"Действительно, Третий энергетический пакет ЕС постепенно переходит в фазу практической реализации", - заявил 8 февраля корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор Фонда национальной стратегической безопасности Константин Симонов, комментируя перспективу вступления в силу Третьего энергетического пакета Европейского союза и ситуацию, сложившуюся между "Газпромом" и литовскими властями.

"Литва, на мой взгляд, поступила самым глупым образом, потому что у нее была возможность не применять Третий энергопакет в самой жесткой форме по очень простой причине. Там есть определенные поблажки для стран, которые не включены в единое энергетическое пространство Европы. Прибалтика сама себя назвала энергетическим островом и активно на этой теме спекулирует. Тот факт, что Прибалтика, якобы является энергетическим островом, позволял ей не применять Третий энергопакет в самой жесткой форме. Единственная прибалтийская страна, которая решила сделать это официально, была Литва. Литва сама напросилась на конфликт", - заметил Симонов.

"Ситуация этой зимы очень четко показала, что вся эта философия, которая выстраивалась в последнее время Европейским союзом, не работает. Начиная с 2009 года прошло уже 3 года с того момента, когда европейцы сказали: "Мы построим абсолютно связанную друг с другом систему в Европе, газ будет перетекать из одного места в другое. Главное - отделить производителя газа от сетей. Мы построим подземные хранилища, у нас будет спотовый рынок, у нас будет приток СПГ". Где эта система? Как только ударили холода, они тут же стали строчить повышенные заявки в "Газпром", а "Газпром" всегда говорил: "Вы точно будете этот газ потреблять? Дайте нам гарантии, подпишите контракт", - отметил эксперт.

Говоря о действии Третьего энергетического пакета, Константин Симонов подчеркнул: "Эта зима показала, что с точки зрения Третьего пакета очень много вопросов у европейцев - нужен он или нет. Но Литва уже полезла в пекло и с гордостью начала Третий энергопакет применять. С Литвой история понятная. Она может поссориться с "Газпромом", отнять у него Lietuvos dujos. А к чему это приведет? У Литвы газ другой появится? Эта логика - крайне странная. Литва собирается либерализовывать рынок, бороться с монополизмом при том, что на входе у нее никакого газа нет".

"Если "Газпрому" останется 30%, и 30% останется у E.O.N Ruhrgas, ситуация не изменится. Применение Третьего пакета и жесткая война с "Газпромом" приведет к одному - удорожанию газа для конечного потребителя в Литве. Больше никаких последствий не будет", - резюмировал Симонов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас заявил, что после разделения Lietuvos dujos (компания по распределию газа в Литве, принадлежащая "Газпрому" и на компании, которые будут независимо друг от друга поставлять и транспортировать газ, "Газпром" может рассчитывать на треть акций компаний, которые станут управлять магистральными газопроводами. "Пакет акций может быть достаточно большим - до 25% или даже 30%", - заявил министр.

Напомним, "Газпром" вместе со своим партнером, немецкой компанией Ruhrgas (E.ON Ruhrgas International) практически полностью владеет компанией Lietuvos dujos, являясь не только монопольным поставщиком газа, но и управляющим газотранспортной системой Литвы. Правительству Литвы принадлежит 17,7% акций Lietuvos dujos. Именно газотранспортную систему литовские власти фактически пытаются отобрать у "Газпрома" объясняя, что поставщик газа и оператор газотранспортной системы должны быть отделены друг от друга, как этого требует Третий энергетический пакет ЕС.