2 марта российские историки Александр Дюков и Владимир Симиндей по решению главы МИДа Латвии Эдгарса Ринкевича были объявлены в республике персонами нон грата, на неопределенное время включены в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию, а также в список нежелательных лиц Шенгенской зоны. Фонд "Историческая память" совершенно справедливо расценил действия официальной Риги как "возмутительное вмешательство в дела исторической науки, примитивное политическое давление и прямую попытку воспрепятствовать объективным исследованиям проблемных страниц российско-латвийской истории".

Негодование латвийских спецслужб вызвала подготовленная Фондом "Историческая память" выставка "Угнанное детство: Судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943-1944 гг.", посвященная детям концлагеря Саласпилс. Власти Латвии вместо того, чтобы создать необходимые условия для проведения этой выставки и сопровождающей ее международной конференции и дать жесткую оценку извергам, выкачивавшим кровь из детей для лечения гитлеровских военных, а также официально осудить любые попытки возрождения нацизма, решили наказать ее организаторов.

Если бы речь шла только в внесении в "черные списки" в Латвии и запрет на въезд в эту страну, то ни один здравомыслящий человек особо горевать бы не стал. Очевидно, что по своему нынешнему экономическому положению, низкому уровню сервиса и моральной деградации населения, тяжело переживающего кризис, Латвия отнюдь не является "страной мечты". Но на сей раз латвийские борцы с "исторической памятью" решили "подвесить" и своих партнеров по Шенгену. Не совсем понятно, каким образом, к примеру, в этой компании оказалась страны антигитлеровской коалиции? Руководство этих стран вообще знает о том, в каком неблаговидном свете их выставляет латышское руководство перед собственными же ветеранами Второй Мировой войны? И не совсем понятно, почему Латвия делает эти страны заложниками своего исторического беспамятства, и доколе такую самодеятельность будут терпеть в ЕС?

Так или иначе, латвийские власти в очередной раз продемонстрировали "дефицит демократии", а российские официальные структуры - неспособность защитить интересы собственных граждан или хотя бы принять ответные, адекватные меры.

Не совсем понятно и отсутствие внятной, консолидированной реакции на "наезд" на своих коллег со стороны т.н. российского экспертного сообщества. Почему, к примеру, молчит наш "главный эксперт" по истории российско-латвийских отношений господин Чубарьян? Нечего сказать или боязно сказать? Или, может, он испытывает тихую радость от того, что "неудобные" для российско-латвийской идиллии люди просто отстранены от возможности ездить в Прибалтику и отстаивать свое мнение? Да и есть ли вообще это "сообщество" или речь идет о разношерстных группах ученых мужей и дам, конкурирующих за кусок хлеба, в том числе, и латвийского?