В Москве вышел в свет составленный авторитетным исследователем О.Б.Мозохиным сборник документов "Политбюро и дело Берия" (М., 2012. 1088 с.), большая часть которых публикуется впервые. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в сборник вошли материалы следствия над Лаврентием Берия летом 1953 года, которые докладывались генеральным прокурором СССР Романом Руденко секретарю ЦК КПСС и фактическому главе партии Георгию Маленкову и другим членам Президиума (Политбюро) ЦК КПСС.

Особое место в опубликованных в книге материалах следствия занимают публикуемые по архивным оригиналам два документа, касающиеся расстрела советскими властями польских военнопленных весной 1940 года в Катыни и других лагерях на территории СССР, ответственность за который власти СССР, как известно, дав событиям другую датировку, возложили на гитлеровские оккупационные власти. По-видимому, предлагая дополнить следствие по делу Берия материалами его признаний по "Катынскому делу", Р.Руденко 17 июля 1953 года направил Г.Маленкову выписки из материалов американской "Специальной комиссии по проведению расследования и изучения фактов, доказательств и обстоятельств массового убийства в Катынскому лесу". В документе говорится:

"Довольно значительная часть материалов, изданных комиссией, посвящена тому, что Берия, принимая в 1940 году группу польских офицеров, в косвенной форме признал якобы факт убийства польских военнопленных... "(польский) свидетель рассказал о заявлениях, сделанных советским министром НКВД Берия подполковнику Берлингу, одному из шести поляков, оказавшихся предателями и вступивших в Советскую армию в 1941 году. В октябре 1940 года Берлинг также спрашивал Берия, почему Советы не вербуют офицеров из этих лагерей (в Козельске и Старобельске - ИА REGNUM) на службу в польскую армию, которую предполагается создать. Берия ответил: "Мы допустили большой промах. Мы сделали большую ошибку"...".

18 июля 1953 года Р.Руденко направил Г.Маленкову ещё один документ с выписками из материалов американской "Специальной комиссии по проведению расследования и изучения фактов, доказательств и обстоятельств массового убийства в Катынскому лесу". В приведённых в документе выписках говорилось:

"...Знаете ли вы, кто участвовал в разговоре с Берия?...

А.: Подполковник Берлинг, полковник Горчинский, подполковник Букаенский (в предыдущем документе: "Букоемский" - ИА REGNUM) и подполковник Горчинский. Подполковник Горчинский рассказал мне об этих беседах, когда он возвратился вечером... Он сказал, что в разговоре было предложено сформировать бронетанковую дивизию. Берия сказал, что он хочет сформировать бронированный кулак. Берлинг поинтересовался: "Откуда мы возьмём офицеров? Я хотел бы получить своих офицеров из Старобельска и Козельска". Об Осташкове речи не было, потому что в Осташкове были в первую очередь пограничная полиция и охрана. На это Берия ответил, разумеется по-русски, что "мы совершили большую ошибку". И он повторил это дважды: "Мы совершили большую ошибку", "мы совершили большую ошибку"...".