Посольство Таджикистана в Москве официально обвинило 3 апреля Узбекистан в транспортной блокаде, попытках расшатать позиции таджикской власти и дестабилизировать социально-политическую обстановку в Таджикистане. Поначалу у меня это вызвало вполне понятное удивление, с чего бы это заявление делает не МИД Таджикистана, а Посольство Таджикистана в Москве, в функции которого входит развитие российско-таджикского диалога, а никак не тема отношений Таджикистана с соседним Узбекистаном. Неужели таджикские дипломаты в Москве решили все насущные проблемы (активизация общественно-политических и экономических связей наших стран, создание позитивного имиджа Таджикистана и таджиков в российском обществе - на это кстати, большой государственный бюджет власти Таджикистана выделили, - создание полноценно действующего пула друзей Таджикистана в России) и теперь могут обратиться к более глобальным темам жизни таджикского общества?

Оказалось все гораздо проще. Как отметил в своих комментариях к данному заявлению главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров, "Таджикистан пытается втянуть Россию в свою войну с Узбекистаном, как раньше втягивал Иран. Но история антитаджикских акций Ташкента и антироссийских акций Душанбе слишком велика, чтобы теперь, когда обе страны попали в сети США, Москва была спонсором их мира". То есть речь идет об элементарной "разводке", когда пытаются руками более сильной стороны решить проблемы с "противной стороной".

Извините, господа, но времена примитивного лохотрона давно кончились и в бизнесе, и в политике. Хочется спросить: а у Таджикистана-то есть четкая позиция по отношению к России? Я не имею в виду простой народ этой страны, особенно старшее и среднее поколение, представители которого, действительно, не мыслят свой жизни вне союза с Россией. Я не имею в виду тех таджиков, которые едут на заработки в российские города совсем не потому, что здесь лучше условия, чем в Европе, а потому что по-прежнему считают Россию такой же Родиной, как и Таджикистан.

Я хотела бы поделиться впечатлениями от общения с некоторыми представителями так называемой таджикской элиты. А впечатление одно - ситуация постсоветского Таджикистана породила целую когорту политических иждивенцев во власти. А уж если говорить совсем прямо - политических спекулянтов. "Если Россия не даст нам инвестиций - она нас потеряет. США оплачивают наши НПО, а Россия нет. Не будете нас учить русскому языку бесплатно - все перейдем на английский". "Китай нам дороги строит, а Россия нет, не примите мер - здесь будет китайская провинция", - такие глубокомысленные рассуждения приходилось слышать в Таджикистане и от сотрудников министерств, и от представителей НПО. Больше, правда, похожие на элементарный политический шантаж.

Ну, во-первых, если уж такая позиция имеет место, то надо ее и дальше озвучить: "Мы - потенциальная колония. Кто денег даст - туда страну и поведем", а не убаюкивать себя фантазиями о наличии суверенного государства де-факто, а не де-юре. Во-вторых, и Китай, и прочие уважаемые спонсоры ничего и никому не делают просто так. И уж если руководство страны готово повести её туда, куда поманят куском хлеба, то о стране ли вообще идет речь? И что о такой позиции сказали бы и живые, и мертвые участники Великой Отечественной войны из Таджикистана, проливавшие кровь отнюдь не по тем принципам, которые озвучены выше. Стыдно за их потомков.

Один из ответственных министерских работников в Душанбе сказал мне, что главная проблема России - "имперский комплекс и имперские амбиции". Судя по заявлению Посольства Таджикистана в России, этот "имперский комплекс" становится очень востребованным, когда надо надавить с помощью России на оппонентов, но становится неприемлемым, когда надо получать инвестиционные потоки от тех же США, Китая и далее по списку.

Таджикистан заявил о своей независимости уже двадцать лет назад. Её никто не собирается оспаривать, но реальная независимость означает наличие твердой позиции, принципов внешней политики и элементарного самоуважения. Иначе собственный народ не поймет.

Татьяна Полоскова - доктор политических наук, член политбюро Международного движения "Интернациональная Россия"