На открытии Галереи памяти жертв Холокоста в Центре еврейской общины в Таллине премьер-министр Эстонии Андрус Ансип (Andrus Ansip) выразил, как сообщает интернет-портал rus.Delfi, "траур и боль, которые причинил местной еврейской общине Холокост". Но никакого упоминания или покаяния (во всем Холокост виноват) за соучастие эстонцев в уничтожении мирного населения, в том числе эстонских евреев, которые с приходом немцев не успели покинуть Эстонию. Более того, информационное агентство BNS цитирует главу правительства: "Преступления, совершенные тоталитарными режимами, не имеют срока давности, им нет никакого оправдания, и Эстония их однозначно осудила".

Среди подлежавших увековечению - 974 еврея, убитых в Эстонии во время немецкой оккупации 1941-1944 года. В целом по Эстонии по разным оценкам уничтожено от 7500 до 8500 евреев и почти 1000 цыган. По официальным данным МИД Эстонии, на территории республики за период немецкой оккупации было убито около 8000 жителей Эстонии и 20 тысяч жителей других стран, включая советских военнопленных. На самом деле (по советским данным) в годы войны в оккупированной немцами Эстонии гитлеровцы убили более 61 тысячи мирных жителей и 64 тысячи военнопленных. Большинство были доставлены из-за пределов Эстонии. Отчего так?

Надо бы и с себя спросить

Как бы это ни не нравилось эстонским властям и общественности, "дело" было поставлено "на поток" и потому еще, что согласно рапорту о массовых убийствах, составленному бригаденфюрером СС, начальником "Эйнзац-группы А" Шталкером на имя самого Гиммлера значилось: "во многом облегчило работу полиции безопасности активное участие в этой работе националистов Литвы, Латвии и Эстонии".

Особенно отличались члены созданной немецкими оккупантами эстонской военизированной организации "Омакайтсе" ("Самооборона"). В нее вошли тысячи членов довоенной однотипной, существующей и сегодня в Эстонии организации "Кайтселийт" ("Союз обороны"). Благодаря и эстонским добровольцам (их имена известны) немецкое командование докладывало в Берлин, что Эстония полностью зачищена от евреев (Judenfrei). Эстонские коллаборационисты участвовали и в массовом уничтожении мирного населения и на территории России, Белоруссии, Словакии.

В начале июля 2002 года израильскими общественными организациями главе полиции безопасности Эстонии Юри Пихлу (Jüri Pihl) был передан внушительный список участников сформированного из эстонцев 36-го полицейского батальона, подозреваемых в расстреле евреев в белорусском городе Новогрудок в 1942 году. По результатам расследования охочее до преследования антифашистов Эстонии ведомство Юри Пихля заявило, что солдаты батальона непосредственно в казнях не участвовали.

В ответ Эфраим Зурофф - израильский историк и глава отделения Центра Симона Визенталя, известный активной деятельностью по розыску нацистских преступников, назвал выводы расследования "непрофессиональными и некомпетентными". Он продолжает считать, что в Прибалтике сознательно отказываются от привлечения к суду местных нацистов-коллаборационистов.

Неспешные расследования и отсутствие в Эстонии привлечённых к ответственности преступников Холокоста постоянно критиковалось за ее рубежами. Около десяти лет назад посол США в ЭР был даже вынужден сделать соответствующее заявление, было высказано и мнение, что тема Холокоста слабо освещена в школьных учебниках истории.

В докладе Центра Симона Визенталя от 2006 года Эстония относилась к числу стран к категории F. Сюда входят страны, действия которых по поимке преступников провалились полностью и которые не соглашаются расследовать и судить их, несмотря на то, что они проживают на их территории. То есть речь шла об укрывательстве военных преступников. В 2009 году Эфраим Зурофф критиковал эстонские власти за то, что они уравнивают преступления нацизма и коммунизма, оттесняя за задний план сам Холокост. Но что поразительно, усилия г-на Зуроффа подверглись злобной и пошлой критике со стороны политиков и журналистов Эстонии, которые посчитали, что его "непродуманные заявления" привели к росту антисемитизма в Эстонии.

Но вскоре эстонские наскоки были дезавуированы заместителем министра иностранных дел Израиля Даниэлем Аялоном (в прошлом - посол Израиля в Москве), заявившем о своем полном доверии действиям Эстонии в расследовании преступлений нацистов.

Советский "скрытый Холокост"

Воодушевленные такой "индульгенцией" эстонские историки Антон Вейс-Вендт (Anton Veis-Vendt) и Меэлис Марипуу (Meelis Maripuu) стали утверждать, что после "оккупации" (правильно: аннексии или присоединения) Эстонии в 1940 году Советским Союзом произошёл рост отрицательного отношения эстонцев к евреям. В частности, второй историк связывает это с тем, что часть евреев принимала активное участие в политике советской власти, первый - что ряд руководящих постов среднего и высшего звена заняли евреи из СССР. При этом Вейс-Вендт убежден: большинство евреев боялось большевиков примерно так же, как и нацистов. Вот вам еще один пример надуманного обобщения, работающего на завуалированный пересмотр истории Второй мировой войны. Короче: нацисты и коммунисты - одного поля ягода. Но в то же время объяснение причин местного антисемитизма означает его признание!

И потому не понять депутата Европарламента от Центристской партии Эстонии Сийри Овийр (Siiri Oviir), когда несколько лет назад она возмутилась тем, что ее коллега по парламенту - греческий коммунист - заявил об участии эстонцев в Холокосте. Тем более в Государственном архиве ЭР хранятся разработанные немецко-фашистскими оккупантами в содружестве с коллаборационистами пропагандистские плакаты с эстонским текстом.

На одном из них (см. фото) нарисован карикатурно изображенный еврей со звездой Давида, а озаглавлен плакат так: "ЕВРЕЙ - ВАШ ВЕЧНЫЙ ВРАГ" и еще "СТАЛИН И ЕВРЕИ ПРИНАДЛЕЖАТ К ОДНОЙ БАНДЕ ПРЕСТУПНИКОВ!". Огромный плакат заполнен антисемитскими "заповедями" - "Кто пытал в подвалах НКВД миллионы людей из Вашего числа? ЕВРЕЙ!", "Кто довел Вас до голода и утопил Вашу землю в слезах и крови? ЕВРЕЙ!", "Кто были подручными палача Сталина? ЕВРЕЙ!", Кто обещал Вам рай на земле, а привел в ад? ЕВРЕЙ!" и еще 20 подобных сумасбродных обвинений.

Вспоминать об этом в Эстонии - ни-ни! Так, Андрус Ансип, следуя принципу "кто старое помянет, тому глаз вон", заявляет, что "взаимопонимание" между властями Эстонии и еврейской общиной страны "не смогут поколебать ни злоба, ни нерадивость, ни один провокатор, ни одно желтое издание и ни один зарубежный политтехнолог". Получается, что любое упоминание антисемитизма среди эстонцев и в истории Эстонии - провокация.

Но кому-то все же дозволено: смотря с какого ракурса смотреть на проблему. Так, упомянутые эстонские историки сообщают, что накануне войны в отдалённые районы Советского Союза вместе с эстонцами и представителями других национальностей было отправлено и 439 евреев, что составило более 10% всего еврейского населения Эстонии. По мнению эстонских историков, в процентном отношении евреи пострадали от этой советской акции даже больше, чем эстонцы.

Такой "бухгалтерский" подход настораживает. Тем более, что по признанию этих же историков, хотя перемещенные на восток евреи смогли избежать последующего уничтожения от рук немецких оккупантов и их пособников, но удовлетворяя пропагандистско-политический заказ власти, они отмечают, что часть из них все же умерла в советских тюрьмах и лагерях. И вывод Вейс-Вендта: с некоторым преувеличением можно говорить о "скрытом Холокосте" в советский период.

И снова поражаешься рафинированно-циничному политизированному отношению к истории с целью отвести внимание от преступлений эстонских коллаборационистов!

Эстония уважает местных евреев

Окончательно замирились власти и еврейская община Эстонии лет пять назад, когда та заняла нейтральную позицию в отношении "Бронзового солдата" и приняла участие в перезахоронении останков погибшей в 1944 году при освобождении Таллина от фашистов медсестры Елены (Ленины) Михайловны Варшавской на знаменитой Масличной горе в Иерусалиме.

Еврейская община отстранилась и от борьбы против ревизионистского и прогитлеровского переписывания истории Второй мировой войны в Эстонии. Примечательной вехой нормализации отношений власти и общины стало также пять лет назад открытие в Таллине новой синагоги, когда среди гостей были самые представительные лица из Израиля и высшее руководство Эстонии. Что ж, русской общине можно только порадоваться, по хорошему завидовать умению местной еврейской общины создавать благоприятные условия для своей деятельности, которое, как известно, нередко вызывает недоумённые вопросы в самом Израиле, где не могут скрыть удивления от "гибкости" еврейской общины в Эстонии.

Андрус Ансип отметил в своем выступлении, что и в далеком прошлом, когда Эстония только-только установила независимость, она стала "первым в мире государством, установившим автономию для еврейского меньшинства". Он отметил как удивительное совпадение то, что "именно 27 января 1925 года в большом зале Рийгикогу прошли дебаты по проекту "Закона о культурном самоуправлении национальных меньшинств". И продолжил: "Уже в следующем году наша еврейская община воспользовалась им. В том акте юридическим языком выражено то, что на самом деле было внутренне понятно эстонцам всегда - а именно наше, как малого народа, понимание других культур". Отмечая заслуги Эстонии, премьер-министр не забыл и 1993 году, когда после восстановления независимости, Рийгикогу (эстонский парламент) принял закон, предоставивший возможность снова ввести довоенное еврейское культурное самоуправление в Эстонии. И это не все. По уверению Андруса Ансипа, эстонцы высоко ценят вклад еврейской общины в историю рождения, возрождения и успеха Эстонской Республики, начиная с евреев-добровольцев, воевавших во время Освободительной войны (в 1918-1920 годы) и заканчивая деятелями культуры и искусства, принесших Эстонии известность и успех. Главе правительства и этого было мало: он напомнил, что сразу после провозглашения независимости в 1918 году Эстония сделала все от нее зависящее, чтобы обеспечить национальные культурные права еврейской общины, мол, этот принцип был записан в акте рождения Эстонской Республики - Манифесте о независимости. Но апофеозом стали такие слова премьер-министра Эстонии: "Эстонцы, как малый народ, всегда понимали страдания евреев и дорожили дружбой с евреями".

И это притом, что и в течение всего прошлого года еврейская община Эстонии была вынуждена выступать с протестными заявлениями. Событий хватало! То в южно-эстонских городах Вильянди и Тарту торжественно отмечали 70-летие вступления немецко-фашистских оккупантов в их города, после чего следовала "охота" на евреев. То в Историческом музее открыли экспозицию, посвященную одному из идеологов нацизма и расовой чистоты, земляка, местного немца Альфреда Розенберга, повешенного по решению Нюрнбергского трибунала. То снова в Тарту, в районе Таммелинна на балконе двухэтажного особняка вывесили "инсталляцию" - флаг-ковер с изображением черной свастики на белом фоне в красной окантовке, а табличка на воротах дома гласила, мол, это - искусство и приглашает желающих высказать свое мнение. Так вот незатейливо... Несмотря на все это некоторые представители еврейской общины считают отношения с государством не только приемлемыми, но даже образцовыми. И все же, в отношении председателя правительства и властей к еврейской общине ощущается какая-то фальшь.

"Этому дам, этому дам, а русским..."

Эстония печально известна во всем мире своим "русским вопросом". Это - неугасающее межнациональное недоверие и противостояние русских с титульной нацией. Объяснение простое: те же принципы и подходы, которые Эстония соблюдает в отношении той же пятитысячной Еврейской общины, да и абсолютного большинства других нацменьшинств, почему-то не применяются, когда речь заходит о русском меньшинстве. Отчего так?

Потому что речь идет о национальности русских? Если так, то ведь с этого (уничтожения людей по национальному признаку) и начался Холокост. Или потому, что русские связаны с Россией - врагом Эстонии, а потому они - "пятая колонна"? Или потому, что русское меньшинство составляет почти триста тысяч населения страны или ее четверть?

Или потому, что местные русские превращены в заложников эстонской национальной политики, которая уже немыслима без паразитирования власти на "русском вопросе"?

То есть, когда этот "вопрос" превращается в государственно-политический инструмент, для решения провалов во внутренней политике, для перекладывания всех социально-экономических тягот на политически бесправное русское и русскоязычное население и в случае его недовольства - провоцирования межнациональной розни до пугающего обывателя конфликта, вроде "бронзовых ночей".

И вот еще, почему возникают мысли о неискренности и этнической избирательности Андруса Ансипа. Анализируя его выступление на открытии Галереи памяти жертв Холокоста, трудно понять его сентенцию о том, что небольшим народам легко понимать друг друга. Судя по всему, премьер-министр отождествляет народ и власть, ибо трудно понять, отчего надо быть небольшим народом, чтобы понять страдания других народов. Есть и в этом некое лукавство. И как можно забыть, что именно русское население 20 лет назад мощно поддержало стремление эстонцев к независимости.

И что они получили в благодарность? Многолетнее преследование Эстонской Православной церкви (Московский патриархат), которой так и не возвращены в собственность ее довоенные земли и другая недвижимость. В прошлом году власти Эстонии устроили постыдный и оскорбительный для верующих русофобский фарс с финансированием строительства православного храма в Таллине, втянув Церковь в политический скандал с Центристской партией, за которую голосует большинство русского населения. В итоге строящаяся уже много лет церковь так и не вступила в строй. Стоит вспомнить, что на строительство синагоги в Таллине скромное пожертвование внес и председатель правительства Андрус Ансип.

Сегодня межнациональное напряжение сопряжено с реформой гимназий и основных школ с русским языком обучения. Ее целью стала эстонизация русского образования. Это - тема отдельного и большого разговора. Но снова просится сравнение: в столичной Еврейской гимназии по израильским учебникам преподается не только история Израиля, но невозможно себе представить, чтобы власти разрешили в русскоязычных школах и гимназиях изучать по российским учебникам историю и культуру России.

"Другим народам - тоже "Ура!"

Или взять русское культурно-национальное самоуправление. Власти уже до войны мешали русской общине воспользоваться этой возможностью, а в конце 30-х годов прошлого века и вовсе отказали в этом. То же самое - сегодня. Русская партия Эстония, признанная эстонскими политиками лояльной к Эстонскому государству, три последних года на законных основаниях добивалась этого самого культурного самоуправления для русских, причем только для тех, кто имеет эстонское гражданство (таково требование закона). И что? Государство, нарушая закон отказало в ходатайстве и спор "завис" в судебных инстанциях.

Трудно также понять, почему эстонская общественность и власть никогда не заявляет о том, что ценит роль и заслуги русской общины в развитии эстонской культуры. Хотя это (взаимо)влияние, как и на протяжении многих веков немецкой культуры, громадно и не признавать это - смехотворно. Кстати, влияние русской культуры было мощным все послевоенное время.

Также глава правительства запамятовал в своей речи, что Манифест о независимости Эстонии, принятый еще в 1918 году, относится не только к евреям, но касается "всех народов" Эстонии. Впрочем, понять Андруса Ансипа можно, иначе он должен был бы признать треть населения страны (то есть всех неэстонцев) "своей", то есть признать за неэстонцами равноправие с эстонцами. Но и сегодня двум русским жителям из трех не дозволено участвовать в парламентских выборах, они не могут, ни выставлять свою кандидатуру в депутаты, ни участвовать в голосовании!

В эстонских интернет-порталах в последние дни живо обсуждают и предложение депутата Таллинского горсобрания Макса Каура о сооружении мемориала жертв Холокоста недалеко от столицы Эстонии, в Клоога. Тут был один из нескольких десятков немецких оккупационных концлагерей. Сразу после войны тут поставили памятник погибшим, среди которых было и много евреев. Уже после восстановления независимости Эстонии Еврейская община установила еще один памятник - замученным в Клоога евреям. Кстати, строительство частично финансировало и правительство Эстонии. А вот старый памятник полуразрушен, и властям нет до этого дела...

Неравное отношение властей Эстонии к своим нацменьшинствам навеяло одну историю-легенду, рассказанную мне отцом. После Великой Отечественной войны в воинских частях перед строем зачитывали не то приказ, не то речь Сталина. Текст заканчивался здравицей: "Русскому народу - "Ура!" В одной из частей политрук спросил: "Вопросы есть?" и неожиданно услышал его от представителя Средней Азии: "Как быть с другими народами?" Надо отдать должное политруку, после короткой паузы он зычно произнес: "Другим народам тоже "Ура!" Не хватает аналогичной находчивости эстонскому руководству. Не хватает политической культуры, чтобы выйти из положения так, как это сделал Президент Франции Франсуа Миттеран после поджога во французской "глубинке" синагоги. Он сделал заявление: "Это преступление направлено не против евреев Франции, а самой Франции!"

Вместо этого, проявляя комплексы национальной неполноценности, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) заявил швейцарской газете, что русский язык - это "язык оккупационной власти". Его даже не смутило, что, вспомнив историю своего народа, то же самое он мог сказать и о языках других "оккупантов" и "колонизаторов" Эстонии - немецком, шведском и датском...

P.S. Академик Йоханнес Хейль (Johannes Heil) любил подшучивать над своими коллегами по Академии Наук ЭССР. Когда те засыпали после обеда на заседании Президиума, то он будил всех заявлением: "А теперь для разнообразия я буду говорить по-русски!" "Для разнообразия", то есть на шутливой ноте, хочется завершить и вышеприведенный грустный анализ. В советское время ведомственная газета информационного агентства ТАСС напечатала небольшую заметку с необычной историей. Ночью в агентстве дежурил журналист-тассовец Шапиро. Он просматривал поступающие с телетайпов информационные ленты мировых агентств. И наткнулся на пришедшую из-за океана новость ЮПИ - "В Москве горит здание ТАСС". Он тут же вышел на лестничную клетку и крикнул вниз постовому: "Мы горим?" Проверили, и оказалось, что произошло самовозгорание макулатуры в подвалах. Дым и повалил на улицу. Советский журналист Шапиро вызвал пожарных. Но еще до этого мимо здания ТАСС проезжал американский корреспондент агентства ЮПИ также по фамилии Шапиро, который и передал за океан "горячую" новость. Отсюда и заголовок заметки: "Два мира - два Шапиро".

Написал и подумал: а поймет ли все это премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, вообще, способен ли он жить дружно со всеми жителями своей страны?