Идея очередных внеочередных парламентских выборов витает над Латвией почти с того момента, когда осенью прошлого года к работе приступил XI Сейм - сам пришедший к власти, как известно, досрочно. Чересчур многих не устраивает и депутатский состав нового парламента, и образовавшаяся правящая коалиция. Ну а поскольку яркий рецепт того, как можно избавиться от "неугодного" Сейма, уже был продемонстрирован, соблазн воспользоваться им для многих может оказаться непреодолимым.

"Народ готов распускать Сейм хоть еженедельно..."

...Когда на исходе мая 2011-го тогдашний президент Латвии Валдис Затлерс (первый и, как позже оказалось, единственный срок которого к тому моменту подходил к концу) объявил о том, что ставит вопрос о досрочном отзыве X Сейма на общегражданское голосование, то это, естественно, вызвало массу бурлений. Прежде всего, требовалось объяснить неожиданный поступок главы государства, о котором еще за неделю мало кто мог подозревать. Объяснений, разумеется, было много. Одни развивали официальную версию, согласно которой распускаемый парламент попал под чересчур уж сильное влияние "нехороших олигархов" в лице Айвара Лембергса, Андриса Шкеле и Айнара Шлесерса, срывая попытки государства заняться расследованием их деятельности. Другие ударились в конспирологию - указывая, что Затлерс объявил о роспуске Сейма сразу же после встречи с президентом США Бараком Обамой в Варшаве, они настойчиво искали в происходящем "американский след". Например, тот же Лембергс напрямую связал "выходку Затлерса" с именем одиозного финансиста Джорджа Сороса. Со ссылкой на свои источники в Рижском замке он заявил, что Валдис Затлерс встречался с Соросом в Нью-Йорке и получил от него взятку "за реализацию интересов Сороса в Латвии". Третьи не стали мудрствовать и объяснили поступок Затлерса банальной местью депутатам Сейма - поскольку он уже тогда располагал достоверной информацией, что на второй срок они его не выберут. Да и, в любом случае, имел место некий практический расчет - разгоняя непопулярный парламент (а в условиях экономического кризиса в стране он и не мог быть иным), Затлерс обеспечивал себе серьезный политический капитал в глазах электората. И действительно, минувшим летом социологами был отмечен резкий рост популярности уже экс-президента.

Здесь стоит обратить внимание на одну принципиальную вещь. Как бы ни спорили между собою разные эксперты относительно причин, побудивших Затлерса инициировать роспуск не проработавшего еще и года Сейма, в одном они сходились полностью: народ это предложение поддержит. На сей счет сомнений ни у кого не было абсолютно никаких. Например, известный политик из Союза "Зеленых" и Крестьян (политического объединения, серьезно пострадавшего в результате перевыборов парламента, после которых оно переместилось в оппозицию) Инара Островска тогда прямо заявила: "Я говорю о роспуске как об уже состоявшемся событии, потому что у меня, в общем-то, нет никаких сомнений, что общее большинство участников референдума проголосуют за него. Ведь народ, конечно же, готов распускать Сейм хоть каждую неделю. Потому что, с одной стороны, нынче трудно найти хоть одну страну, где народонаселение было бы довольно своей властью, и Латвия - не исключение. С другой - столь громкие события, как роспуск Сейма, всегда несут в себе элемент шоу, своеобразного карнавала, спектакля. А подобное всегда людям интересно".

Мыльный пузырь несбыточных надежд

Действительно, когда дошло до референдума, то данные, полученные со всех 1028-ми избирательных участков страны, оказались просто сокрушительными: 94,3% из участвовавших в волеизъявлении избирателей проголосовали за роспуск парламента. Тут же разразился свирепый предвыборный карнавал. Характерен довод, которым оперировали все соперничающие партии - голосуйте за нас, потому что все остальные еще хуже! Потому что на самом деле хвалиться никому из них, в принципе, было нечем. "Правящие" успели надоесть хуже горькой редьки своими "консолидациями" и "урезаниями" на фоне ритуальных мантр, что "Латвия вышла из кризиса". Вроде бы "оппозиционный" "Центр Согласия" тоже успел опозориться в глазах избирателя - и своим голосованием за увеличение языковых штрафов, и поддержкой законопроекта о принудительном выселении жильцов за долги домохозяев, и многим другим. Националисты же из Visu Latvijai!-ТБ/ДННЛ изначально не могли нравиться значительной массе здравомыслящих избирателей, желающих получить нечто большее, чем примитивные шовинистические лозунги. Более предпочтительными выглядели позиции новоиспеченной Партии Реформ Затлерса - благодаря вновь обретенной популярности его основателя. Но уже тогда политологи иронически говорили, что, мол, в политике Затлерс с его "харизмой одного решения" - как банан: вкусный, но и портится быстро.

Опять же, еще за пару месяцев до выборов, не имелось и особых сомнений по поводу того, кто войдет в будущую коалицию. Понятно было, что там окажутся блок "Единство", Партия Реформ Затлерса и VL-ТБ/ДННЛ - ведь каких-то непримиримых идеологических противоречий между ними нет. Многим ясно было и то, что "Центр Согласия", сколь бы его вожаки накануне выборов ни раздували щеки и ни били себя кулаком в грудь, никто в коалицию не возьмет. По крайней мере, пока "цээсовцы" окончательно не капитулируют со всеми вытекающими - признание оккупации, отказ от критики латышского национализма и т.д. Что же до Союза "Зеленых" и Крестьян, то они стали ассоциироваться с крайне непопулярным в том сезоне брендом "олигархической партии". Да и большинство наиболее упертых противников Затлерса (тот же Лембергс), состоят именно в его рядах. А это ясно значило, что к власти их не подпустят - хотя бы из принципа.

Естественно, вполне можно было предугадать и то, что приход нового Сейма никак не улучшит тяжелую социально-экономическую обстановку в республике. Слабая система образования, раздутый чиновничий аппарат, неэффективная судебная сфера, некачественная выборная система и неконкурентоспособные предприниматели - вот реальные факторы, определяющие незавидное настоящее и бесперспективное будущее Латвии. Для того, чтобы побороть эти факторы, нужны очень глубокие и интенсивные реформы, вполне сопоставимые с революцией. Но разве способен латвийский правящий класс устроить подобную "революцию сверху"? На усиленно рекламируемых "молодых политиков" тоже надежды нет никакой. Потому что молодежь, будучи допущенной в компанию "больших дядек", быстро перенимает от них все правила циничного и безответственного политиканства, обмана и коррупции - и в дальнейшем оказывается способной даже переплюнуть своих "учителей".

Однако, многие политики накануне выборов сделали все возможное, дабы внушить народу обратное - изменения к лучшему будут! Особенно постарался сам Затлерс, направо и налево раздававший интервью, где разглагольствовал о "грядущих переменах", которые "скоро войдут в нашу жизнь". Неудивительно, что немалая часть избирателей, купившихся на эти посулы, приходила голосовать за роспуск X Сейма в праздничных нарядах! Понятно было, что сей мыльный пузырь заведомо несбыточных надежд заранее закладывает опаснейшую мину разочарования уже и под XI Сейм...

Склоки и ссоры

Прошедшие в сентябре выборы стали самыми низкими по популярности за последние 20 лет. Инициатива по формированию коалиции оказалась в руках Партии Реформ Затлерса и блока "Единство" - и они предсказуемо взяли к себе VL-ТБ/ДННЛ. "Центр Согласия", невзирая на демонстрировавшуюся его лидерами готовность пойти практически на любые уступки, в правительство не пригласили.

Предпосылок для нормальной парламентской работы с избранием правящей коалиции в Сейме так и не создалось. Потому что, даже еще не успев приступить к ней, "победители" тут же разругались между собой. В итоге этих перипетий фигура экс-президента Валдиса Затлерса, еще недавно считавшегося чуть ли не "спасителем отечества", сдулась до масштабов мелкого политического интригана и неудачника. Сначала его общим голосованием "прокатили" с должностью спикера Сейма, на которую он метил. Пошли разговоры о том, что таким образом депутаты, многие из которых перекочевали из предыдущего созыва парламента, мстят Затлерсу за разгон X Сейма, за пережитый испуг. Премьер В. Домбровскис охарактеризовал произошедшее как типичный "кидок" и выразил сожаление, что "продолжаются худшие традиции парламентов прежних созывов". Глава правительства даже усомнился, сможет ли новая коалиция нормально работать.

Вскоре выяснилось, что Партия Реформ Затлерса, которую конструировали в страшной спешке, считая последние дни до выборов, представляет собою, по сути, вязкое "тесто", которое уже начало расползаться в разные стороны. От ее фракции откололась шестерка депутатов, обвинивших ПРЗ "недемократичном процессе принятия решений и взаимном недоверии". По их словам, внутри Партии Затлерса, помимо правления, существуют некие центры власти, которые принимают волюнтаристские решения, а затем навязывают их остальным депутатам фракции. Дескать, "серым кардиналом" в ПРЗ является бывший глава канцелярии Затлерса Эдгар Ринкевич. Тут стоит напомнить, что именно Ринкевича, выпускника колледжа при Университете национальной обороны США, называли в качестве одного из вдохновителей досрочного отзыва X Сейма.

Тем временем, президент Андрис Берзиньш заявил, что считает предложенную модель правящей коалиции слишком нестабильной. К нему со всей страны шли письма протеста от избирателей ЦС - в короткий срок он получил свыше 5000 подобных посланий. У здания Сейма прошел митинг "Центра Согласия" - участвовали около 2000 человек из Риги, Даугавпилса, Резекне, Балви, Краславы и других городов. Митингующие протестовали против невключения ЦС в правящую коалицию и даже освистали Валдиса Затлерса, обвинив его в том, что он "разобщил народ".

Таким образом, с самого начала положение нового Сейма можно было охарактеризовать, как достаточно шаткое. Ну а руководители "Центра Согласия", осознавая эту ненадежность, активно сыплют соль на раны правящих. Терять им уже нечего. В коалицию ЦС в его нынешнем виде точно не возьмут - особенно, после того, как ряд представителей его руководства совершенно явно проявили свои симпатии к ведущейся ныне в Латвии общественной кампании за признание русского языка вторым государственным. Один из лидеров ЦС Янис Урбанович выразился совершенно недвусмысленно: "Мы будем брать власть, а не ждать, пока нам немножко от нее отрежут". На резонный вопрос о том, как они собираются это делать, последовал прямой ответ: "Есть хорошая процедура - референдум о роспуске парламента. И я думаю, что эта процедура точно будет задействована в следующем году, если не президентом (чего я ее не исключаю!), то гражданами страны, разочаровавшимися в своих политических любимцах. А мы эту инициативу поддержим! Так что 2012 год может стать годом новых внеочередных выборов Сейма".

Насколько у "Центра Согласия" хватило бы духу действительно инициировать процедуру отзыва парламента? Такую вероятность следует признать существенной - поскольку для самого ЦС это может оказаться вопросом выживания. Внутренние противоречия в рядах данного политического объединения весьма заметны. До поры они сдерживались общей надеждой войти во власть - но в условиях поражения в "битве за коалицию" в рядах ЦС воцаряются разброд и шатание. Некоторые из "согласистов" вполне могли бы соблазниться на посулы премьер-министра Валдиса Домбровскиса, заявившего, что правящая коалиция готова будет принять в свои ряды какую-то часть расколовшегося ЦС. В этих условиях, дабы избежать распада, "согласистам" самим придется контратаковать. И идеальной возможностью для контратаки представляется роспуск Сейма.

Кто нажмет на спусковой крючок?

С другой стороны, для "Центра Согласия" было бы серьезнейшей тактической ошибкой самим инициировать роспуск Сейма. Оппоненты любят обвинять ЦС в том, что он является, дескать, "Рукой Москвы". Можно представить, какой крик они не преминули бы поднять: смотрите, представители "пятой колонны" желают разогнать законно избранный парламент, в котором их совершенно справедливо не взяли в коалицию!

Однако процедуру роспуска Сейма пригрозил начать и один из руководителей компании за признание русского языка вторым государственным Владимир Линдерман - в случае, если правительство решит использовать госфинансирование для контрпропаганды этой затеи. А ведь, похоже, соответствующее решение будет принято! Далее, чистой правдой является и тот факт, что нынешний Сейм вызывает серьезнейшее недовольство и у латышей - среди них тоже может найтись инициативная группа, способная запустить процесс отзыва. Тут сыграл свою роль эффект несбывшихся надежд. С самого начала планка ожиданий по отношению к новому Сейму оказалась задрана очень высоко. Но иначе и быть не могло, особенно учитывая обстоятельства его избрания. Избиратель искренне верил, что отзывает из парламента "ворье и жуликов" - дабы привести туда честных и принципиальных политиков. А что получилось на деле? С самого начала огромным разочарованием для избирателей стало, что из 100 депутатов XI Сейма лишь 37 оказались "новичками" - что вызвало толки о том, что следовало бы заранее законодательно запретить депутатам предыдущего парламента, как не оправдавшим народное доверие, баллотироваться в чьих-либо списках. Не успел XI Сейм заняться работой, как погрузился в вышеописанные склоки, ссоры и интриги - что тоже не добавило ему авторитета.

Сюда же следует приплюсовать плачевную экономическую и социальную обстановку, сложившуюся в республике. Объем внешнего долга составляет 4,38 млрд. латов - почти 40% от объема производимого ВВП страны. Убыль народа, разбегающегося от нищеты и безысходности, настолько велика, что государство до сих пор не решается обнародовать результаты проведенной еще в начале прошлого лета переписи населения. Точно так же неизвестен реальный уровень безработицы среди тех, кто все еще остается в Латвии - поскольку масса безработного люда, во всем изверившись, даже прекратила регистрироваться в госорганах занятости. На глазах растет количество должников, которым уже сейчас массово отключают канализацию, воду и отопление. В скором времени придется поднять пенсионный возраст с нынешних 62-х до 65-ти лет - а потом и выше.

Одним словом, речь идет о гигантских проблемах, решению которых, как уверены избиратели, должны денно и нощно посвящать себя выбранные ими в Сейм депутаты. Поскольку же напряженной работы с их стороны явно не заметно, то и уровень доверия к Сейму закономерно упал. Согласно последним данным социологических опросов, ему доверяют всего лишь 12% жителей Латвии. Причем, недовольны как простые избиратели, так и влиятельные бизнесмены. Кстати, точно таким же уровнем доверия пользовался и предыдущий парламент незадолго до своего разгона. Спикер Сейма Солвита Аболтиня, комментируя эти данные, так и не смогла назвать план конкретных действий парламента по восстановлению доверия к себе - все ограничилось лишь общими фразами. Одним словом, шанс досрочного отзыва XI Сейма весьма велик - тем более, что прецедент уже создан. Необходимое количество в 154 тысячи избирателей, подписи которых нужны для организации соответствующего референдума, собрать удастся без особых проблем.

Иностранные партнеры Латвии также вряд ли будут возражать против роспуска парламента - это касается и США, претендующих на особую роль в местном регионе. Ситуация с досрочными выборами вполне вписывается в контекст "стратегии управляемых кризисов", используемой Госдепом во внешней политике. Суть данной стратегии состоит в том, что даже в странах-сателлитах США должна происходить регулярная ротация правящих элит. От этого достигается двойной эффект. Во-первых, местной элите не дают укорениться и осознать себя носительницей каких-либо самобытных интересов, идущих вразрез с интересами США. Во-вторых, поскольку ротация элит нередко сопровождается громкими потрясениями (типа досрочного отстранения латвийского Сейма), у массы электората это создает иллюзию активной политической борьбы, каких-то перемен и даже надежд на будущее.

Впрочем, до осени нынешний Сейм, скорее всего, доживет. Согласно поправкам к конституции, принятым в 2010 году, инициировать роспуск Сейма можно через год после его созыва. В свое время президент Затлерс пренебрег этими поправками, начав процесс роспуска X Сейма, не проработавшего и года. Второй раз подряд так наплевать на законодательные нормы вряд ли дадут - стало быть, придется ждать начала осени. А уж после того, как сентябрь вступит в свои права, депутатам парламента уже можно будет начинать сильно беспокоиться.