27 февраля в Брюсселе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кетрин Эштон заявила в ходе заседания Совета по внешним вопросам, что "Евросоюз хотел бы играть более весомую роль в поддержке Баку и Еревана по разрешению карабахского конфликта". При этом Эштон отметила, что "этот очень сложный конфликт необходимо решить", добавив, что в рамках работы Совета пройдет широкая дискуссия относительно ситуации на Южном Кавказе, причем одним из главных предметов обсуждения станет именно вопрос карабахского урегулирования.

В этой связи армянские СМИ отмечают, что тема активизации участия ЕС в вопросе Карабаха актуализировалась после визита визита президента Франции Николя Саркози в регион в октябре прошлого года. Поэтому, например, ереванское электронное издание "Лрагир" предполагает, что, вопреки довольно распространенным предположениям, речь может идти не о замене Франции представительством Евросоюза в Минской группе ОБСЕ, а напротив - о "взаимодополнении, которое повысит роль Франции как сопредседателя МГ". Подобное предположение небезосновательно: вряд ли призывы на высшем уровне к повышению роли Евросоюза в этой сфере могут звучать без, как минимум, молчаливого одобрения Парижа.

"Однако для активизации в Карабахе Евросоюзу понадобится новый стиль, поскольку одно лишь повторение французских подходов и предложений было бы лишено реального смысла. Такой смысл появится, если ЕС предложит новую модель миротворчества, диаметрально противоположную той, которую предлагает Минская группа ОБСЕ", полагает издание, отмечая при этом, что в реальности руководители стран-сопредседателей МГ ОБСЕ понимают бесперспективность и даже взрывоопасность своей модели. Поэтому "США и Франция уже, в принципе, отказались от этой модели, предпочитая сохранение статус-кво. И Минская группа давно уже стала форматом и площадкой для согласования вопросов гораздо более широкого спектра, чем карабахская проблема".

Отсюда следует вывод, что "если ЕС предложит новую модель, это может стать единственной площадкой для настоящего урегулирования". А Минская группа выступит в качестве "жандарма", контролирующего процесс реализации европейских подходов. Впрочем, нет гарантий, что у объединенной Европы хватит "фантазии" для выработки такой новой модели урегулирования. Эта задача настолько сложна, что "ЕС должен будет предложить сторонам конфликта свыкнуться со сложившимся статус-кво. Может показаться, что это нереально. Но напрасно кому-то кажется, что изменение статус-кво реальнее".

Отметим, что предложение "свыкнуться" с существующим положением вещей может быть обращено, в первую очередь, к Азербайджану, поскольку армянская сторона, в принципе, не стремится любой ценой изменить статус-кво, обеспечивающий сегодня, по крайней мере, физическую безопасность Нагорного Карабаха. Однако очевидно, что согласие Баку на "заморозку" нынешней конфигурации может быть получено лишь в обмен на более широкие перспективы, нежели просто возвращение ряда территорий вокруг НКР, о чем, как известно, идёт речь в проекте рамочного соглашения, предлагаемого сопредседателями МГ ОБСЕ (т.н. "Мадридские принципы"). И не исключено поэтому, что внерегиональные центры силы могут намекнуть азербайджанской стороне на возможность территориальных приобретений за счёт северных провинций Ирана, населенных азербайджанцами. Тем более, что и сам Баку практически не скрывает в последнее время намерений подобного рода, что и стало одной из основных причин резкого охлаждения его отношений с Тегераном. Однако это само по себе означает, что Баку должен будет самым активным образом принимать участие в любых акциях и операциях, включая силовые, политические и экономические, направленные на дестабилизацию существующего иранского режима. Что, в свою очередь, неизбежно углубит существующие иранско-азербайджанские противоречия. Ситуация поэтому может сложиться таким образом, что кампания по "смене декораций" в Тегеране начнется вовсе не из Израиля или с американских баз, расположенных в Персидском заливе и государствах Аравийского полуострова, а с Апшерона. Разумеется, для Баку такой проект может оказаться весьма опасным. Однако в случае успеха выгоды могут быть колоссальными, намного превосходящими более чем эфемерные перспективы "возвращения Карабаха". Учитывая, что подобный расклад найдет самую горячую поддержку в Анкаре, мечтающей о "глобализации тюркского мира" (и, разумеется, в НАТО), открытая азербайджанско-иранская конфронтация в перспективе не представляется чем-то абсолютно невозможным.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)