В настоящее время восточную часть Латвии ощутимо лихорадит - сотни людей громко выражают свой протест новым поправкам к Закону об акцизном налоге, начавшим действовать с начала этого года. Протестующие уже провели несколько получивших шумный резонанс митингов и обещают в ближайшее время выступить еще более мощно - если власть не прислушается к их требованиям.

Ради борьбы с контрабандой

Поправки к закону, встретившие столь резкое противодействие, регламентируют изменения в количестве товаров, которые жителям Латвии отныне дозволяется привозить из России и Белоруссии. С нового года латвийцам разрешается ездить туда лишь раз в неделю, привезя с собой без уплаты НДС, таможенных пошлин и акцизного налога лишь по две пачки сигарет, по одному литру крепких спиртных напитков и по 10 литров горючего в канистре - дополнительно к полному баку машины. Ранее такой объем акцизных товаров можно было ввозить хоть каждый день. По мнению значительного количества жителей Латгалии, принятие новых правил ставит под вопрос само их существование, лишая последнего способа заработка.

Как объясняют представители власти, поправки к "акцизному закону" направлены на борьбу с контрабандой. Действительно, в Латгалии, граничащей с Россией и Белоруссией, контрабанда является одним из наиболее распространенных занятий. Это сложное социальное явление, связанное с тем, что данный регион - безнадежно дотационный и самый нищий в пределах всего Евросоюза! - зачастую не может предоставить своим жителям легального способа заработка. Например, даже в административном центре Латгалии Резекне безработица составляет свыше 17 процентов. В результате, многим латгальцам, чтобы не уехать и не умереть с голоду, приходится выбирать путь "челнока" - зачастую нелегального.

На эту тему ИА REGNUM пообщался с одним даугавпилчанином, не пожелавшим, естественно, чтобы имя его прозвучало в прессе. Тот объяснил, что занимается контрабандой лишь ради собственного выживания: "Да, я промышляю контрабандой. Но мое занятие не служит для меня источником нравственных переживаний, поскольку я не считаю, что занимаюсь чем-то предосудительным. Я, конечно, не подарок, но ведь не убиваю и не ворую. Жить на что-то надо, а работы нет - предприятие мое закрыли. Это не значит, что мне всецело нравится мое занятие - была б возможность, я бы сразу сменил его на более безопасное". Как заявил этот даугавпилчанин, "нужно четко понимать разницу между мелкими контрабандистами вроде меня и "оптовиками", которые гоняют "контрабас" через границу целыми фурами - алкоголь, бензин, те же сигареты. Как правило, у них на границе все "схвачено", их не ловят и не задерживают. Ведь контрабандой не брезгают даже известные и влиятельные люди. "Большие дядьки" делают свой бизнес, короче... А отыгрываются по полной программе на таких, как мы, и потом хвалятся: смотрите, как мы зорко несем дозор на границе!"

По словам вышеупомянутого "специалиста", самым ходовым товаром в контрабандном промысле являются сигареты: "Можно, конечно, заниматься, скажем, алкоголем, но это далеко не так выгодно. Во-первых, выпивку гораздо труднее скрыть, во-вторых, она не так рентабельна - наш народ все же курит больше, нежели пьет. Поэтому, лично я, как и многие другие, промышляю сигаретами. Все очень просто: регулярно пересекаю восточную границу, закупаю там товар и аккуратно перебрасываю его сюда. Хотя, разумеется, есть в нашем деле люди, которые нелегально перевозят и другие товары. Существует множество способов, как скрыть перевозимый товар. Например, не так давно на пограничном пункте Терехово попался контрабандист на "Мерседесе". Автомобиль был изрядно грязный, а вот колеса - необычно чистыми. В них и обнаружили сигареты. Это достаточно уникальный случай, чтоб груз прятали в колесах движущегося автомобиля. Обычно прячут в запасках. Другие оборудуют специальные тайники в панелях, в дверцах, в сиденьях, в бампере, под днищем своего автомобиля. Кое-кто предпочитает прятать сигаретные пачки в коробках из-под конфет, печенья и кофе, в буханках хлеба. Но ведь пограничники тоже знают обо всех этих уловках. И тут - как повезет. Иногда можно проехать КПП без особых проблем. А бывает и так, что подозрительную машину отправляют на проверку, ее водитель даже паркуется для отвода глаз. А потом заводит двигатель - и по газам! И здесь уже наудачу..."

Экономика уходит в "тень"

Проблема с контрабандой ставит вопрос об особой роли теневой экономики в Латвии и о том, является ли она столь однозначным злом в сложившихся условиях. Нынче "в тень" вынуждены уходить даже многие зажиточные бизнесмены - потому что не могут осилить назначаемые государством налоговые сборы. Если бы их дела стали официальными, предприятия пришлось бы закрывать - а так они обеспечивает рабочие места и поступление хоть каких-то денег в официальную экономику. Как заявил ИА REGNUM бизнесмен и депутат городской Думы Даугавпилса Петерис Дзалбе: "Как предприниматель я могу сказать, что наша нынешняя налоговая система никуда не годится - ее нужно пересматривать в корне. Она заставляет бизнесменов не только уходить в тень, но и вообще ликвидировать свои дела здесь и перебираться за границу. Ведь существование "теневика" очень нестабильно - ему постоянно нужно ото всех прятаться, до него в любой момент могут "докопаться" налоговые органы или бандиты..."

С этим мнением согласен и латгальский бизнесмен Евгений Владимиров: "Политику нашего государства последних лет я бы назвал прямым геноцидом по отношению, как к простому народу, так и к бизнесу. А ведь эти понятия взаимосвязаны, поскольку от процветания бизнеса зависит и благополучие народа. Но сейчас власть делает, кажется, все возможное, чтобы добить предпринимателей как класс. Бизнеса в Латвии уже почти не осталось, а тот, что остался, года через два подобной жизни либо вымрет, либо окончательно сбежит за границу".

Фридрих Шнайдер, профессор университета Линца, утверждает, что сейчас в Латвии теневые доходы улучшают уровень жизни как минимум одной трети населения. Более того - от 40 до 50% теневой деятельности дополняют деятельность в рамках официальной экономики. Таким образом, создается дополнительная добавочная стоимость и увеличивается общий ВВП (официальный + неофициальный). Да и вообще, объем недополученных налоговых поступлений от теневой экономики не так уж и велик, поскольку не менее двух третей теневых доходов сразу же тратятся в экономике официальной.

Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство постоянно (и, к тому же, вопреки азбучным экономическим законам и здравому смыслу) повышает налоги в разгар кризиса. Тем самым оно подталкивает предпринимателей на уход "в тень" и стимулирует рост нелегальной занятости. Зато "благодарный" бизнес помогает государству поддержать экономику. Деньги, заработанные "в тени", в "кубышку" не откладываются - они тут же вступают в товарно-денежный оборот, способствуя росту потребления. Ведь свои теневые заработки люди тут же тратят на пропитание, одежду, оплату коммунальных услуг, поставляемых преимущественно государственными и муниципальными монополистами. Только благодаря теневой экономике многие вообще еще способны сводить как-то концы с концами, не умирают с голоду и не уезжают из Латвии.

В ответ государство объявило беспощадную войну "теневой экономике". Поправки к Закону об акцизном налоге, вызвавшие возмущение жителей Латгалии, были приняты как раз в русле этой войны. Простые латгальцы усмотрели в их принятии прямое намерение осложнить жизнь именно им - ведь, по их мнению, с крупной контрабандой, когда запрещенный товар гонится через границу целыми фурами при попустительстве пограничников, государство практически не борется. К тому же, большинство из них все же возит товары через границу легально, укладываясь в разрешенный законом минимум - теперь таким людям придется сложнее всего.

Латгалия протестует

За последние дни состоялось уже три крупных митинга. Первый из них прошел вблизи границы, когда водители перекрыли дорогу министру иностранных дел Эдгару Ринкевичу. Тот пообещал "разобраться", но обещание так и зависло в воздухе. Второй митинг состоялся 6 января около здания городской Думы Резекне. Время на участие в нем нашли 400 человек из Даугавпилса, Виляки, Балви, Карсавы, Лудзы, Прейли, Резекне, Малты и прочих населенных пунктов. В речах митингующих звучало неподдельное возмущение - по их словам, тысячи семей в Латгалии потеряли маленький, но стабильный доход. Некоторые даже выражали сомнение по поводу того, соответствует ли акцизный закон в его нынешнем виде элементарным правам человека? Ведь он запрещает пересекать границу больше одного раза в неделю и таким образом, получается, что латгалец, часто посещающий родственников по другую сторону законного столба, рискует оказаться правонарушителем - даже если обратно он едет с пустым багажником... Участники акции протеста говорили: "Мы - мелкие "челноки", зарабатывающие в лучшем случае 10-15 латов за один раз. Но мы, видимо, тоже являемся для кого-то конкурентами - или мальчиками для битья. Ведь известно, что громче всех "держи вора!" кричит сам вор..." В словах многих из выступавших сквозила неподдельная тревога за свои семьи, непонимание с каких доходов они теперь будут кормить детей, посещать магазины, платить за квартиры, вносить налоги.

Сорок представителей митингующих поднялись в конференц-зал Думы Резекне, где встретились с мэром города Александром Барташевичем и другими местными политиками. По итогам беседы А. Барташевич заявил следующее: "Все люди, которые пришли сюда, лишились дохода. Если правительство принимает решения, лишающие людей дохода, то оно должно предоставить что-то взамен - и не через полгода-год, а сейчас. Если нет альтернативы, а только желание спихнуть все эти социальные проблемы на плечи самоуправлений - тогда отменяйте закон, который был принят непродуманно!"

Под занавес мероприятия митингующие составили петицию властям. Авторы этого документа потребовали "отменить изменения в законе об акцизном налоге, вступившие в силу с января 2012 года, которые поставили многие живущие в приграничье семьи на грань выживания, так как они больше не могут покупать в России и Белоруссии более дешевые товары". Данное послание подписали около тысячи жителей Даугавпилса, Резекне, Лудзы, Балвы и Краславы. Подписанты потребовали у властей адекватных экономических, политических и социальных мер, которые позволили бы народу Латвии достойно жить и работать на территории своей страны. По их мнению, неверная экономическая политика государства уже довела всю республику до катастрофы, поставила Латгалию на грань гибели. Ультиматум конкретно был адресован президенту Андрису Берзиньшу, спикеру Сейма Солвите Аболтине и премьер-министру Валдису Домбровскису.

13 января состоялась новая акция - несколько сотен машин, выстроившись в колонну, проехали по главной улицы Резекне со скоростью в пять километров, непрерывно при этом сигналя. В результате, со столь же минимальной скоростью вынуждены были двигаться городские автобусы и прочий транспорт. Из-за этого движание транспорта в центре города оказалось частично парализовано. Организаторы митинга заявили, что если и теперь к ним не прислушаются, то скоро к протесту присоединится и Даугавпилс. Обездоленные поправками к акцизному закону латгальцы угрожают перекрыть восточную границу Латвии или движение в Риге. Их решимость более чем понятна - ведь если поправки не отменят, то многим жителям Латгалии, если они хотят выжить, останется лишь покинуть родной край. А для и без того обезлюдевшего и нищего региона это может оказаться смертельным ударом.