Несмотря на оптимистическую риторику латвийских властей, некоторые представители местного истеблишмента начинают указывать на вещи, явно не укладывающиеся в концепцию "преодоленного кризиса". Например, на серьезно назревшую проблему коммунальных долгов - из-за которой значительная часть латвийского населения в будущем может лишиться доступа к элементарным бытовым благам.

По шею в долгах

Недавно на эту тему высказалась экс-глава Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ), ныне председатель правления компании Olainfarm Валентина Андреева. С ее слов, ситуация с долгами жителей Латвии за отопление просто катастрофическая, поскольку многие не в силах оплачивать счета. За возможность проживания в более-менее сносных температурных условиях горожанам приходится рассчитываться за тепло по ставке от 0,5 до 1,5 лата за квадратный метр. А ведь к этим платежам нужно добавить еще и счета за газ и электричество. Более того, по мнению В. Андреевой, совершенно ясно, что эти долги выплачены не будут - а их списание тоже не решит вопроса. Добавив, что тарифы на природный газ будут только расти, Андреева подчеркнула: "Я думаю, скоро придет время, когда правительству придется активно участвовать в решении данной проблемы. Когда я работала в КРОУ, я не видела этого решения, не вижу его и сейчас. Если мы поднимаем акцизный налог, то не стоит удивляться, что цены растут вверх, как пирамида".

Ранее, выступая по телевидению, в программе "900 секунд", В. Андреева заявляла, что тарифы на газ и электричество в Латвии не отвечают покупательной способности населения. И в дальнейшем издержки не снизятся, а лишь продолжат расти, потому что дорожают нефтепродукты. Опыт последних лет показал, что расходы на отопление повышает и высокий НДС, и прочие расходы. И если тенденция к снижению доходов жителей останется в силе, то проблема долгов за отопление станет только углубляться. Примерно о том же заявлял председатель Латвийского союза самоуправлений (ЛСС) Андрис Яунслейнис, проинформировавший президента страны Андриса Берзиньша о неутешительной ситуации с коммунальными долгами. По данным Яунслейниса, еще в 2010 году долги населения за тепло составляли только 25,5 млн. латов. В ближайшее же время, по расчетам ЛСС, в конце текущего отопительного сезона сумма долгов обитателей Латвии за отопление может составить 40 млн. латов. То есть, выходит, что за два года совокупная задолженность латвийцев за отопление почти удвоится. В целом, не менее 40 процентов латвийцев периодически имеют долги такого рода. Только 10 млн. латов к настоящему моменту задолжали одни лишь жители Риги. Кстати, упомянутые цифры представляют собой объем долга домоуправлений отапливающим предприятиям - тогда как сосчитать, сколько должны жильцы домоуправлениям, практически невозможно. Нередки ситуации, когда управляющие платят поставщикам услуг за отопление из сумм, предназначенных на другие нужды. Но предприятия Latvenergo, Lattelecom, Latvijas gāze, вкупе с многочисленными муниципальными теплосетями и водоканалами не согласны субсидировать латвийцев. Они реализуют очень простую политику: хочешь получать услуги - плати, а если не платишь - не получай услуги.

Перед началом нынешнего сезона в муниципалитетах всерьез заговорили о возможных сложностях с подключением к отоплению домов с большим количеством должников. Это посеяло рознь между самими же жильцами. Собственники, старательно оплачивающие коммунальные услуги, обижаются на соседей-должников: "Из-за них скоро останемся без тепла и воды". Неплатежеспособные жильцы отбиваются: "Мы бы заплатили за услуги, но откуда безработному взять денег?"

При этом, ситуация, когда должникам "обрубают" канализацию, воду и отопление стала достаточно обыденной в республике. Например, в Баложи (Кекавский край) коммунальное предприятие Baložu komunālā saimniecība отключает канализацию в квартирах, где имеется задолженность по коммунальным счетам. Тамошние коммунальщики выступают с утешительными заявлениями: дескать, для других квартировладельцев эти меры не создадут трудностей, поскольку канализация отключается для индивидуальных квартир-должников. Кстати, восстановление подключения к канализации стоит 425 латов, которые должник тоже еще должен где-то найти - помимо основной суммы, необходимой для погашения долга.

В свою очередь, предприятие Jelgavas ūdens за долг в размере 3000 латов в Елгаве отключило холодную воду во всем здании, находящемся по адресу Марас, 1. Все жители этого дома оказались закоренелыми должниками - например, в одной из квартир долг за воду разросся до 2000 латов. Относительно незамеченной широкой общественностью оказалась эпопея, развернувшаяся в латгальском городке Малта. Там еще в прошлом году без горячей воды остались все дома, поскольку общий долг жителей превысил 50 000 латов. В том числе долг за отопление составил 23 000 латов - поэтому тамошнее муниципальное предприятие Maltas dzīvokļu komunālās saimniecības uzņēmums было вынуждено отключить воду и подавать ее только два раза в месяц. Правда, в случае с Малтой речь идет о совсем крохотном городишке. Однако, даже и в соседнем и достаточно крупном Даугавпилсе совокупный долг за отопление уже превысил 2 миллиона латов.

Кому решать проблему коммунальных долгов?

Наиболее злостных неплательщиков выселяют. Вот, например, типичная история одного из таких "выселенцев", рассказанная корреспонденту ИА REGNUM жителем Даугавпилса пенсионером Игорем Василевским: "Мой трудовой стаж - 42 года. Но Латвия засчитала мне только десять из них, отработанных на ее территории и этот факт послужил причиной моего обращения в Страсбургский суд. Рассмотрение моего дела европейским судом идет уже много лет, тянется переписка между Страсбургом и Латвией, но пока что конца-краю этому не видать... Боюсь, что и на российскую пенсию я не очень-то могу рассчитывать, ибо во времена СССР трудился за пределами Российской Федерации. Естественно, пенсию мне насчитали микроскопическую, а выселение стало прямым следствием этого. Средств к дополнительному заработку, фактически, не осталось. Никто из потенциальных работодателей не желает связываться со мною в силу возраста - предпочитают брать более молодых. В итоге, по предложению судебного исполнителя я вынужден был очистить квартиру. То жилище, которое мне предложили в социальном доме для малоимущих, не удовлетворяет меня по многим причинам: комната с голыми стенами, отсутствие нормальной кухни и умывальника, один туалет на весь коридор, грязь..."

Беда И. Василевского оказалась в тотальном отсутствии денег - ведь, возможно, ему и не пришлось бы выплачивать задолженности в полном объеме. Потому что, по мнению причастных лиц, рост объема коммунальных долгов открывает обширные просторы для коррупции. Если у должника все же находятся какие-то деньги, то зачастую выгодней оказывается сэкономить за счет продажности коммунальных служащих, нежели выплачивать долги в полном объеме. Об этом свидетельствует скандал с привлечением Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, разгоревшийся в прошлом году вокруг рижского муниципального предприятия Rīgas namu pārvaldnieks. Его руководство обвинили в создании криминальной схемы: за 25 процентов отката чиновники списывали многотысячные коммунальные платежи должников по квартплате, распределяя их между честно платящими жильцами многоэтажных домов. Недавно двое сотрудников этого предприятия были оштрафованы за подобные действия на пять минимальных зарплат. Якобы, подобная практика имеет место на разных коммунальных предприятиях латвийских самоуправлений - другое дело что, по мнению изобличителей, за руку ловят немногих.

Так кто же должен решать проблему неподъемных коммунальных долгов, накопившихся у населения? По мнению той же В. Андреевой, правительству необходимо будет подумать о снижении налогов. Впрочем, как она считает, основная забота лежит здесь не на центральной власти: "Необходимо поработать самоуправлениям. Не считаю, что борьба с долгами является задачей комиссии-регулятора". Подобная точка зрения вызывает решительное несогласие у самих муниципальных чиновников. Например, руководитель предприятия даугавпилсских Теплосетей Марис Лаудиньш подчеркивает, что в этой ситуации государство старается слишком много проблем переложить на плечи муниципалитетов: "Государство тоже может помочь. Например, не применять ставку акцизного налога на отопление для малоимущих. Об этом просили мы и Латвийский союз самоуправлений". В беседе с корреспондентом ИА REGNUM М. Лаудиньш указал: "Нередко жители, ругающие нас за слишком высокие, по их мнению, цены на тепло, даже не задумываются, что мы сами кругом зависимы от внешних поставщиков. Их влияние на нас можно пытаться снизить, но, в любом случае, невозможно убрать совсем. До 80 процентов нашего утвержденного тарифа составляет цена на энергоресурсы: газ, электричество, вода, древесные гранулы. И лишь 20 процентов - расходы на производство, доставку, наши зарплаты и т.д. А с учетом того, что в течение последнего времени очень возросли цены и на возобновляемые ресурсы, вы должны понимать, что наши же цены зависят от нас лишь в относительно небольшой степени".

В поисках выхода

Вплоть до нынешнего момента министерства экономики и по делам самоуправлений так и не пришли к удовлетворяющему обе стороны решению проблемы. А это значит, что неразрешимый ком противоречий будет накапливаться и может обрушиться на большую часть латвийского населения. Тем более, что пока что именно рядового потребителя государство стремится сделать в этой ситуации "крайним". Например, министр экономики Даниэл Павлютс предложил для решения проблемы долгов подавать в суд на неплательщиков - в тех случаях, если квартирный счет не оплачивается три месяца. По информации Павлютса, в настоящее время типичный объем долга составляет 5-8 месяцев. Ранее судебных процессов против неплательщиков было не очень много - в силу их продолжительности, дороговизны и сложности. К тому же, решение районного суда всегда можно обжаловать или затянуть процесс каким-то иным образом. Естественно, за это время долги за неоплаченные коммунальные услуги лишь накапливаются. Так что, если упростить и стандартизировать процедуру судебных разбирательств с неплательщиками, то это, по мнению чиновников, сможет существенно помочь с решением проблемы. Списание же задолженностей нецелесообразно, так как еще более ухудшит платежную дисциплину. К такому выводу минувшей осенью пришла на первом же своем заседании рабочая группа под эгидой Министерства финансов, специально созданная для работы над проблемой коммунальных долгов. По мнению ее членов, если потребители поймут, что при прошествии известного времени долги могут быть списаны, исчезнет вообще всякая заинтересованность платить за отопление.

Заодно, подкомиссия Сейма по жилищным вопросам приступила к разработке изменений в законодательстве, предусматривающих, что впредь жилье в Латвии нельзя будет продать, не выплатив прежде коммунальных долгов. Если эти изменения окажутся приняты, то в будущем перед регистрацией любых изменений в Земельной книге владелец собственности обязан будет представить справку от управляющего домом об отсутствии коммунальных задолженностей. В настоящее же время нередки ситуации, когда владелец продает квартиру с большими долгами - и их вынуждены платить соседи.

Сейчас политики, хозяева зданий и управляющие домами запугивают жильцов: дескать, если долги будут по-прежнему расти, то в следующем отопительном сезоне начнутся огромные перебои с поставками тепла. А это может негативно сказаться на состоянии домов и привести к порче их конструкций - в чем, естественно, жильцы не заинтересованы. Поэтому, надобно из кожи вон вылезти, изворачиваться как угодно, но платить коммунальные - и, желательно, вовремя. До известной степени такая политика действует: например, в конце прошлого отопительного сезона долги жителей достигли 40 млн. латов, а минувшей осенью они сократились до 17 миллионов. Однако, понятно, что уровень кошелька рядового потребителя не беспределен.

Ситуация осложняется тем, что общей методики начисления платы за отопление в стране не существует. Поэтому людям нередко бывает довольно трудно осознать значение цифр, стоящих в квартирном счете, и толком понять, почему и за что они платят. В связи с этим, издание Neatkarīgā приводит следующие цифры: в ноябре 2011 года, когда еще было сравнительно тепло, в рижском микрорайоне Ильгюциемс за отопление квартиры площадью 53,5 кв.м. жильцы одного из домов уплатили всего 22 лата - или по 43 сантима за кв.м. А в январе плата удвоилась и составила 46 латов, или уже по 88 сантимов за "квадрат". Где логика, задаются вопросом обитатели этого дома? Особенно если сравнить с соседним домом на той же улице - где за отопление квартиры площадью 85 кв.м. жильцы в ноябре уплатили 57,43 лата (73 сантима за кв.м), а в январе уже 105 латов - то есть по 1,34 лата за кв.м.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM депутат Сейма Алексей Лоскутов ("Единство") прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: "Проблема коммунальных долгов, несомненно, является одной из наиболее болезненных для нашего населения. Самое главное, не совсем ясны пути к ее полному разрешению. Вот сейчас предлагается отдавать под суд неплательщиков, задолжавших только за три месяца - честно говоря, я сомневаюсь в эффективности этой меры. Ведь в таком случае репрессии могут обрушиться не только на злостных неплательщиков, но и на вполне добросовестных людей, переживающих временные трудности. Что касается разрабатываемых положений о запрете жилья, отягощенного долгами, то они, на мой взгляд, могут оказаться вполне полезными. Главное, качественно довести до ума данный нормативный акт - чтобы он приносил как можно меньше неудобств населению. Например, прописать в нем, чтобы за коммунальные долги мог рассчитываться не только нынешний владелец жилья, но и покупатель. А вообще, конечно, кардинально решить вопрос долгов можно будет лишь с подъемом общего благосостояния жителей Латвии. На данном же этапе важно, чтобы хотя бы количество жильцов, выселяемых за долги, не оказалось бы чересчур чрезмерным".