Оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) стал одной из первых политических сил, обнародовавших свою предвыборную программу. Как и ожидалось, ее представил лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян во время митинга 30 марта.

В целом, документ являет собой стандартный набор "критики и предложений", присущий предвыборной программе практически любой оппозиционной политической силы и исходящий из логики популизма. В этом контексте он бы и вовсе не привлек особого внимания, если бы не был представлен первым президентом Армении и составлен его командой, большинство представителей которой в первой половине 90-ых годов находились во власти.

Итак, что же представляет собой предвыборная программа АНК... Первая часть документа состоит из жесткой, и, кстати сказать, справедливой критики в адрес властей относительно сложившейся в стране тяжелой социально-экономической ситуации. Упоминается и о массовой миграции, и о высоком уровне безработицы, и о низких зарплатах и смехотворных пенсиях, о массовой коррупции и взяточничестве во властных структурах, о теневой экономике, словом о всех негативных явлениях, царящих в государстве. Кто бы сомневался в правдивости этих тезисов или оспорил приведенные в программе доводы. Но есть одна загвоздка, один вопрос, сразу приходящий на ум любому, кто читает эту программу. А судьи кто?

Если бы о порочных явлениях говорил какой-нибудь другой политик, не успевший побывать на властном Олимпе, то его можно было бы причислить к стану популистов или идеалистов, но как быть с экс-президентом Армении, так беспощадно критикующим нынешнюю реальность и "забывшим" о ситуации, царящей в стране в годы его собственного правления? Какие из множества негативных явлений, царящих ныне в Армении и перечисленных в предвыборной программе АНК, не наличествовали в начале 90-ых? Возможно, зарплаты и пенсии были выше нынешних, фиксировался демографический рост, чиновники и должностные лица отказывались от взяток и жили на одну зарплату, а люди были обеспечены достойной работой? Даже самые самозабвенные приверженцы АНК не будут утверждать такое.

Так в чем же тогда вопрос, почему в свое время Левон Тер-Петросян и его команда не сумели преодолеть эти "порочные явления", установить в стране законность и порядок, приемлемые социальные условия для граждан? Что изменилось теперь, на что рассчитывает АНК и его лидер, обещая своим сподвижникам исправить сложившуюся в Армении ситуацию? Ведь если возглавляемая Левоном Тер-Петросяном команда не смогла решить актуальные проблемы страны тогда, имея всю полноту власти, то какие гарантии, что она сделает это завтра, будучи представленной в парламенте фракцией, скажем, в количестве 20 депутатов?

Особенно примечательными являются замечания АНК относительно угрожающей демографической ситуации, спада показателей в промышленной сфере и ошибочности внешнеполитического курса, в частности, в карабахском и армяно-турецком вопросах.

Что касается промышленности, то помнится именно после прихода к власти Армянского общенационального движения, возглавляемого Левоном Тер-Петросяном, в Армении начался период масштабной деиндустриализации. Была разграблена и продана за рубеж инфраструктура практически всех промышленных предприятий республики. Спад демографических показателей, обусловленный крайне тяжелой социально-экономической ситуацией в стране, также берет начало с 90-ых годов. Однако тогда президент Левон Тер-Петросян не предлагал стимулировать рождаемость дополнительными финансовыми льготами, как предлагается ныне в предвыборной программе АНК. Тогда первый президент не обращался к населению с призывом "идите и рожайте", как сделал он это во время предвыборного митинга, обращаясь к участникам.

Что касается обвинений в заведении карабахского вопроса и армяно-турецких отношений в тупик, то прерогатива решения этих двух вопросов еще двадцать лет назад полностью находилась в руках Тер-Петросяна, однако каких-либо позитивных решений найдено не было. Словом выдвинутые АНК и его лидером обвинения в адрес правящей элиты одинаково оправданы и в отношении Тер-Петросяна и его команды. А выдвинутый им постулат о том, что в любой демократической стране провалившаяся подобным образом власть не посмела бы вторично претендовать на народное доверие, применим и в отношении самого его автора.

Армянский национальный конгресс, созданный по образцу и подобию Индийского национального конгресса, и Левон Тер-Петросян, безуспешно пытающийся войти в образ Махатмы Ганди, кажется действительно рассчитывают на короткую память избирателя. Но, избавившись от негативного бренда АОД, который ассоциировался с разрухой, темнотой и голодом, новые оппозиционеры - старые власти так и не смогли предложить протестному электорату нечто более ценное, чем чистый популизм - веру в самоотверженность борьбы и собственную политическую чистоту.

Татевик Шагунян