Евразийская интеграция: "Присоединение ПМР к Евразийскому союзному государству решит вопрос международного признания". Урегулирование: "Надо задавать конкретные вопросы, например, господин Карпов, кого вы представляете? Никого. А если вы подпишете что-либо, то кто будет нести ответственность?" Геополитика: "Военное присутствие России на берегах Днестра будет продолжаться до тех пор, пока Молдавия и ПМР, как минимум, не войдут в состав Таможенного союза". Монетизация льгот: "Если это сделано в России, это не значит, что оно самое лучшее и что оно подходит для нас".

Евразийская интеграция: "Присоединение ПМР к Евразийскому союзному государству решит вопрос международного признания"

Владимир Путин выступил с идеей о создании Евразийского союзного государства, пишет "Ольвия-пресс". В случае если народ Приднестровья изъявит желание присоединиться к нему, это может качественно решить многие проблемы, в том числе и вопрос международного признания. Об этом заявила российский политолог, профессор Татьяна Полоcкова, выступая с лекцией в Приднестровском госуниверситете. "Я, например, не вижу особых проблем в признании Приднестровья со стороны России. То, что это вызовет негативную реакцию у Запада, это очевидно. Но они и так ко многому относятся негативно. А Евразийское союзное государство - это не калька Cоветского Cоюза. Мы знаем, что существует много разных объединений, таких как Боливарианский и Европейский союзы. Почему бы и нам не создать, учитывая наличие интеграционных связей, такое Евразийское союзное государство? Тогда проблема соотечественников решалась бы автоматически, так как мы все бы оказались в едином пространстве", - обратила внимание российский политолог.

Отвечая на вопрос журналистов о том, возможна ли перезагрузка отношений между Молдавией и Приднестровьем, Татьяна Полоскова отметила, что формат отношений между Кишиневом и Тирасполем будет, скорее всего, решаться на уровне более глобальной политической игры, продолжает "Ольвия-пресс". "Кто на самом деле определяет позицию Кишинева? Позицию Кишинева определяет Румыния, за которой стоят еще некие страны, за этими странами, возможно, кто-то еще. То есть, если решать острые вопросы, которые есть между Молдавией и Приднестровьем, то в таком случае официальные переговоры должны идти в том формате, в котором они идут сейчас. Все, что касается дипломатической игры, это уже будет решаться на определенном уровне. Я так думаю, что Кишинев до смены власти никаких решений по отношению к Тирасполю не примет", - считает Татьяна Полоскова.

Российский политолог также выразила свое мнение о том, что России нужно менять государственный подход в отношении постсоветских государств, так как "та политика, которая проводится в последний год, - это не политика", пишет "Ольвия-пресс". "Это такой подход, который заключается в вопросе - "А зачем ими заниматься, если все уже устаканилось?", как говорили иногда по поводу Прибалтики, что они уже привыкли так жить. Но это же не государственный подход. У нас есть определенная часть общества, которая существует в основном не на российские средства, я имею в виду нашу экспертную часть. Она существует на западные средства, и вынуждена просто отстаивать позицию, за которую платят деньги. Эта позиция формирует представление. Я думаю, что если бы у Медведева и Путина было бы реальное представление ситуации в стране накануне выборов, то мы бы избежали таких потрясений и митингов, какие происходили недавно в Москве", - убеждена российский эксперт.

Урегулирование: "Надо задавать конкретные вопросы, например, господин Карпов, кого вы представляете? Никого. А если вы подпишете что-либо, то кто будет нести ответственность?"

Работа в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) - это не молдавско-приднестровское состязание, пишет "Ольвия-пресс". Это многосторонняя игра. И есть игроки готовые разговаривать с Приднестровьем сегодня, но только они требуют, чтобы с ними вели диалог на понятном для них языке. Такое мнение, выступая на заседании международного круглого стола "Молдавско-приднестровское урегулирование: современное состояние, проблемы и перспективы", озвучил член Консультативного совета при президенте Приднестровской Молдавской Республики по международным делам, экс-министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. "Украинская дипломатия говорит на своем языке, она активизировалась, но ответа с нашей стороны пока нет. Надо готовиться к тому, что российская дипломатия в самом ближайшем будущем тоже резко изменит свою позицию. Буквально весной - в начале лета в российской дипломатии будут очень серьезные изменения. К этому надо серьезно готовиться, в том числе в формате 5+2", - сказал Лицкай.

По мнению эксперта, позиция Евросоюза по Приднестровью несколько отличается от позиции Соединенных Штатов, продолжает "Ольвия-пресс". На это следует обратить пристальное внимание. "Есть европейские нормы, которые ЕС старается соблюдать. Поэтому Евросоюз Приднестровью - это в определенной степени партнер. Только надо изъясняться на понятном ему языке, доводить эти европейские вопросы. Европейцы будут обсуждать их независимо от того - желает Кишинев или нет. В частности ЕС спокойно через голову Кишинева по очень многим аспектам договаривается с Приднестровьем. Это функционирование EUBAM, контроль над вооружениями. Если соблюдать их правила игры, можно находить точки соприкосновения", - сказал Валерий Лицкай.

Что касается Соединенных Штатов, то они всегда будут на стороне Молдавии, какие бы события там ни происходили, пишет "Ольвия-пресс". Причина очевидна. "РМ - это стратегический союзник США. Соединенные Штаты их будут поддерживать, даже если в Молдавии примут ислам, станут террористами и начнут плясать на площади вокруг костров. США на такие мелочи внимания не обращают. Америка - это страна с большим запасом терпения, снисходительности. У них и Катар - демократия, и Афганистан", - отметил экс-глава приднестровской дипломатии.

Развивая тему нынешнего положения дел в работе Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию, известному также как формат "5+2", Валерий Лицкай напомнил, что "5+2" - это не переговорный формам, а совершенно иной механизм, продолжает "Ольвия-пресс". Однако на него пытаются возложить функции переговорного. "Это все равно, что на ослика переложить поклажу слона. Да еще и погонять. Почему РМ заинтересована в выхолащивании формата "5+2"? Потому что Молдавия ни к каким реальным шагам не готова. В результате внутриполитического кризиса они просто не готовы принимать решения. А уж изменения конституции, или заключение договоров с кем-либо - это просто за пределами нынешней ситуации", - отметил экс-глава приднестровского внешнеполитического ведомства.

Тем не менее, несмотря на недоговороспособность, молдавская дипломатия успешно делает вид, что Кишинев не сидит, сложа руки, пишет "Ольвия-пресс". "Они проводят психические атаки, они носятся и поднимают пыль, и за счет действия нахрапом спокойненько отыгрывают пиар. Поймать их в этой пыли не удается, вот такая ситуация... Поэтому надо задавать конкретные вопросы, например, господин Карпов (Евгений Карпов - вице-премьер Молдавии по "реинтеграции" - прим. ИА REGNUM), кого вы представляете? Никого. А если вы подпишете что-либо, то кто будет нести ответственность? Он ответит, что может подписать целых два раза, а завтра его подпись не будет иметь никакой юридической силы", - сказал эксперт.

Вообще, считает бывший глава МИД ПМР, официальное возобновление работы формата "5+2" Приднестровью необходимо использовать в своих интересах, продолжает "Ольвия-пресс". "Официальное возобновление работы Постоянного совещания дает возможность вручать любые документы. На официальных встречах эксперты документы вручают без ограничений - нравится это или не нравится. Поэтому не надо обращать внимание на пиар. На него не обращают внимания ни в Москве, ни в Киеве, ни в Европе - это пыль. Но надо ехать и что-то делать. Нужно соблюдать тактический баланс. Самые смелые проекты могут быть вручены и обсуждены в формате 5+2", - отметил Валерий Лицкай. Он напомнил, для чего создавалась эта экспертная площадка. "Реальные переговоры ведут только руководители государств, но при них существовали рабочие экспертные группы. И когда президенты сами не смогли встречаться, эксперты просто взяли на себя политические функции. Вот и началась игра с двойными колодами. Что это значит? Если мы хотим, то играем в одну игру, если нет - то в другую. Есть условия для договоренности - мы ее достигаем и оформляем. В формате "5+2" Молдавией и Приднестровьем урегулировано порядка 15-ти конфликтов. Если эксперты существуют, и если у них есть стимул и желание работать, они могут сделать довольно много", - сказал Лицкай.

Касаясь темы ужесточения позиции официального Кишинева по отношению к Приднестровью, тогда как общемировая тенденция - это предоставление как можно большей свободы в различных областях спорным территориям, приднестровский эксперт отметил, что "это вовсе не означает, что в РМ появились гениальные, твердые, могучие политики", пишет "Ольвия-пресс". Всему виной "управляемость" Молдавии. В экспертных кругах говорят о том, что в Молдавии она практически близка к нулю. "Началось это не в прошлом году, не пару лет назад. Это началось в 2005 году, когда Владимир Воронин не имел шансов пройти на второй президентский срок. Вот тогда он пошел из чисто внутренних политических соображений на союз с Юрием Рошкой - лидером ХДНП, получил дополнительные голоса, но ценой этого компромисса стало принятие закона 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению - прим. ИА REGNUM). Конечно, Рошка постарался, будучи националистом, привнести пусть неприемлемые, но отвечающие его идеологии требования. И в значительной степени сковал все возможности Воронина проводить какие-либо политические маневры по отношению к Приднестровью. Вот как лег этот мертвый камень, до сих пор он лежит у основания всей дипломатии РМ. Поэтому любая договоренность с Приднестровьем - в плюс или в минус, разрушит хрупкий баланс, существующий в молдавском Альянсе за евроинтеграцию. Они не могут два года избрать президента, по внутренним причинам, а тут еще приднестровский вопрос. У меня такое впечатление, что если бы Тирасполь сейчас согласился на все требования Кишинева, представители правящего Альянса немедленно и категорически это отвергли", - сказал Валерий Лицкай.

Другой член Консультативного совета при президенте Приднестровской Молдавской Республики, глава Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов считает, что сегодня обсуждать с Кишиневом в формате "5+2" статусные вопросы, касающиеся Приднестровья, нецелесообразно, пишет "Ольвия-пресс". Больше внимания следует уделить частностям. "Молдавия настаивает на вертикальном подчинении Приднестровья. Это невозможно. Взаимоотношения РМ и ПМР должны быть, во-первых, горизонтальными, во-вторых, договорными", - сказал Андрей Сафонов.

Эксперт добавил, что желательно получить от молдавской стороны исчерпывающие ответы и на ряд вопросов, продолжает "Ольвия-пресс". По словам Андрея Сафонова, в открытых источниках появились сообщения о возможном переподключении газовой и энергетической систем Республики Молдова на румынские. Прояснить этот вопрос было бы желательно, считает эксперт. Также немало говорится о вхождении РМ в Зону свободной торговли с Евросоюзом. Распространятся ли на Приднестровье условия в случае достижения какого-либо соглашения? "Дело в том, что Зона свободной торговли ЕС предполагает вхождение туда в общемолдавском организме Приднестровья и таким образом отказ от участия в Таможенном союзе, в некоторых других интеграционных проектах в масштабах СНГ. Вот если эти вопросы задавать и получать на них ответы, тогда планы РМ, связанные с урегулированием станут яснее", - сказал Андрей Сафонов.

Встречи в формате "5+2" окутаны некой атмосферой секретности, сообщает Первый республиканский телеканал. Что намерены обсуждать участники консультаций, конечно, известно заранее. Однако, что происходит непосредственно на встречах, как разворачиваются дискуссии, какую позицию занимают стороны и остальные участники по отдельным вопросам, известно лишь дипломатам.

Вопрос оценки результатов возникает после каждой встречи в формате "5+2", продолжает Первый республиканский телеканал. Конечно, ситуация повторилась и после Дублинского раунда консультаций. Главным вопросом повестки дня было согласование принципов и процедуры ведения переговоров в рамках "постоянного совещания". Этот самый документ в итоге согласован не был. Однако отдельные его положения утверждены. Конечная цель не достигнута, но движение к ней началось. Нина Штански, министр иностранных дел ПМР: "Ничего не согласовано, пока всё не согласовано. Поэтому в следующий раз, в апреле, нам предстоит вновь общаться по данному документу".

Нина Штански прошедшую встречу называет началом пути, отмечает Первый республиканский телеканал. Министр говорит, что 5-летний перерыв пагубно сказался на работе постоянного совещания. Тем не менее, в Дублине договорились - все соглашения между сторонами будут оформляться документально и подписываться. Тирасполь оценивает это как позитивный шаг вперед. Нина Штански, министр иностранных дел ПМР: "При выработке новых соглашений стороны будут принимать во внимание наработанные предыдущие соглашения. Почему это важно, потому что мы не можем начинать переговоры с чистого листа, слишком много времени прошло и хотелось бы, чтобы стороны опирались на то, что уже было наработано и согласовано".

Кроме того, стороны обязуются добросовестно выполнять достигнутые соглашения, продолжает Первый республиканский телеканал. Однако, пока вопрос застыл на стадии определения того, кого считать сторонами. Кишинев в данном качестве видит только себя. Видимо, молдавским дипломатам просто удобнее договариваться самим с собой. Похоже, что особенности национальной политики негативно повлияли и на молдавскую дипломатию. Нина Штански, министр иностранных дел ПМР: "Мы были удивлены тем, что Молдавия не была готова фиксировать даже то положение, что Молдавия и Приднестровье являются сторонами. Хотя в 1994 году, когда начинался переговорный процесс, именно так и было записано: РМ и ПМР далее стороны договорились о следующем".

Кишинев отказывается признавать равенство Тирасполя на переговорах, отмечает Первый республиканский телеканал. Молдавские дипломаты объясняют: если Молдавия согласится, Приднестровье воспримет это как статусное признание. В приднестровском МИДе такой аргумент считают несостоятельным и в ответ тоже объясняют, документ, о котором идет речь, касается только переговоров и не более. Молдавские эксперты в свою очередь говорят, Альянс просто боится дать оппозиции очередной повод для спекуляций. Вячеслав Степанов, доктор исторических наук, профессор: "Проблема кризиса власти, которая налицо, проблема поиска кандидатуры президента свидетельствует о том, что современная политическая ситуация не способствует выработке позиции по приднестровскому вопросу".

Приднестровский вопрос для молдавских властей снова активизировался не вовремя, продолжает Первый республиканский телеканал. Поэтому им приходится буквально на ходу импровизировать, чтобы выиграть немного времени и попытаться решить внутренние проблемы. По мнению экспертов, для Приднестровья это не худший вариант развития событий. Светлана Осипова, политолог: "Чем больше они будут допускать ошибок, чем больше они будут настаивать на нецивилизованных способах разрешения приднестровской проблемы, тем больше у нас будет предпосылок для заявления своей жесткой позиции и тем больше у нас будет шансов на то, что мы будем услышаны".

Эксперты говорят: Тирасполю не нужно ждать действий Кишинева, а потом отвечать на них, отмечает Первый республиканский телеканал. Нужно атаковать первыми. Выжидательная позиция себя не оправдала. Приднестровью нужно заняться корректировкой своего имиджа на международной арене. Вячеслав Степанов, доктор исторических наук, профессор: "В настоящее время это направление необходимо форсировать в силу того, что положительный имидж государства, народа, формирует определенное поле для открытости".

Тирасполь собственно над этим и работает, продолжает Первый республиканский телеканал. На встрече в Дублине Приднестровская сторона была самой активной. Делегация Приднестровского МИДа передала участникам консультаций предложения по восстановлению железнодорожного движения, выработке системы гарантий переговорного процесса и наработки по синхронизации деятельности экспертных групп и формата "5+2". Нина Штански, министр иностранных дел ПМР: "Мы хотим сделать работу экспертных групп более дисциплинированным процессом. До сих пор эта работа велась малоэффективно. По некоторым группам молдавская сторона отказывалась продолжать работу".

Тирасполь хочет перенести на площадку формата "5+2" обсуждение вопросов социально-экономического характера, отмечает Первый республиканский телеканал. В приднестровском МИДе считают, что постоянное совещание и экспертные группы должны работать над решением одних и тех же вопросов. Кроме того, формат "5+2" должен контролировать работу экспертов. Вряд ли Кишинев и остальные участники постоянного совещания будут в восторге от предложений Приднестровья, говорят эксперты, но с позицией Тирасполя все-таки придется считаться. Вячеслав Степанов, доктор исторических наук, профессор: "Понятно, что определенные стороны имеют превалирующие интересы, но в этом и заключаются тонкости дипломатии, чтобы решение одних проблем двигало другие в нужном направлении". Светлана Осипова, политолог: "Если не удается договориться о глобальном, а глобальное - это достижение международно-правового признания республики, то нужно договариваться о том, о чем можно договориться и что близко всем людям".

Несмотря на позицию Молдавии, Приднестровье по-прежнему готово к диалогу и конструктивному сотрудничеству, продолжает Первый республиканский телеканал. Ответа на свои предложения Тирасполь ждет во второй половине апреля в Вене, именно там пройдет следующий раунд консультаций. После него вопрос оценки результатов работы формата "5+2" обязательно возникнет снова, но опять останется открытым. Работу дипломатов невозможно оценить по одной конкретной встрече. Важен не сам по себе результат конкретного раунда, а его вклад в достижение конечной цели, подводит итог телеканал.

Выступление бывшего военного коменданта Тирасполя, а ныне представителя президента ПМР в России Михаила Бергмана на молдавском канале Publika TV 11 марта вызвало большой резонанс в нашем обществе, пишет "Приднестровье - XXI". Прежде всего, нельзя сказать, что мы услышали новые "сенсации", все те же "старые песни". Интерес это интервью вызвало, прежде всего, по одной причине - Михаил Иванович озвучил свое видение будущего Приднестровья - автономия в составе Молдавии и точка. Тем более, что Кишинев такой красивый город, ну почти Европа. Яснее не скажешь. Но вот здесь и возникают вопросы.

Первое, в каком статусе делал это заявление господин Бергман, продолжает "Приднестровье - XXI". Если как частная персона, то заметна очень быстрая эволюция взглядов. Так в своей книге "Комендант Ада", где собственно и описаны большинство из этих "сенсаций", он избегает темы политического статуса для Приднестровья. Второе, 12 марта на сайте МИДа республики официально заявлено, что Бергман работает в администрации президента (В комментарии МИД ПМР относительно интервью Бергмана молдавскому телеканалу отмечается: "В связи с распространенными сегодня некоторыми интернет-ресурсами комментариями Михаила Бергмана об истории молдавско-приднестровского конфликта, о некоторых аспектах урегулирования и событиях внутриполитической жизни ПМР, Министерство иностранных дел ПМР сообщает, что озвученное интервью является частным мнением г-на Бергмана и не отражает официальную позицию государственной власти ПМР. В связи с поступающими вопросами журналистов, МИД ПМР поясняет, что распространенное 12 марта с.г. интервью молдавскому телеканалу является архивным и, по имеющимся в МИД ПМР данным, г-н Бергман дал его до назначения на соответствующую должность в Администрации Президента ПМР" - прим. ИА REGNUM). Возникает естественный вопрос! Как может Бергман являться работником администрации президента ПМР, если он четко и однозначно заявляет о своей позиции - автономия Приднестровья в составе Молдавии. И уже совершенно не важно, частное он лицо или нет, но как можно было брать на работу человека, который говорит о ликвидации суверенитета Приднестровья?

Третье, кем все-таки является господин Бергман в администрации президента? - пишет "Приднестровье - XXI". 6 марта в СМИ прошла информация, что он назначен официальным представителем президента ПМР в России. МИД ПМР также говорит о том, что он работает, но кем и с какого времени принят на работу - не пишет. Удивительно, но мы не можем найти Указа президента о назначении М.И. Бергмана. Возможно, он выполняет какую-то секретную миссию, но тогда зачем писать МИДу, что он является сотрудником администрации. Неизвестно. И эта неизвестность вызывает еще больше вопросов.

Но, если оставить все эти даты и юридические тонкости, то очевидно, что слова о том, что Приднестровье должно войти в состав Молдавии в качестве автономии не выдерживают никакой критики и, конечно, кроме удивления и сожаления больше ничего не вызывают, продолжает "Приднестровье - XXI". Такие непродуманные заявления ничего кроме напряжения и раскола в обществе не несут. И консолидация, о которой мы все так много говорим, останется лишь благим намерением. Едва ли такую цель себе поставил новый президент.

Оценку подобного рода заявлениям должна дать наша общественность, те люди, которые стояли у истоков основания нашей республики и с оружием в руках защищали право на нашу свободу в 1992 году, пишет "Приднестровье - XXI". В заключение, также хочется призвать всех успокоиться. У нас были выборы, а не революция, чтобы все до основания разрушить. И чем быстрее мы все это поймем, тем будет лучше для нас всех. И для того чтобы снять непонимание и неясность, которые возникают после этого интервью, хотелось бы, чтобы официальные власти всё-таки ответили на поставленные вопросы, что и будет свидетельствовать об открытости и прозрачности новой команды и приоритетах в ее деятельности, подводит итог издание.

Геополитика: "Военное присутствие России на берегах Днестра будет продолжаться до тех пор, пока Молдавия и ПМР, как минимум, не войдут в состав Таможенного союза"

В настоящее время официальный Кишинев "из кожи лезет вон", чтобы добиться воплощения в жизнь своей заветной мечты: убрать военное присутствие России с берегов Днестра, заменить ее миротворческие силы миротворцами коалиционных вооруженных сил стран Запада, подвести миротворческую миссию в Приднестровье под контроль ОБСЕ и тем самым навсегда покончить с этой проблемой, пишет "Приднестровье". Мечты об этом преследуют прорумынских лидеров Молдавии уже давно, и созрели они на заре становления нашей республики. Но и Молдавии, и Западу пора осознать, что военное присутствие России на берегах Днестра будет продолжаться до тех пор, пока Молдавия и Приднестровская Молдавская Республика, как минимум, не войдут в состав Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Только такое урегулирование приднестровского конфликта, которое позволит сохранить военное (и иное) присутствие России на Днестре, позволит стабилизировать ситуацию в данном районе Европы. Другого варианта нет и быть не может. На том стояли и стоять будут граждане РФ в Приднестровье, все приднестровцы и защитники Приднестровской Молдавской Республики.

Вот та причина, по которой шок от того, что Россия и Приднестровье сегодня не видят причин для замены в зоне безопасности на Днестре миротворческих сил РФ на европейские международные, распространился уже и на Румынию, продолжает "Приднестровье". Именно поэтому и Кишинев, и Бухарест спешно выступили с инициативой вынести на обсуждение вопрос замены российских миротворцев. Причем Румыния посчитала своим долгом в очередной раз подтвердить, что "заинтересована в молдавско-приднестровском урегулировании на основе международных норм и только с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова".

В то же время следует отметить, что расчет Бухареста на перспективу довольно прост: решение проблемы в рамках территориально целостной Молдавии позволит Румынии "европеизировать" не только Бессарабию, но заодно и Приднестровье, и путем объединения двух "румынских" государств включить обе территории в состав Евросоюза и НАТО и окончательно вытеснить военное присутствие России из Юго-Восточной Европы, пишет "Приднестровье". Кстати, именно на этом в очередной раз настаивал и румынский госсекретарь Богдан Ауреску на недавно состоявшейся встрече со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ по молдавско-приднестровскому урегулированию Эрваном Фуэре. При этом румынский госсекретарь подтвердил, что Бухарест поддерживает переговорный формат "5+2" и надеется, что он приведет к "окончательному и устойчивому" решению молдавско-приднестровского вопроса "в соответствии с европейскими нормами".

В том, что РФ намерена сохранить свое военное присутствие и политическое влияние в Приднестровье, сомневаться не приходится, пишет "Приднестровье". Ее позиция с 21 декабря 1999 года изменений не претерпела. Об этом можно судить по последним высказываниям посла РФ в Молдавии Валерия Кузьмина. Насчет смены миротворческого формата российский дипломат четко поставил все на свои места: "Что касается какой-то гипотетической ликвидации миротворческого формата на основе денонсации соглашения, это испортит всю канву урегулирования. А это нежелательная возможность и нежелательная вероятность", - сказал В.Кузьмин. Продолжая высказанную мысль, следует добавить, что высказанная российским послом "НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ", прежде всего, коснется Молдавии и Румынии.

К сожалению, ОБСЕ, кто бы ее ни возглавлял, продолжает выступать защитником и проводником национальных идей и интересов США в Европе, продолжает "Приднестровье". Вот почему Вашингтон продолжает играть в этой, казалось бы, европейской организации роль первой скрипки, к которой, к сожалению, когда это нужно американцам, присоединяются не только "молодые восточноевропейские демократии", но и ряд других западноевропейских стран. Вот и получается, что за европейскую безопасность голова болит не у европейцев, а у их наставников, потому что не "европейская безопасность", а европейская территория нужна им в качестве плацдарма для наступления на постсоветское пространство, представляя угрозу российской безопасности. К этому и сводится сегодня противостояние Востока и Запада на берегу Днестра.

Вот и сегодня представители ОБСЕ - частые гости Тирасполя и Кишинева, и самые затребованные ораторы на международных трибунах, пишет "Приднестровье". Вероятно, для этой "европейской" организации поставлена задача добиться от Тирасполя согласия на обсуждение вопроса по замене миротворческого контингента РФ на совместные европейские.

Следует обратить внимание еще на один фактор, продолжает "Приднестровье". Попытка США вытеснить Россию из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии "обнулит" попытки воссоздания ДОВСЕ и усугубит и без того напряженную ситуацию на Евразийском континенте... Конечно, не все в этом мире зависит только от России, но судьба Приднестровья и безопасность славянской территории на Евразийском континенте зависит только от ее политической воли и желания оставаться Великой Мировой Державой. Будем надеяться, что будущие поколения славян по достоинству оценят сегодняшние события на своей земле.

В заключение хочется отметить: вот уже больше 20 лет невозможно разрубить "Гордиев узел" на Днестре, более 20 лет Приднестровье борется за признание своей государственности, и более 20 лет Россия терпит унижения от Молдавии, которая, паразитируя на ее теле, своим ядом травит ее организм, пишет "Приднестровье". И хотя в народе говорят: сколько бы веревочка ни вилась, конец обязательно будет, хотелось бы, чтобы еще при жизни поколения, создававшего приднестровскую славянскую государственность, он появился, а у Молдавии были вырваны ее ядовитые антироссийские зубы, подводит итог издание.

Монетизация льгот: "Если это сделано в России, это не значит, что оно самое лучшее и что оно подходит для нас"

В начале февраля в Приднестровье была создана рабочая группа по изучению вопроса о реформировании системы льгот, включающем введение адресных дотаций и монетизацию льгот, пишут "Профсоюзные вести". В состав рабочей группы вошли специалисты министерства здравоохранения, а также представители министерств экономического развития, финансов и юстиции.

Сегодня около 200 тысяч граждан республики - едва ли не половина населения - имеют те или иные льготы, частью которых они не пользуются или пользуются не в полной мере, продолжают "Профсоюзные вести". В условиях, когда на одного человека, занятого в реальном секторе экономики, приходится по 3-4 "рта" (бюджетники, дети, пенсионеры, инвалиды и др.), а наше ЖКХ находится в таком плачевном состоянии, что просто разваливается на глазах, существующая система льгот себя не оправдывает, а потому нуждается в изменениях.

Пока идет масштабная предварительная работа, и говорить о конкретных шагах, которые предпримет государство в данном направлении, рано, пишут "Профсоюзные вести". Однако у населения уже сейчас очень много вопросов, люди тревожатся - что будет, как будет, и их тревога понятна: у наших соседей по ближнему зарубежью, в той же России, Молдавии, реформирование системы льгот оказалось весьма проблемной процедурой, принятой населением в штыки, дело доходило даже до массовых протестных акций.

По словам начальника Главного управления социальной защиты Минздрава ПМР Олега Федотова, "для того чтобы навести порядок в этом, уточнить точные категории, сформулировать механизм учета нуждаемости при предоставлении льгот, решить вопрос по приостановленным льготам, было дано поручение министерству здравоохранения и социальной защиты совместно с заинтересованными ведомствами создать рабочую группу по изучению вопроса реформирования льгот, в частности, по введению таких принципов, как монетизация и адресные дотации". "Следует просчитать, сможет ли бюджет-2013 взять на себя обязательства по денежным компенсациям для обеспечения льгот. На сегодняшний же день вопрос по отмене льгот не стоит. Ни министерство здравоохранения, ни рабочая группа не наделены полномочиями по концептуальному решению этого вопроса, наша цель - представить правительству оптимальные предложения", - отметил чиновник.

Монетизация - это замена денежными выплатами тех натуральных льгот, которые есть сейчас, продолжают "Профсоюзные вести". "Мы должны изучить ситуацию и определить реальное количество льготников и реальный объем денежных средств, используемых при предоставлении льгот, и провести монетизацию по возможным позициям, - говорит Олег Федотов. - Нужен правильный сбалансированный подход. При таком подходе в рамках монетизации денежная компенсация будет выплачиваться всем, кто обладает этим правом. По коммунальным услугам планируется адресная дотация". Чиновник напоминает, что "Россия пошла по пути монетизации льгот, и там, как мы помним, было много нареканий по этому поводу". "Они принимали акты по монетизации, затем отменяли, сейчас снова ищут варианты. Первый этап российских реформ коснулся обеспечения медикаментами, санитарно-курортного лечения и бесплатного проезда. Россияне ушли от предоставления этих трех льгот в натуральном виде к предоставлению денежных средств. Второй этап, который продолжается по настоящее время, касается коммунальных услуг, натуральные льготы меняются на денежные выплаты определенным категориям граждан. Вопросы монетизации льгот очень остры. Мы видим и российскую практику, и практику Молдавии, эти вопросы находят неоднозначное понимание у населения, потому что и категории разные, и уровень доходов отличается. Но всему обществу нужно учитывать, что уровень этих льгот и возможность их предоставления должны определяться нашей экономикой. Сегодня нет смысла декларировать льготу и не иметь возможности ее предоставить", - подвел итог Федотов.

Вячеслав Дриглов, председатель Агентства по привлечению инвестиций и содействию торговле, заместитель председателя комиссии по экономическому развитию и инвестициям Тираспольского горсовета: "Монетизация льгот и адресные дотации - это очень важная и востребованная на сегодняшний день процедура. Люди должны иметь возможность выбора. Вот, например, доплатят бабушке к пенсии 50-60 рублей вместо льготы на бесплатный проезд в троллейбусе, и она уже сама решит, проехать ей пару остановок на троллейбусе или пройтись, а на эти деньги купить себе кусочек колбасы. Банальный пример, но многие пенсионеры и в самом деле не могут себе этого позволить. И благодаря монетизации мы сможем немного улучшить благосостояние наших граждан. Сегодня много вопросов к качеству услуг, предоставляемых населению сервисными компаниями. В ответ на претензии ответ один: "как платите, такое и качество". Это неправильно. С другой стороны, цена на тот же газ или электроэнергию должна соответствовать реалиям, у нас же тарифы занижены - они рассчитывались исходя из того, что мы строим социально направленное государство. И здесь государство должно защитить социально незащищенных граждан, в первую очередь, пенсионеров - защитить их деньгами, адресными доплатами или монетизацией льгот. Это не самая лучшая мера, в идеале надо просто повышать пенсии, но в условиях серьезного дефицита бюджета это сложно сделать. Я надеюсь, что в ближайшее время мы к этому придем, но пока надо решать вопрос другими мерами. В данной ситуации важно, прежде всего, чтобы на льготах, на этих платежах государства не наживались другие - те же сервисные компании, транспортные организации, фармацевтические фирмы. Работая над реформированием системы льгот, нужно изучить массу вопросов, рассмотреть все подходы и нюансы. На первоначальном этапе будет много проблем, много людей будут негативно воспринимать нововведения. И задача исполнительной власти сделать так, чтобы реформы повлекли меньше негатива со стороны населения; нужно больше проводить разъяснительной работы. Ведь мы говорим о монетизации, а никто еще четко не рассказал, как она будет выглядеть. Понятно, что как таковой, концепции еще нет. Но, мне кажется, с людьми надо тоже посоветоваться, привлекать и городские советы, и Верховный Совет, и объединения граждан, неправительственные организации. Должен быть открытый диалог по этому вопросу, открытые слушания. Выбрав "лучшие зерна" из каждого мнения, мы можем прийти к сильной концепции, которая позволит избежать ошибок, которые были, например, в России. Мы должны изучить опыт других стран: не надо изобретать колесо, которое было изобретено до нас кем-то другим, но необязательно и копировать и слепо повторять. Если это сделано в России, это не значит, что оно самое лучшее и что оно подходит для нас. У нас свои условия, и мы должны их, прежде всего, принимать во внимание. Учитывая, что мы идем чуть позже по этому пути, мы можем сделать всё лучше, основываясь на чужом негативном опыте. Но надо тщательно все изучить, помня, что мы это создаем, в первую очередь, для людей". ("Профсоюзные вести")