Рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Брюссель 5-7 марта очертил не только, а, может, и не столько перспективы процесса евроинтеграции Армении, сколько ближайшие тенденции внутриполитической жизни республики.

Напомним, что во время поездки лидер Армении провел переговоры практически со всеми европейскими руководителями первого эшелона - президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, президентом ЕС Германом Ван Ромпеем, председателем Европарламента Мартином Шульцем, генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, еврокомиссаром по вопросам расширения Штефаном Фюле, наконец, с главой Европейской народной партии (ЕНП) Вильфридом Мартенсом, в ряды которой недавно была принята руководимая Саргсяном Республиканская партия Армении (РПА).

И во всех без исключения случаях разговор непременно заходил о предстоящих в мае в Армении парламентских выборах и необходимости их проведения в соответствии с международными критериями.

Характерна в этом смысле встреча с Баррозу. Руководитель Еврокомиссии без экивоков заявил, что "следующие парламентские и президентские выборы - серьезный этап на пути реформ в Армении. Я рад в связи с взятым президентом обязательством, что они пройдут в соответствии с международными демократическими критериями. В этом вопросе вы можете ожидать нашего содействия". Однако обещанное содействие будет оказано лишь в случае, если в Европе сочтут, что Ереван свои обещания выполняет, и процесс демократизации страны получил существенный импульс. Тогда лишь ЕС начнет действовать в соответствии с принципом "большее за большее", который предполагает, что чем больше будет реформ, тем весомее окажется "премия".

Подчеркнем, что эти "декларации о намерениях" вновь были озвучены как в выступлении Сержа Саргсяна на состоявшемся 10 марта съезде РПА, так и в озвученном приветствии съезду лидера ЕНП Мартенса. Напомним также, что недавно в местных СМИ прошла информация, что ЕС обещает Армении до 1,5 млрд евро инвестиций, если выборы будут честными, справедливыми и транспарентными. Таких средств получить республике больше неоткуда.

Армения небогата природными ресурсами, а имеющиеся месторождения золота и металлов принадлежат зарубежным - российским и транснациональным - компаниям. Как, впрочем, и основные инфраструктуры - транспорт, связь, энергетические объекты. Приватизировать уже нечего. Если учитывать высокую степень монополизации узкого местного рынка и масштабы коррупции, становится ясно, что экономические перспективы страны выглядят туманно. Правительству всё сложнее становится пополнять бюджет и выполнять социальные обязательства, тем более что быстро растет число пенсионеров, а граждане активного возраста, не найдя себе применения на родине, всё чаще прибегают к эмиграции. Это в какой-то мере и позволяет поддерживать экономику на плаву - благодаря частным трансфертам из диаспоры, которая уже едва ли не втрое превышает по численности население республики. Парадокс, однако, состоит в том, что и этот источник сокращается: уезжая, люди со временем перевозят и свои семьи, и им уже некому и незачем оказывать материальную помощь.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что у Армении остался лишь один ресурс, который можно вынести на продажу - демократия, вернее - демократизация страны. Причем, в отличие от любых полезных ископаемых и тому подобных материальных ресурсов, объем которых в любом случае ограничен, процесс демократизации бесконечен, ибо совершенству в этом отношении предела быть не может. Особенно если речь идет о стране, только-только встающей на путь реформ.

Однако было бы ошибкой считать, этот путь легок и прост. Напротив, новый курс чреват значительными трудностями, осложнениями и прямыми опасностями. Как подметила в этой связи ереванская интернет-газета "Лрагир", в Армении "бизнес и власть сращены до степени безысходности. Любой шаг в направлении разрушения этой системы может вызвать такую волну системного шантажа, когда капиталистические группы могут использовать свои материальные возможности для саботажа и потрясений, что это способно привести к социальному хаосу". Поэтому ограничение нынешнего всесилия олигархов, "выдавливание" их из политики и системы власти предполагает наличие собственного материального ресурса, который и должна предоставить Европа.

Правящая Республиканская партия, насколько известно, для участия в выборах формирует свой пропорциональный список, в котором не будет целого ряда представителей олигархии и "старой партийной команды". Часть этих людей, вероятно, будет участвовать в выборах по мажоритарной системе. Число мажоритарных мандатов, однако, ограничено. Более того, не факт, что, оказавшись в парламенте, они в любом случае сохранят верность РПА, де-юре будучи ответственными не перед партией, а лишь "перед собственными избирателями". Вторая опасность новому курсу исходит от бывшей партии правящей коалиции - "Процветающей Армении" (ПА). Эта организация, напрочь лишенная идеологии, обремененная, как пишет то же издание, "криминальным прошлым, затхлой благотворительностью и плачевным интеллектуальным уровнем", создана и существует именно на тех принципах, от которых сегодня вынужденно отказывается власть. Поэтому нельзя исключить, что часть "обиженных" правящей силой предпринимателей открыто или завуалированно примкнут к ПА и её лидеру - олигарху Гагику Царукяну. Сделать это будет тем легче, что "связующим звеном" для осуществления такого рода манипуляций может стать экс-спикер парламента, сват Царукяна и одновременно руководитель предвыборного штаба и зампред РПА Овик Абрамян.

Очевидно, что власть все эти риски просчитывает. Пропорциональный список РПА должен быть заведомо привлекательнее списков ПА. Поэтому, насколько можно судить, он будет обновлен за счет молодых технократов, которых принято называть "карьеристами", но которые зато склонны - хотя бы на словах - к европейским ценностям и либеральному образу мыслей. Да и в целом в списке правящей партии должно быть как можно больше людей незапятнанных, не вызывающих аллергию у избирателей.

В этом смысле крайне симптоматичным представляется высказывание экс-руководителя пресс-службы президента республики, директора аналитических программ Общественного телевидения Армении Самвела Фарманяна. Он намерен баллотироваться по одному из столичных мажоритарных округов. На своей страничке в Facebook Фарманян пишет, что "нынешняя политическая система у нас ложная... Не правы те, кто рассматривает политическую борьбу в Армении как конкуренцию между различными партиями, группировками и идеологиями. В обществе происходит иная, глубинная и бесконечная борьба между различными типами людей: с одной стороны, теми, кто воспринимает государство как ЗАО, а себя - его крупными акционерами, наделенными правом жить на широкую ногу за счет грабежа, а с другой - те, кто считает, что патриотизм - это вопрос личного достоинства, а интеллект - способ служения Родине. Это борьба между коррупционерами и бессребрениками, между моралью и аморальностью, между бессердечными и добросердечными людьми".

Если следовать этой логике (а именно ей и намерена, насколько можно судить, следовать власть), то борьба на предстоящих выборах, парламентских, а затем и президентских, будет идти между "Добром" и "Злом". При всей своей "наивности", такой подход может оказаться достаточно действенным в плане расширения электоральных симпатий. А главное - Европа должна всячески способствовать победе "Добра", и в первую очередь - создать для этого материальные предпосылки.

Безусловно, большое внимание при оценке хода и итогов избирательной кампании будет уделяться пресловутому "административному ресурсу". Прошедшие выборы в органы местного самоуправления, в целом позитивно оцененные международными структурами в лице, например, американского и английского посольств, показали, что власть имеет возможность обойтись без кричащих нарушений и открытого силового давления, столь свойственных избирательным кампаниям прежних лет. Как указывают местные наблюдатели, складывается ситуация, при которой именно РПА должна "задать планку" всей избирательной кампании - как в смысле выдвижения новых персоналий, так и "чистоты и прозрачности" процесса. Если это удастся, можно будет констатировать, что операция "больше поддержки в обмен на большие реформы" успешно началась и имеет определенные перспективы. И возразить против этого всерьёз не сможет никто: любые реформы, способствующие смягчению местных политических нравов и хотя бы немного продвигающие страну по заявленному пути евроинтеграции, будут лишь приветствоваться большинством избирателей и вменяемых политических сил.

P.S. Описанные изменения в политической атмосфере Армении весьма напоминают тенденции, стартовавшие в Грузии с приходом к власти Михаила Саакашвили. В Грузии была сделана ставка на оттеснение олигархии и криминального мира от власти и государственных институтов. Можно сказать, что Саакашвили удалось достичь этого. Олигархи были оттеснены, а те, кто упирался, просто уничтожены. И все это проходило под отчетливо видимые для общества успехи в борьбе с коррупцией. Но грузинский эксперимент в общем и целом родил неожиданный для западных советников, но вполне ожидаемый для Кавказа в силу его ментальности результат. Коррупция, практически уничтоженная на среднем уровне благодаря финансовым ресурсам Запада и лояльной олигархии (например, в силовых структурах Грузии за счет резкого повышения зарплат), оказалась сконцентрирована в руках самого Саакашвили и членов его команды. Сегодня правящая команда "демократизаторов" в Грузии, составленная из тех же молодых технократов, сама превратилась в олигархию, сконцентрировав в своих руках все административные и финансовые ресурсы страны. Узрев этот примитивный итог, "последний из Могикан" грузинской олигархии Бидзина Иванишвили, пока дело не дошло до него, сам вошел в политическую схватку с Саакашвили. Чем она завершится? Как это ни парадоксально, но уже олигарху Саакашвили придется для победы своей партии просто сфальсифицировать выборы. Что он уже и делает путем внесения в Избирательный кодекс различных абсурдных запретительных мер. К какому результату придут армянские молодые технократы-демократизаторы, смогут ли они избежать ошибок Саакашвили - покажет время.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья