Во второй половине апреля страны Закавказья посетит "один из членов высшего руководства Государства Израиль". Эти сведения изданию IzRus предоставили "высокопоставленные дипломатические источники в Иерусалиме". Но поскольку "принимающая сторона попросила до момента проведения визита не оглашать деталей", пока не сообщается, кто именно и с какой целью направляется в регион.

В этой связи наблюдатели обращают внимание на два обстоятельства. Во-первых, это стремление Израиля играть в регионе более активную роль, а во-вторых, растущее недовольство Турции и Ирана этой активностью. Однако именно охлаждение отношений с Анкарой и актуализация иранской ядерной проблемы повышает заинтересованность Иерусалима в укреплении своих позиций на Южном Кавказе.

За последние три года, когда иранская ядерная проблема вышла на уровень проблемы глобального масштаба, указанная тенденция получила ряд предметных воплощений. Были многократно расширены и диверсифицированы израильско-азербайджанские отношения, особенно - в оборонной сфере. Наивысшим проявлением этого стало недавнее заключение крупнейшей по региональным меркам оружейной сделки на сумму $1,6 млрд. Участились взаимные визиты высокопоставленных чиновников и политиков, двусторонние переговоры. В этом ряду выделяются встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева с израильским президентом Шимоном Пересом и министром по делам секретных служб Даном Меридором, которые произошли "на полях" различных международных форумов. Параллельно, напомним, прогрессивно охлаждались азербайджанско-иранские отношения, что в последнее время вылилось в хорошо известную серию громких "шпионских скандалов" и взаимные обвинения Баку и Тегерана в попытках дестабилизировать позиции действующей власти.

Одновременно были нормализованы и грузинско-израильские отношения, некогда считавшиеся "образцовыми", однако заметно испортившиеся после ареста и заключения в Грузии двух израильских бизнесменов Рони Фукса и Зеэва Френкеля, обвинённых в попытке решить свои бизнес-проблемы путём подкупа высокопоставленного должностного лица. Недавно, однако, предприниматели были освобождены - задолго до истечения официального срока заключения. Решение, разумеется, носило чисто политический характер и нехарактерно для нынешних властей Тбилиси, на внешней и внутренней арене позиционирующих свои успехи в борьбе с коррупцией в качестве основного достижения правления президента Михаила Саакашвили. Только в нынешнем году Израиль посетили глава грузинского МИД Григол Вашадзе, министр экономики Вера Кобалия, спикер Давид Бакрадзе, предстоятель Грузинской православной церкви Патриарх Илия Второй.

Во всех случаях говорилось о готовности расширять сотрудничество как в сфере безопасности, так и в более широком контексте. Напомним, что практически одновременно появились сообщения о масштабной реконструкции грузинских инфраструктур: путей сообщения, морских портов, массовом строительстве небольших медицинских учреждений в провинциях страны. Как не раз отмечалось экспертами ИА REGNUM, это может свидетельствовать о том, что Грузию готовят к роли "тыловой базы" в случае начала военной кампании против Ирана.

Что касается отношений Израиля с Арменией, то они никогда не отличались особой активностью. Однако и здесь в последнее время наметились подвижки, в определенной мере связанные с охлаждением отношений Иерусалима с Анкарой. В израильском Кнессете даже зазвучали голоса о необходимости официального признания факта Геноцида армян 1915 г. в Османской Турции. Впрочем, в Ереване такую возможность изначально сочли крайне маловероятной, отметив, что такие разговоры носят чисто конъюнктурный характер месседжа в адрес не столько армянской стороны, сколько Турции. Тем не менее, стороны обменялись знаковыми визитами - Израиль посетил руководитель Службы государственной охраны Армении Грачья Арутюнян, а в Ереване побывал сотрудник центрального аппарата МИД Шмуэль Мером.

В свете сказанного симптоматично, что предполагаемый визит "одного из израильских руководителей" в регион состоится практически сразу после запланированной на середину апреля встречи представителей Ирана с "шестеркой" международных посредников, которая, возможно, состоится в Стамбуле. Напомним, ранее сообщалось, что Вашингтон назвал эту встречу "последней возможностью" для Ирана пойти на сотрудничество с международным сообществом и избежать апокалиптического сценария. По-видимому, в Израиле не верят в возможность достижения компромисса и стремятся, с одной стороны, глубоко прозондировать позицию Армении (которая, заметим, однозначна и по определению не может иметь никаких антииранских элементов), а с другой - заручиться гарантиями поддержки со стороны Баку и Тбилиси, а возможно - одновременно обговорить уже и ряд технических, но принципиально важных вопросов. Таких, например, как использование четырех баз ВВС Азербайджана, оставшихся еще с советских времен, в том числе крупнейшего аэродрома в поселке Насосный под Баку (ключевой объект Особого Бакинского округа ПВО в советское время), для обслуживания израильских военных самолетов. Это связано с тем, что израильские штурмовики и истребители не имеют возможности нанести удар по иранским объектам и возвратиться на свои базы - у них для этого не хватит горючего. А долететь после атаки до Азербайджана и там заправиться - могут вполне. Об этом, в частности, сообщило влиятельное американское издание Foreign Policy.

Всё это означает, что окончательное решение остановить иранскую ядерную программу силовым путем принято, и речь может идти лишь о деталях и сроках будущей военной операции. Напомним, именно такую информацию озвучили недавно через СМИ анонимные источники в МИД и Министерстве обороны России. Таким образом, от того, насколько успешными окажутся переговоры высокопоставленного израильского эмиссара в Грузии и Азербайджане, могут в определенной степени зависеть сроки наступления "часа Х".

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)