Эпопея с золотодобывающей компанией Kazakhgold - далеко не первый пример сделки с "неоднозначным" результатом в исполнении бизнесмена Михаила Прохорова на территории Казахстана, - передает корреспондент ИА REGNUM. По данным из открытых источников, Владимир Потанин и Михаил Прохоров, еще будучи партнерами, в середине 1990-х годов, пытались стать крупными промышленными магнатами в Казахстане. Речь идет о передаче казахстанского Ульбинского металлургического комбината в управление их финансовой компании "Интеррос" (тогда - часть группы ОНЭКСИМбанка, ныне отчасти унаследованной группой Прохорова "Онэксим").

В частности, по данным информационно-аналитического бюллетеня Института Стран СНГ, "еще в 1992 году атомщики Казахстана и России начали работу над проектом создания совместной финансово-промышленной группы в сфере атомной энергетики. Согласование длилось два года, и только в 1994 году проекты учредительных документов были направлены в правительство Казахстана для согласования. В качестве учредителей ФПГ должны были выступить национальная компания КАТЭП и российский концерн ТВЭЛ. Предполагался взаимообмен акциями. Минатому РФ важно было гарантировать стабильные поставки с УМЗ".

Однако весной 1995 года случилось неожиданное - "правительство Казахстана неожиданно выступило с инициативой передачи "Ульбы" в управление финансовой компании "Интеррос". Это вызвало беспокойство в Минатоме РФ, но силы, лоббирующие группу "Онэксим" со стороны Казахстана и России, оказались слишком влиятельны, чтобы Минатом мог как-либо изменить ситуацию". По некоторым данным, со стороны Москвы этот проект лоббировал первый в ту пору вице-премьер Олег Сосковец (работавший крупным чиновником сначала в Казахстане, а с 1992 года - в России), со стороны Казахстана - первый вице-премьер Виталий Метте".

Издание акцентирует внимание на том, что "у Метте был свой интерес: ему было важно самому привести на "Ульбу" нового хозяина и конфиденциально оговорить с ним некоторые предварительные условия по принципу "Кто старое помянет, тому глаз вон". До этого он в течение четырех лет возглавлял УМЗ и заключил несколько сомнительных контрактов, в результате которых предприятие понесло многомиллионные убытки".

В этом контексте хотелось бы отметить одну любопытную деталь: в очень многих открытых источниках рассказывается, как Потанин и Прохоров "зашли" в УМЗ, но нигде нет даже строчки о том, как они были вынуждены оттуда уйти. По данным из анонимных источников, близких к нынешнему владельцу УМЗ - НАК "Казатомпром", бизнесменов на каком-то из этапов "попросту обошли вниманием". Почему и за что? Ответ может дать интервью с генеральным директором Ульбинского металлургического завода Виталием Хадеевым, опубликованным в журнале "Наука и жизнь" в 2004 году. По его данным, россияне, как только начали работать, "сразу подняли цены на таблетки в три раза". Причем это подорожание в основном касалось сырья, которое шло именно на родину предпринимателей, в Россию. Отвечая в этом контексте на ироничную ремарку журналиста о том, что "бизнес" порой "не знает границ", Хадеев заметил в тон замечанию: "или совести".

Впрочем, почему именно российские бизнесмены были вынуждены уйти из УМЗ, бывший генеральный директор предприятия тоже не говорит, только констатирует: "вскоре "Интеррос" вынужден был оставить завод. Однако его вмешательство способствовало тому, что в России, как я уже говорил, начали создавать аналогичные производства в Электростали и Новосибирске".

Еще более примечательным в этой связи представляется другой факт - несмотря на то, что "Интеррос" "был вынужден" уйти из УМЗ, никто из партнеров - ни Михаил Прохоров, ни Владимир Потанин, никогда не комментировали события вокруг УМЗ. Может быть именно сейчас, в ходе предвыборной кампании, как раз эти события Прохоров оценил как казахстанский образец для ведения бизнеса в России.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 21 февраля 2012 года, в ходе бизнес-форума в Ростове-на-Дону кандидат в президенты России Михаил Прохоров заявил (http://regnum.ru/news/fd-abroad/kazakhstan/1501796.html), что "условия ведения бизнеса в Казахстане лучше, чем в России". Однако при этом ни один из опрошенных ИА REGNUM казахстанских экспертов не смог привести примеры успешно реализованных на территории республики проектов бизнесмена.

Более того, эксперт Института политических исследований Казахстана Василий Мисник заметил, что бизнес-успехи Михаила Прохорова в Казахстане "ограничиваются приобретением подконтрольной ему корпорацией ПолюсГолд казахской золотодобывающей компании КазахГолд в 2011 году. Этим он всецело обязан мастерству своих лондонских юристов, так как и покупатель, и продавец действовали под британской юрисдикцией". При этом, отмечает эксперт, "вполне возможно, удовольствие от приобретения трёх золотых рудников на севере Казахстана заставило его позабыть, что именно противодействие со стороны местного административного ресурса - вплоть до полной остановки производства - и заставило эту сделку растянуться более чем на три года".