Министерство обороны США ежегодно выплачивает порядка $500 млн. государствам Центральной Азии, задействованным в функционировании Северной сети поставок (ССП), сообщает 8 февраля EurasiaNet со ссылкой на официального представителя Минобороны из Центрального командования США Билла Спикса (Bill Speaks).

По данным издания, помимо платы за транзит каждого контейнера по Северной сети поставок, центральноазиатские государства установили тарифы за пользование своей инфраструктурой.

"Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан предоставляют свои железнодорожные и автомобильные пути сообщения для транспортировки по ним грузов невоенного назначения для американских и натовских войск в Афганистане. Большая часть грузов идет по казахской и узбекской территории. Туркмения поддерживает войска коалиции, реализуя топливо коммерческим поставщикам для вооруженных сил США и обеспечивая в ашхабадском аэропорту дозаправку воздушных судов, осуществляющих полеты по маршрутам ССП. Однако официально эта провозгласившая нейтралитет страна составной частью ССП не является. Все пять центральноазиатских государств предоставили США разрешение на пролет американских военных судов над своей территорией", - сообщает американское издание.

Также сообщается, что с момента блокирования в конце 2011 года пакистано-афганской границы для транспортировки грузов невоенного назначения, США и НАТО стали перебрасывать войска в Афганистан по северному маршруту. Хотя данный путь и отличается надежностью, он все же представляется более дорогостоящим по сравнению с пакистанским коридором.

"Фактическая стоимость транспортировки одного контейнера по Северной сети поставок составляет примерно $17500 по сравнению с порядка $7200 по пакистанскому наземному коридору. Переадресация грузов с пакистанского маршрута обходится ежемесячно в $104 млн. Пентагон рассчитывает, что со временем эта цифра постепенно снизится", - цитирует издание Билла Спикса.

Напомним, что в конце ноября 2011 года вертолеты НАТО нанесли удар по пакистанскому блокпосту, расположенному неподалеку от афганской границы, в результате чего погибли не менее 24 военнослужащих армии Пакистана. Этот инцидент резко осложнил и без того напряженные отношения между Вашингтоном и Исламабадом. Пакистан в ответ перекрыл маршруты доставки тылового обеспечения по пакистанской территории для военных НАТО в Афганистане и заявил, что намерен пересмотреть все договоры с США и НАТО в политической и военной областях. После ухудшения отношений с Пакистаном, США все больше полагаются на три транзитных маршрута для поставок невоенных грузов и топлива в Афганистан - через Кавказ, Центральную Азию и Россию. Всего три года назад около 90% невоенных грузов в Афганистан шли через Пакистан. Сегодня же около 75% этих грузов перевозятся через Северную распределительную сеть. При этом не вполне понятно, каким образом в Афганистан доставляются военные грузы. Складывается впечатление, что США и транзитные страны решили называть "невоенными" абсолютно все грузы, переправляемые для обеспечения военной кампании.