Экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, совсем недавно ставший членом партии правящей коалиции "Процветающая Армения" (ППА), выступил в настоящий "крестовый поход" против власти, и, в частности, правительства республики, частью которого, кстати говоря, до сих пор является ППА. За последнюю неделю Осканян дважды выступил с резкой критикой деятельности правящей в Армении Республиканской партии (РПА) и исполнительной власти страны. При этом здравые доводы о том, что "Процветающая Армения" все эти годы состояла в этой самой власти, владела министерскими портфелями и участвовала в разработке и принятии различных законопроектов, Осканяном отметаются. Он называет коалиционное соглашение, подписанное лидером ППА Гагиком Царукяном формальностью, которая в преддверии парламентских выборов потеряла свое значение. Другие функционеры ППА комментируют героическую борьбу своего партийного коллеги весьма неохотно. Создается впечатление, что Осканяна специально бросили на баррикады против РПА в то время, как остальные члены ППА делают вид, что ничего особенного не происходит.

Надо отметить, что "Процветающая Армения" выбрала весьма удобную фигуру для озвучивания критических заявлений относительно экономической ситуации в стране, поскольку Осканян, будучи экс-главой МИД, ассоциируется у избирателей все больше с внешней политикой страны. Другое дело, что будучи министром в период правления Роберта Кочаряна, которого называют закулисным лидером ППА, Осканян не замечал, что кривая экономическая конструкция страны закладывалась как раз в этот период. Уже после ухода Кочаряна мировой экономический кризис весьма серьезно подкосил эту конструкцию, главным образом потому, что выстроена она была на зыбком фундаменте строительного сектора. Именно он задавал основной ритм роста армянской экономики пока не наступил кризис. Но доказывать это избирателю РПА не в состоянии, поскольку в любом случае несет ответственность за ситуацию в стране, а также за итоги министерской работы самого Осканяна, неожиданно ставшего оппозиционером. Что касается экономических познаний новоиспеченного оппозиционного оратора Осканяна, то стоит лишь напомнить одно из его нашумевших заявлений в бытность министром - "Армения может прожить в блокаде еще хоть сотню лет".

Итак, по мнению бывшего руководителя МИД Армении, правящая коалиция является "формальностью", поэтому вся ответственность за плачевную экономическую ситуацию в стране лежит исключительно на РПА. Объем ВВП Армении, по словам Осканяна, сегодня ниже, чем четыре года назад (когда президентом был избран Серж Саргсян - ред.), внешний долг растет и грозит превысить $4 млрд., граждан, попавших в категорию "бедных", стало на 500 тысяч больше, уровень жизни упал, возросла инфляция и т.д. и т.п.

Причина, констатирует экс-глава МИД, в плохой работе правительства, "демонстрирующего слабые возможности управления экономикой". В результате, "в течение 4-х лет не было реализовано ни одной из заявленных региональных и государственных программ", усилилось "сращение власти и бизнеса", появились "тенденция централизации экономики и опасные процессы перераспределения собственности", налоговое бремя было возложено, в основном, на малый и средний бизнес, что негативно сказалось на экономическом росте страны.

По Осканяну, исправить ситуацию можно: "для этого необходимо посредством свободных и справедливых выборов сформировать новое правительство, в состав которого войдут профессионалы, способные делать правильные прогнозы, имеющие креативный подход для реализации крупных программ и такой запас общественного содействия, который позволит провести в жизнь даже самые глубокие реформы".

Предвыборный популизм Осканяна вызвал резкий отпор со стороны ведущих лиц РПА. Вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов назвал их образцом "беспредельной политической демагогии", а зампред правящей партии Галуст Саакян прозрачно намекнул, что, во-первых, "Процветающая Армения", как коалиционная партия, несет на себе свою долю ответственности за всё происходящее, во-вторых, данная политическая сила могла бы и выйти из коалиции, покинув положенные ей по квоте министерские и губернаторские посты, если разделяет мнение своего новоиспеченного члена о том, что всё обстоит столь плачевно.

Осканяну также припомнили, что в бытность главой МИД (2000-2008 гг.) он не раз выступал с весьма неоднозначными заявлениями по краеугольным вопросам внешней политики - отношениям с Турцией и проблеме карабахского урегулирования. Симптоматично, что практически все его заявления становились предметом критики. В таких случаях министр начинал трактовать и интерпретировать свои высказывания, представляя их в качестве "размышлений политолога". Кстати, высказавшись относительно "формального характера" правящей коалиции, Осканян и на сей раз заявил, что его слова были "не политическими, а носили характер политологического анализа". И на этом основании критику в свой адрес назвал "смешной": "мысли, озвученные в ответ на мои заявления о проведении свободных и справедливых выбор, мол, и я был в составе прежних властей и не имею права критиковать фальсификации, просто смешны", - написал он на своей странице в социальной сети Facebook.

На самом деле, никто его за стремление к свободным и справедливым выборам, разумеется, не критиковал, да и вообще ничего смешного во всей этой ситуации нет, всё достаточно серьезно. Проблема в том, что Вардан Осканян никогда не являлся самостоятельным (и самодостаточным) политиком, да и политиком вообще. Он всегда был лишь исполнителем - и в бытность свою замминистра иностранных дел в годы правления первого президента Левона Тер-Петросяна, и в период нахождения на посту главы МИД при втором президенте Роберте Кочаряне. Именно в таком качестве Осканян выступал и выступает с теми или иными "политологическими размышлениями". Спорные заявления на деле - попытки зондажа общественного мнения страны, позиций региональных и внерегиональных сил. И в этом смысле Осканяна можно сравнить с Владимиром Жириновским. Однако у Жириновского, как политика, не являющегося представителем исполнительной власти, такое право имеется, а у Осканяна его по определению быть не могло и не может. Действия экс-министра и члена одной из правящих партий являются ничем иным как профанацией.

По идее, в случае несогласия с Осканяном, его должны были осудить, в первую очередь, не представители РПА, а однопартийцы из "Процветающей Армении", в частности, председатель партии, олигарх Гагик Царукян, который, как свидетельствует Осканян, подписывал формальные бумажки и получал за это настоящие министерские портфели без какой-либо ответственности за будущие решения своих же министров. Но Царукян молчит, и создаётся впечатление, что его молчание является знаком согласия, то есть он разделяет мнение о том, что вместе со своей политической силой состоял в "формальной коалиции" и поэтому не должен нести свою долю ответственности за состояние дел в стране. Между тем, в коалиции власти ППА состоит вот уже почти 10 лет. И получается, что всё это время она никакой роли в жизни страны не играла, будучи "задавлена" "доминирующей ролью" РПА?

Есть два ключевых обстоятельства. Первое - "мы претендуем на победу на выборах, мы сформируем правительство", - говорит Осканян. И второе - это то, что все политические игроки прекрасно понимают, кто они, эти самые "мы". "Процветающая Армения" была создана в 2005 году под патронажем тогдашнего президента Роберта Кочаряна, по его же инициативе была включена в правящую коалицию. Её пребывание во власти до настоящего времени - инерция решений того периода (впрочем, как и структурные недостатки в экономической сфере, отмечаемые Осканяном, во многом являются следствием экономической политики тех лет, например - возникшего на строительном рынке "пузыря", обрушившего сферу и сопредельные отрасли в период кризиса). Кстати, Осканян, ближайший человек из окружения Кочаряна, был принят в ППА в ускоренном порядке и моментально занял второе место в ее пропорциональном списке. И это уже пример того, что ППА не является политической силой, а лишь инструментом для решения конкретных задач конкретного человека или группы людей, объединенных общими экономическими интересами. В частности, в Армении муссируется информация о тесной кооперации между Гагиком Царукяном и сыном Роберта Кочаряна - Седраком. Сегодня задачей этой группы, очевидно, является смена власти, а точнее - возвращение к руководству страной экс-президента Кочаряна. Ни в каком ином случае Вардан Осканян не стал бы озвучивать свои "политологические размышления", а Гагик Царукян (как и любой олигарх, персонаж достаточно уязвимый) - молчаливо с ними соглашаться.

При этом, за словами Осканяна и молчанием Царукяна уже начинают следовать вполне конкретные действия, подрывающие саму основу коалиционного партнерства. На днях три оппозиционные силы - партия "Наследие", Армянский национальный конгресс и Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн" вместе с "Процветающей Арменией" подписали соглашение о создании совместной структуры (штаба) для контроля за проведением выборов. РПА в этом соглашении не участвует, поскольку ясно, что именно против неё эта договоренность и направлена. Уже упомянутый Галуст Саакян сказал в этой связи, что у него создалось впечатление, "будто политические силы формируют временное правительство". Надо бы добавить, что в этом "правительстве" правящей партии места не нашлось.

Правда, некоторые местные наблюдатели не исключают, что таким образом РПА, используя футбольную терминологию, "создала искусственный офсайд", чтобы, наконец, вывести ППА из поля власти, лишить её в преддверии выборов ресурса, которым она обладает, благодаря участию в коалиции. Однако ППА о выходе из коалиции не заикается. Даже учитывая всю ее формальность, представители Царукяна-Кочаряна весьма крепко схватились за свои министерские портфели. Официальных предложений такого рода со стороны РПА тоже не звучит. Ответ был дан, но вышел несоразмерным и, честно говоря, совершенно глупым: спикер Самвел Никоян заявил, что при нем будет создан консультативный орган с аналогичной целью - контролировать ход выборов. Ну и пусть контролирует!

Двойственную позицию РПА можно понять. Точно зная, что за действиями ППА, высказываниями Осканяна и смутными обещаниями Царукяна прояснить ситуацию "на следующем уроке" стоит Роберт Кочарян, правящая сила не может определиться, как поступить в подобной ситуации. Прямо критиковать экс-президента республиканцы не могут уже хотя бы потому, что формально Кочарян отношения к ППА не имеет, а также не делает никаких публичных заявлений, что могло бы стать поводом для критики. К тому же молчит и президент Серж Саргсян, что само по себе является основным сдерживающим фактором.

Таким образом, менее чем за месяц до выборов борьба, от результатов которой в очень большой степени зависит будущий расклад политических сил страны, приобретает подковерный характер. Пока это на руку "Процветающей Армении", которая имеет возможность на уровне лиц типа Осканяна усиливать критику власти, завоёвывая симпатии протестного электората. Заметим, есть мнение, будто это носит спланированный характер: в результате, мол, ППА отберет голоса у реальной оппозиции, а затем, уже в новом парламенте, вновь сольётся с РПА в коалиционном экстазе. Такая перспектива, однако, представляется маловероятной. Сторонники этой идеи не учитывают, что о намерении идти на выборы самостоятельно, вне коалиционного формата, ППА открыто заявила уже достаточно давно, около года назад, когда само существование коалиции ни у кого сомнений не вызывало. Не подтверждают такое мнение и начавшиеся жесткие (со стрельбой) столкновения кандидатов от РПА и ППА в мажоритарных округах. Поэтому реальной интригой предстоящих 6 мая парламентских выборов, скорее всего, станет действительное противостояние недавних партнеров. А дальнейшее развитие событий, как уже не раз отмечалось, будет зависеть от количества полученных фаворитами избирательной кампании депутатских мандатов.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)