В интервью газете Lietuvos rytas глава министерства транспорта Литвы либерал Элигиюс Масюлис, сегодня, 13 апреля, заявил: перемен в Белоруссии нужно добиваться так, чтобы не пострадала экономика Литвы - министр транспорта Литвы.

"Такую позицию Масюлис занят после того, как в российском ИА REGNUM было опубликовано интервью посла Белоруссии в Владимира Дражина. В беседе с корреспондентом агентства дипломат предупредил, что, поддерживая санкции ЕС в отношении Минска, Литва рискует понести миллиардные убытки. Потому что могут быть прекращены перевозки белорусских грузов через Клайпедский порт", сообщает издание.

"Перемен в Белоруссии нужно добиваться другими путями, а не мерами, которые направлены против экономик стран ЕС. Не следует путать добрые экономические отношения с политическим подходом. Литва, на мой взгляд, не должна пассивно наблюдать за тем, что создается в брюссельских кабинетах, а активно объяснять всю ситуацию. ЕС, как мне кажется, относится к этой проблеме поверхностно", - приводит газета слова Масюлиса.

По его словам, потеря белорусских грузов причинила бы большой ущерб.

"Мы победили в конкурентной борьбе с Латвией за эти грузы, поэтому удобрения и сельхозтехнику белорусы везут через Клайпеду. Это приносит большие доходы нашему государству. Например, из 36,6 млн тонн грузов в Клайпедском порту около 5 млн. составляли белорусские удобрения. Компенсировать потери другими грузами за короткое время было бы невозможно. Если мы потеряем минские заказы, белорусские грузы пойдут через Россию, через Черное море", - объяснил лидер Либерального движения.

МИД Литвы, по информации новостного сетевого издания Delfi.lt, назвал интервью "тенденциозным и некорректным" и напомнил, что Литва выступает с солидарных с остальными членами Евросоюза позицией.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM представитель МИД Литвы Миндаугас Лашас отметил, что "Литва поддерживает точечные санкции ЕС, направленные против конкретных лиц из окружения белорусского президента и принадлежащих им фирм".

На вопрос ИА REGNUM "не напоминает ли ситуация фантасмагорию, когда мощнейшая и авторитетнейшая мировая международная организация - Европейский Союз, - начинает борьбу против конкретных лиц и им принадлежащих компаний отдельно взятого государства, к тому же - не члена ЕС", Миндаугас Лашас не ответил, сославшись на единое и солидарное решение стран-членов ЕС. Без ответа остался и вопрос, прозвучавший в интервью белорусского посла - реально ли требовать от Брюсселя компенсации за возможные потери литовской экономики в размере 7 млрд литов?

Любопытно, что примерно 85% комментаторов информационных интернет-порталов поддерживают позицию белорусской стороны и считают, что Литва прежде должна блюсти свои интересы, а лишь потом мгновенно выполнять команды Брюсселя. В связи с этим фактом от ИА REGNUM прозвучал еще один вопрос: "как аналитические центры МИД Литвы оценивают реакцию простых граждан на интервью посла Владимира Дражина?". Миндаугас Лашас, официальный представитель литовского внешнеполитического ведомства, ограничился комментарием, суть которого свелась к утверждению, что каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на личное мнение, но МИД не обязан к таким мнениям прислушиваться.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Чрезвычайный и полномочный посол Белоруссии в Литве Владимир Дражин считает, что Литва понимает последствия санкций для своей экономики.

Если Европейский Союз пойдет по пути отрицания белорусских товаров на зарубежных рынках, как это может случиться, то Белоруссия будет вынуждена принимать адекватные меры. Если отрицаются все 38% белорусского экспорта, то, отрицая всю гамму продукции и транзит только в направлении Литвы, одного из членов Евросоюза, потери могут составить 2 млрд. евро. Кто их возместит Литве?

Начнут простаивать высокотехнологичные мощности в порту. Высвободится примерно 4 500 работников Клайпедского порта и сочлененных с ним предприятий. Железная дорога сократит примерно 3 500 рабочих мест. По приблизительным подсчетам всего в Литве армия безработных вырастет на 12 000. А это уже проблема национального масштаба.

Вот цена вопроса, и литовские политики должны над этой ценой задуматься. Вы, наверное, слышали, что Белоруссии уже приходится переориентировать грузы из портов Латвии. Для латвийской экономики это нанесет колоссальный ущерб - до 3 млрд. долларов.

В Литве любят говорить: "мы и ЕС", "мы поддерживаем общую позицию ЕС". Хочу заметить: если Европейский Союз будет возмещать потери литовской экономики - тогда отчего бы и не быть с ним солидарным? Но вряд ли в нынешних финансово-экономических тисках, когда идет речь о сокращении помощи Литве со стороны Брюсселя на 14%, ЕС согласится на такой шаг.