"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих"", - заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр Киселев, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

"На вопрос о том, что такое западнорусизм, проще ответить, чем он не является. Так, в белорусской историографии доминирует понимание, сформулированное еще в конце 20-х гг. XX в. Александр Цвикевичем и подхваченное в начале 90-х гг. в "Энциклопедии истории Белоруссии" литературоведом Алексеем Кавко. Согласно данному там определению, западнорусизм - это "концепция отрицания историчности белорусов как самостоятельной и самобытной этнической единицы, отождествление их с великорусским этносом". Более того: западнорусизм объявляется идеологией, которой руководствовалась советская власть под лозунгами интернационализма, что является просто абсурдным утверждением", - сказал Киселёв.

По мнению белорусского историка, сущность западнорусизма невозможно понять вне исторического контекста, в котором он зародился. "Недостаток такого понимания западнорусизма заключается в том, что оно несет на себе печать идеологической борьбы, которую вели публицисты "Нашей нивы", члены "Белорусской социалистической громады" и активисты "Белорусской народной республики" в начале XX века", - отметил историк.

"Достаточно сказать, что те, кого называют "западнорусами", никогда не отождествляли белорусов и жителей, например, Рязанской или Владимирской губерний в этнографическом плане. Более того: именно такими деятелями как Михаил Коялович и Евфимий Карский белорусы были опознаны и описаны как этнокультурная общность, - отметил Киселёв. - Другой вопрос, что в XIX - начале XX веков белорусские уроженцы православного исповедания, из среды которых и выходили деятели, зачисляемые историками по ведомству "западнорусизма", более чем скептически относились к идее о необходимости отделения от Российской империи, переводу обучения на белорусский язык и тезису о том, что белорусы являются не частью формировавшейся в тот период русской нации, а отдельной славянской нацией по образцу поляков или болгар".

"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих". Большинству белорусских граждан достаточно сложно, например, считать, что Александр Сергеевич Пушкин является иностранным поэтом. Отнюдь неслучайно в Республике Беларусь конституционно закреплен государственный статус русского языка. Вопрос о будущем такого типа идентичности зависит от целого ряда факторов, однако определенно можно сказать только одно: он сохранится и будет оказывать влияние на культурную и политическую жизнь государства", - подвёл итог белорусский историк.