Последние социологические исследования как среди эстонцев, так и среди представителей других проживающих в Эстонии народов свидетельствуют: существует высокая готовность эмигрировать из Эстонии. Так, каждый второй опрошенный житель Эстонии не исключает для себя такой возможности, а каждый четвертый предпринимает какие-то конкретные шаги в этом направлении. Об этом ИА REGNUM сегодня, 6 апреля, сообщили в Ассоциации национальных меньшинств Эстонии Эстонии со ссылкой на результаты последнего Мониторинга интеграции, опубликованные министерством культуры Эстонии и прокомментированные вице-спикером парламента Эстонии, членом правящей правой Реформистской партии Лайне Рандъярв. По мнению вице-спикера, особо обращает на себя внимание тот факт, что наибольшую готовность к эмиграции выражают две наиболее перспективные для общего потенциала Эстонии группы людей: так назваемые "хорошо интегрированные " и "владеющая эстонским языком, но критически настроенная по отношению к эстонской государственности молодежь".

Из исследования выявляется и противоположная тенденция - "слабо интегрированные" и "совсем не интегрированные" жители Эстонии выезжать никуда не собираются, и это скорее всего объясняется тем, что к данным группам относятся люди по большей части старшего поколения. Если подходить к данной проблеме объективно, считает Рандъярв, то описанные выше тенденции вполне объяснимы с точки зрения общего развития общества.

Так, наиболее активные и образованные люди легче адаптируются в любой среде и с той же целеустремленностью готовы искать для себя еще более благоприятные условия существования. И наиболее легка на подъем образованная молодежь, для которой открыт сегодня весь мир. Это происходит не только в Эстонии, но и во многих других странах, и это в общем и целом нормально.

Рандъярв уверена, что мотивы для отъезда, прежде всего, связаны с поиском работы, для русскоязычных сограждан также обусловлены слабыми социальными привязками к стране проживания. Он также считает, что поскольку среди желающих эмигрировать много и эстонцев, то фактор массовой эмиграции нельзя считать критерием успешной или неуспешной интеграции народов страны. Тем более, отмечает она, на сегодняшний день нет достоверных данных, сколько из проживших в течение 5-10 лет за рубежом в силу разных причин людей вернулись или собираются вернуться в Эстонию.

Вице-спикер парламента Эстонии не видит ничего страшного в массовой эмиграции молодежи: "Ничего плохого я не вижу том, чтобы наша молодежь открыла для себя другие страны, традиции, культурные различия, набралась бы знаний и опыта - чтобы затем вернуться к себе на родину с пониманием того, что "в гостях хорошо, а дома лучше".