Лидер Партии социалистов Молдавии, депутат парламента Игорь Додон 11 марта на пресс-конференции в Кишиневе заявил, что считает федерализацию республики единственным мирным вариантом присоединения Приднестровья к Молдавии. При этом Додон предлагает отказать Гагаузии в повышении статуса до субъекта федерации, и оставить ей нынешний статус автономии, в то время как власти Гагаузии неоднократно заявляли, что в случае федерализации Молдавии будут настаивать на получении статуса не ниже, чем у Приднестровья. Заявления Игоря Додона прокомментировал 12 апреля для ИА REGNUM председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Молдавии Иван Бургуджи.

Я бы предложил господину Додону и возглавляемой им Партии социалистов Молдавии быть более осторожными в своих высказываниях и оценках, а также последовательными и вникнуть в нормы действующего законодательства Республики Молдова более внимательно и скрупулезнее изучить их.

С точки зрения действующего законодательства Республики Молдова у Приднестровья, как и у Гагаузии, уже имеются особые статусы и "важные права", которые прописаны в законах Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 года и "Об особом правовом статусе Приднестровья" от 22 июля 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению - прим. ИА REGNUM).

Если на взгляд господина Додона, статус Приднестровья, определенный в законе Республики Молдова от 22 июля 2005 года, нуждается в изменениях, а статус Гагаузии не нуждается в подобных изменениях, то он, в этом случае, никоим образом, не должен забывать два момента:

1) Изменения и отмена данных законов могут быть произведены только лишь голосами 3/5 избранных депутатов парламента Республики Молдова, т.е. голосами 61 депутата, и их еще надо будет найти, учитывая тот факт с каким трудом, ныне был избран президент страны.

2) Если статус Республики Молдова, как независимого государства, изменится с унитарного на федеративный, то народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение, которым он в обязательном порядке воспользуется.

Поэтому господин Додон должен раз и навсегда понять и осознать тот факт, что Республика Молдова может сохраниться в качестве единого, суверенного и независимого государства только в том случае, если Гагаузия, Приднестровье и собственно Республика Молдова будут иметь права равноправных субъектов Федеративной Республики Молдова. И это в случае, если на то будет согласие и добрая воля народа Приднестровья, уже, как известно, выразившего свою волю на прошедшем плебисците в сентябре 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM).

Народ Гагаузии не согласится и не позволит, чтобы ущемлялись его права и полномочия, чтобы кто-либо безнаказанно посягал на коллективные права нашего народа на самоопределение.