Мусульманское сообщество республики обеспокоено коллизией: муфтий Татарстана Ильдус Фаизов объявил, что с этого времени он будет имамом главной соборной татарстанской мечети "Кул Шариф". Прежний имам мечети Рамиль Юнусов по указу Фаизова становится заместителем муфтия по этой мечети вместе с казыем (духовным судьей) центрального района Татарстана Сулейманом Зариповым. В ответ Юнусов пригрозил акциями протеста и начал сбор подписей в свою поддержку.

Как следует из пояснений муфтия, теперь Ильдус Фаизов намерен выступать с проповедями и проводить богослужения по праздничным дням, а его заместители - в ежедневном режиме, что вполне естественно для председателя Духовного управления мусульман. Однако именно личные богослужения муфтия по выходным вызвали наибольшее сопротивление бывшего имама, посчитавшего такой порядок покушением на доходы (по данным прихожан, плата за обряд никаха - мусульманского бракосочетания в "Кул Шариф" составляет от 16 тысяч рублей).

Стороны быстро перешли к обмену упреками, публикуемыми в местных СМИ. Как выяснилось, Рамиль Юнусов формально не имел свидетельства имама мечети "Кул Шариф", а сама мечеть по документам проходит как музейный комплекс в составе музея-заповедника "Казанский Кремль" и нигде не числится как храмовое учреждение.

При муфтии Ильдусе Фаизове между музеем-заповедником и Духовным управлением мусульман Татарстана был заключен договор (точно такой же, как был, например, заключен между музеем и Казанской епархией РПЦ по использованию стоящего в Казанском кремле Благовещенского собора). Однако Юнусов в документах всегда числился и продолжает числиться в качестве заместителя директора музея-заповедника по связям с общественными и религиозными организациями, т.е. является сугубо административным работником. Никаких документов, свидетельствующих о его положении как священнослужителя, у Юнусова не имеется.

Само же появление Рамиля Юнусова во главе мечети "Кул Шариф" связано с приходом на пост мэра Казани Ильсура Метшина в 2005 году: у Юнусова уже были с ним хорошие отношения во время работы в Нижнекамске (Ильсур Метшин в 1998-2005 годах был мэром Нижнекамска, а Юнусов занимал пост мухтасиба этого города в 2002-2005 годах).

Именно поддержкой Метшина, по мнению мусульманских аналитиков, обусловлено длительное пребывание Юнусова во главе соборной мечети Татарстана, несмотря на целую серию скандалов. В частности, в 2005 году во время открытия мечети им был прочитан намаз по салафитскому канону, что вызвало многочисленные вопросы в местных СМИ; в 2011 году им была дана положительная рекомендация на изданную книгу популярного в Саудовской Аравии ваххабитского проповедника Али бин Аби аль-Изза аль-Ханафи, наконец, в бытность его ректором нижнекамского медресе "Рисаля" (эту должность Юнусов занимал вплоть до 2011 года, хотя уже шесть лет жил и работал в Казани) среди преподавателей медресе значились люди, проходившие в конце 1990-х годов обучение в лагере Шамиля Басаева и Хаттаба в Чечне. В ходе проверок учебной литературы в медресе было обнаружено огромное количество ваххабитских учебников.

Тем не менее, экс-имам "Кул Шарифа" не намерен сдаваться. Как передает корреспондент ИА REGNUM, сегодня в мечети собрались около 200 сторонников Юнусова для сбора подписей в его поддержку, среди которых были замечены и националисты, и представители нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама. В частности, Айрат Шакиров, более известный как "шейх Умар", которому неоднократно выносились предостережения прокуратуры за распространение ваххабитской литературы (сам Юнусов в 1992-1997 годах также обучался в Саудовской Аравии).

Собравшиеся в мечети "Кул Шариф" выразили единодушную поддержку Юнусову, что позволило тому ультимативно передать начальнику Аппарата президента Татарстана Юрию Камалтынову свои условия. Согласно выдвинутым требованиям, за Юнусовым сохраняется место главного имама, а в мечети в качестве одного из имамов остается работать Рустам Зиннуров (при предыдущем муфтии Гусмане Исхакове он был казыем Казани).

Трудно сказать, чем закончится это противостояние - основные события могут произойти 6 апреля, поскольку в пятницу мечети республики традиционно переполнены. Следует лишь отметить, что за последние семь лет с момента открытия и начала работы главной мечети Татарстана она превратилась в своеобразный конвейер по сбору средств за мусульманские бракосочетания. Сейчас в "Кул Шариф" в день проводится от 20 никахов и выше. Таким образом, ежемесячный необлагаемый налогами доход от этой услуги (которая по идее должна быть совершенно бесплатной) составляет от 4 млн рублей. Это приличные деньги, за которые можно побороться.