабря из столицы Брюсселя сообщили, что изучают ответ венгерского премьер-министра. 30 декабря стало известно, что Ж.Баррозу отправил В.Орбану новое письмо. Его конкретное содержание остается неизвестным широкой публике, хотя общий смысл ясен. Конфликт между венгерским правительством и центром Евросоюза углубляется. В тот же день венгерский премьер-министр в интервью "Кошут-Радио" сказал, что никому в мире не позволительно вмешиваться в законодательный процесс в Венгрии. В.Орбан сообщил радиослушателям, что в планы венгерского правительства входит начать переговоры с Международным Валютным Фондом в начале января 2012 г. Их исход важен, считает венгерский премьер, но не жизненно необходим.

В этот последний рабочий день венгерский парламент и принял закон о национальном банке MNB, против чего настойчиво и выступает Еврокомиссия начиная с 16 декабря. Закон, отдающий, как кажется, центральный банк страны под полный контроль венгерского правительства, является, по мнению Брюсселя, нарушением базового договора ЕС. Сам MNB заявил протест против действий венгерских законодателей. По новому закону об MNB, вводится должность еще одного вице-председателя главы нацбанка, назначаемого главой правительства. Монетарный совет увеличивается с 7 до 9 членов. Члены его выбираются парламентом. Теперь неугодный директор MNB должен быть переизбран. А кандидатура главы MNB будет предложена премьер-министром президенту страны. Преобразование MNB на основании принятого закона должно быть проведено до конца марта 2012 г. О принятии закона о центральном банке В.Орбан и известил в тот же день в ответном письме председателя Еврокомиссии. Дерзкий вызов Брюсселю был замаскирован утверждением того, что в принятом законе учтены замечания и пожелания центра Евросоюза. Пока что Брюссель эпистолириями своего председателя демонстрирует полное бессилие перед лицом открытого демонстративного и наглого неповиновения правительственного Будапешта. На угрозу отказа в кредите МВФ венгерский фидесистский парламент проголосовал законом, открывающим путь правительству к сейфам центрального банка. Финансовые рынки в предновогоднюю неделю ответили падением стоимости венгерской валюты.

Закон о религии и религиозных организациях вновь был принят венгерским парламентом в последний рабочий день 2011 г. Сделано это было явно в угоду международному общественному мнению Запада. Незадолго до этого 19 декабря Конституционный суд Венгрии признал закон о религиозных организациях противоречащим конституции страны. Принятый в июле этого года закон сразу же вызвал множество нареканий и протестов, особенно из США. Главной причиной здесь было то, что новый венгерский закон о религии и религиозных организациях признавал законной деятельность в Венгрии только 14-ти религиозных конфессий. Вот они: Венгерская католическая церковь, Венгерская реформатская церковь, Венгерская евангелическая церковь, Венгерский союз еврейских религиозных общин, Объединенная венгерская религиозная община израилитов (Statusquo Ante), Венгерская автономная религиозная община израилитов, Будайская епархия Сербской православной церкви, Венгерский экзархат Константинопольского православного патриархата, Болгарская православная церковь в Венгрии, Венгерская епархия Румынской православной церкви, Венгерская епархия Русской православной церкви, Венгерская церковь унитариев, Венгерская церковь баптистов, венгерские пятидесятники.

Таким образом, по фидесистскому закону, во многом продиктованному консервативной частью правящей партии и их союзниками - христианскими демократами из KDNP - за строкой закона оставались многие действующие в Венгрии религиозные общины, а их около 70-ти, вроде тех же мормонов или кришнаитов. Характерно и игнорирование венгерским законом таких мировых религий, как ислам и буддизм. После того, как Конституционный суд признал 19 декабря недействительным закон, фракция Фидес спустя 2 дня представила новый законопроект, который и был принят в последний рабочий день 2011 г. За закон о религии и религиозных организациях в новой редакции 30 декабря проголосовало 256 депутатов, против - 36. Отметим, что партии либерально-социалистической оппозиции в тот день бойкотировали вообще заседание парламента и, следовательно, не принимали участия в голосовании.

Теперь, по новой редакции закона, количество религиозных конфессий остается прежним - т. е. 14. О судьбе других религиозных сообществ, имеющих статус по предшествующему закону, парламент примет дополнительное решение до конца февраля. В новом законе определен также порядок регистрации новых религиозных сообществ, желающих получить статус конфессии. Процедура чем-то напоминает регистрацию новых национальных меньшинств. Религиозной общине необходимо представить петицию за подписью 1000 членов в специальную комиссию по делам религии венгерского парламента. Эта комиссия запрашивает специальное заключение от Академии наук. Для признания в качестве конфессии община должна иметь стаж деятельности на международном уровне не менее 100 лет, а в Венгрии - 20 лет. Окончательное решение о признании религиозного сообщества в качестве конфессии остается за парламентом. Закон предусматривает и порядок прекращения деятельности официально признанной конфесии с вычеркиванием ее из закона. Здесь возможно представление Конституционного суда или правительства, но окончательное решение остается опять же за парламентом.

В целом, можно констатировать, что, хотя новая редакция закона о религии принята, главным образом, в интересах "общественного мнения" за рубежом, вряд ли это "общественное мнение" будет этим удовлетворено. В данном конкретном случае слишком интенсивное, а потому спешное и непродуманное законотворчество сыграло без всякой нужды во вред Венгрии.

Закон о преследовании за преступления, совершенные в годы коммунистической диктатуры. Законотворчество венгерских парламентариев 30 декабря, в последний рабочий день 2011 г., можно определить следующим образом. Если Брюссель получил в тот день законом о центральном банке жестокий хук справа, то Вашингтону законом о религии показали скромный книксен, что касается Москвы, то принятым в тот же день законом о преследовании за преступления, совершенные в годы коммунистической диктатуры венгерские парламентарии мстительно погрозили ей пальчиком. Почему? Мы уже упоминали опубликованный 29 декабря МИДом Российской Федерации доклад "О ситуации с правами человека в ряде государств мира", который содержит специальный раздел по Венгрии. В нем, в частности, мы читаем следующее: "В Венгрии наблюдаются попытки ревизии истории, в т.ч. результатов Второй мировой войны. Лидер парламентской фракции правящей партии ФИДЕС Я.Лазар 17 октября с.г. заявил о планах внесения поправок в действующий уголовный кодекс страны, призванных создать правовую основу для привлечения к ответственности лиц, причастных к подавлению "революции и освободительной борьбы" в 1956 г., а также функционеров бывшего режима Я.Кадара. Их деяния предполагается квалифицировать как преступления против человечности, не имеющие срока давности, а при оценке состава преступления по таким делам опираться на решения Нюрнбергского трибунала, а также принятые с их учетом другие международные юридические акты. На этой правовой основе планируется принять законодательную норму, в соответствии с которой будут урезаны пенсии достаточно широкому кругу лиц (бывшим сотрудникам партийного и госаппарата, служб безопасности, рабочей милиции, комсомола и др.), а полученные средства направить "жертвам коммунистических репрессий". Как подчеркнул Я.Лазар, фундамент для такого шага создан новой венгерской конституцией, которая дезавуирует правовое поле периода 1944-1990 гг., когда Венгрия "находилась под иностранной оккупацией". Данную попытку "покарать" представителей "социалистического прошлого" и вывернуть наизнанку решения Нюрнбергского процесса можно рассматривать как очевидное стремление задним числом реабилитировать режим М.Хорти, ввергнувшего Венгрию в войну с СССР на стороне гитлеровской Германии, а также преступления венгерских фашистов, энергично содействовавших в т.ч. "окончательному решению еврейского вопроса". Таким образом, получается, что на следующий день после публикации доклада МИДа России "О ситуации с правами человека в ряде государств мира", венгерский парламент прямо в ответ на этот документ и принял недружественный России акт. При этом содержание этого закона о преследовании за преступления, совершенные в годы коммунистической диктатуры, полностью соответствует тому, что написано о сложившейся ситуации в докладе российского МИДа. Т.е закон опирается на преамбулу вступившей в силу новой Конституции, которая утверждает, что с 1944 по 1990 г. Венгрия была оккупированной лишенной суверенитета страной. Сам закон исходит из нормы квалификации преступления против человечности, не имеющего срока давности. При оценке состава преступления принятый закон ссылается на решения Нюрнбергского трибунала. Закон позволяет организовать уголовное преследование бывших лидеров режима, а также урезать размеры пенсий бывших функционеров партийного, государственного и правоохранительного аппарата. За принятие закона проголосовало 290 депутатов венгерского парламента, т. е. вся венгерская националистическая правая - Фидес-КДНП, Йоббик. Депутаты оппозиционных партий LMP и MSZP, как мы уже писали, бойкотировали заседание парламента.

Помимо прочего, принятый закон о преследовании за преступления коммунистической диктатуры будет иметь прямые политические последствия. В частности, на основании него и Конституции предполагается признать ответственность нынешней Венгерской социалистической партии как прямого преемника кадаровской партии. В данном случае есть что-то маниакальное в стремлении Фидес добить MSZP, и без того представляющей из себя полутруп на арене нынешней венгерской политической жизни.

Теперь на основании принятого закона предстоит принять специальные статьи в действующий уголовный кодекс. Что касается возможных будущих репрессий против деятелей коммунистического режима, то здесь отметим, что большинство коммунистов, участвовавших прямо или косвенно в подавлении венгерской революции 1956 г. уже в могиле. Те, кто жив, находятся весьма в преклонном возрасте. Так, в частности, Беле Биску, бывшему министру внутренних дел (1957-1961 гг.) кадаровского правительства (его имя звучало в комментариях по принятому закону), сейчас 90 лет. Дюле Хорну, в 1956 г. бойцу добровольческого подразделения коммунистов, оказывавших содействие советским войскам, сейчас в 2012 г. исполняется 80 лет. Суды над людьми такого преклонного возраста, как показал недавно случай с процессом над бывшим офицером жандармерии Шандором Кепиро, причастного к расправам в Воеводине в 1942 г., чреваты обратным общественным резонансом. Что касается активных деятелей кадаровского режима 1970-х гг., то возможные будущие процессы против них станут своего рода иронией судьбы. Ведь именно поколение этих деятелей в то время под разговоры о вечной дружбе и любви к СССР начинали общественную трансформацию режима и переориентацию с Советского Союза на Запад. Именно тогда нынешние пенсионеры организовывали вступление в МВФ, давшим первые кредиты, итогом которых, в том числе, и стал нынешний долговой тупик Венгрии.

Дела зарубежного венгерства

Румынская Трансильвания. Предновогоднее интервью Ласло Токеша. 29 декабря венгерское правое издание Magyar Hirlap на своем портале опубликовало интервью с лидером национального движения венгров в румынской Трансильвании и во всем Карпатском бассейне вице-председателем Европарламента Ласло Токешом под названием "Я продолжаю окопную жизнь". В интервью Л.Токеш поделился с венгерскими читателями своими ближайшими и перспективными политическими планами, рассказал о происходящем в Румынии вокруг его личности. В частности, на днях будапештский офис Л.Токеша был ограблен, а одновременно в румынской прессе вновь началась кампания с требованием привлечь лидера трансильванских венгров "за убийство". Речь идет о давнем авто происшествии, которое случилось с Л.Токешом. Все эти и другие похожие события трансильванский венгр считает не случайными и связывает их с работой против него румынских спецслужб. При этом по утверждению Л.Токеша, нынешняя практика напоминает то, что происходило с ним до 1989 г. (т. е. до румынской революции, свергшей Н.Чаушеску). Как становится очевидным из интервью Л.Токеша, означенные происшествия создают известное напряжение в его жизни, как он выразился - "окопный стиль". Но одновременно происходящее лидер трансильванских венгров считает признаком успеха своей личной деятельности. Поскольку в данном случае румынским посткоммунистическим кругам средствами тайной полиции приходится бороться против венгерской автономии, усиления в общественной жизни роли церкви и гражданского общества, расширения участия венгров в нем. В итоге под угрозой оказывается "пан-румынская" и "пан-православная", как он выразился, националистическая стратегия в Румынии. Тем не менее, как заявил Л.Токеш, усилия румын все-таки не остаются без результата. Они нарушают венгерскую общественную жизнь и представительство интересов венгров. Поэтому больших усилий требует, чтобы дальше продолжать начатую в 1989 г. линию венгерской национальной политики. В интервью Magyar Hirlap Л.Токеш еще раз подтвердил, что он отказывается от перевыборов на пост вице-председателя Европейского парламента. Он хотел бы сосредоточиться на трансильванских делах, строительстве Трансильванской венгерской народной партии (EMNP) и будущих всеобщих выборах в Румынии 2012 г. Что касается продолжения деятельности после них, то здесь у Л.Токеша имеется план создания всеобъемлющей системы защиты прав национальных меньшинств в Евросоюзе, в которую могло бы быть вписано и венгерское дело.