Принятие в первом чтении в четверг, 8 марта, Сеймом Латвии законопроекта о поправках к 136-й статье Лиссабонского договора ЕС, предусматривающих введение механизма стабилизации в странах еврозоны - простая формальность. "Латвийская сторона не может вносить поправки в данный законопроект, но лишь отклонить или принять его целиком", - заявил сегодня, 9 марта, зампредседателя парламентской фракции объединения "Центр согласия" Валерий Агешин.

Согластно регламенту Сейма, любые законопроекты парламент рассматривает в трех или двух (срочный порядок) чтениях; до этого поправки к Лиссабонскому договору рассматривала Комиссия Сейма по иностранным делам и порекомендовала парламенту одобрить этот документ, пояснил Агешин.

При этом он подчеркнул, что, идя навстречу пожеланиям Брюсселя, латвийское правительство подготовило целый пакет документов, в который, кроме, поправок к Лиссабонскому договору, входят также поправки к Конституции Латвии и законопроект о фискальной дисциплине, и что "Центр согласия" поддерживает только поправки к Лиссабонскому договору. "Если ЕС хочет навести порядок в своих финансовых делах, если брюссельская бюрократия хочет призвать к ответу страны Южной Европы, вроде Греции, то нам не нужно этому мешать. С другой стороны, мы не собираемся поддерживать поправки к Конституции и закон о фискальной дисциплине, поскольку идеи об экономии не должны быть вечными. Если для разогрева экономики Латвии потребуется дефицит бюджета, то такой дефицитный бюджет и должен быть сформирован и никаких законодательных, а тем более конституционных препятствий к этому быть не должно", - сказал Агешин.

На вопрос корреспондент ИА REGNUM, по силам ли латвийской экономике финансовые обязательства, которые вытекают из концептуально одобренных Сеймом поправок к Лиссабонскому договору, Агешин ответил: "В Латвии должно быть правительство, которое умеет не только урезать, но и зарабатывать", добавив, что как только улягутся страсти, вызванные референдумом по вопросу присвоения русскому языку статуса второго государственного, как общество прийдет к необходимости больше заботиться о решении экономических вопросов.

На возражение ИА REGNUM, что ЦС говорит о подобном прояснении сознания общества на протяжении уже семи лет, а между тем ситуация только ухудшается, Агешин сказал, что это не так и что на муниципальном уровне, где ЦС находится у власти, как например в Риге, созданы прекрасные образцы умения зарабатывать даже в условиях кризиса. На возражение ИА REGNUM, что Рига - не показатель и что ситуацию в датгальских самоуправлениях, том же Резекне, где ЦС тоже у власти, не назовешь удовлетворительной, Агешин сказал, что результаты внеочередных парламентских выборов осенью 2011 года показали, что избиратели сохранили доверие к ЦС, а это значит, что "Центр согласия" делает все возможное ("лоб расшибет", как выразился политик), чтобы выболнить свои обещания.

"Альтернативы "Центру согласия" нет. Латвия - печальное исключение из европейского правила, единственная страна В ЕС, где за 20 лет у руля держится правая погода", - заключил Агешин.

Как сообщало ИА REGNUM, поправки к Лиссабонскому договору предусматривают введение механизма стабилизации и защиты от чрезмерных долгов. Чтобы он вступил в силу, его должны одобрить все 27 стран-учасниц Евросоюза. Предполагается, что механизм может вступить в силу 1 января 2013 года. Если Латвия вступит в еврозону, как планируется, с 1 января 2014 года, то в первые пять лет ей нужно будет внести в Фонд стабилизации неполные 145 млн латов (около 206 млн евро). Общая сумма фонда планируется в 700 млрд евро, из низ страны-участницы должны будут внести 80 млрд евро.