ИА REGNUM беседует с профессором Арвидом Баршевским - ректором Даугавпилсского университета (ДУ), академиком Латвийской академии наук, членом президентского совета по стратегическому развитию - о возможных путях развития Латвии в ближайшем будущем.

ИА REGNUM: Поскольку вы возглавляете крупнейший латгальский вуз, в начале разговора закономерно было бы поинтересоваться вашим мнением об этом регионе. Отвечает ли реальности стереотип об исключительной отсталости и нищете Латгалии?

А вы знаете, я не согласен со всеми этими постоянными разговорами насчет исключительной отсталости Латгалии! Это действительно не более чем стереотип, распространяемый рижскими СМИ, которые пишут о нас либо плохо, либо ничего. Также, тут приложили руку некоторые местные политики, надеющиеся под это дело "выбить" дополнительные деньги: дескать, подайте нам, таким сирым и убогим... Вы знаете, мне приходится много ездить по Латвии - не только в качестве ректора, но и как обычному ученому-биологу. То есть, жизнь в государстве я знаю не по прочитанному и услышанному, а по собственным наблюдениям. Так вот, в силу увиденного я выступаю против каких-то отдельных "программ развития Латгалии" - поскольку считаю, что развивать следует всю страну за пределами Рижской агломерации. В латвийской "глубинке" повсюду много проблем. Например, в некоторых районах Курземе ситуация ничуть не лучше, чем в Латгалии: такие же обезлюдевшие районы, заброшенные хутора и т.д.

ИА REGNUM: Вопрос, понятное дело, прозвучит смешно и наивно, но тем не менее: могли бы вы озвучить какую-то рекомендацию по подъему латвийских регионов?

Для начала я бы посоветовал проследить распределение денег, получаемых Латвией из европейских структурных фондов - окажется, что около 80% этих средств оседают в столице. И лишь оставшиеся крохи достаются прочим регионам. Так, может быть, сделаем элементарную вещь: разделим поступающие из ЕС деньги на пять равных частей, по общему числу латвийских регионов, включая столичный? Это сразу бы обеспечило мощное развитие наших территорий, не имеющих счастья находиться рядом с Ригой. Другое дело, что с такой идеей сейчас не согласится ни одно министерство...

ИА REGNUM: Но если бы удалось добиться более справедливого распределения ресурсов, то на что следовало бы потратить деньги в первую очередь?

Естественно, нужно вкладывать в инфраструктуру: начиная с тех же дорог, которые во многих местах уже попросту разваливаются, и заканчивая современными наукоемкими производствами. И да, разумеется, нужно финансировать образование - потому что оно является фундаментом всякого государственного и общественного развития. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в высшем образовании, меня не очень радует. Так, сейчас обсуждается возможность целиком перевести его на платную основу - я категорически против этого. Подобная мера привела бы к тому, что многие талантливые дети не смогли бы учиться по недостатку средств. Опять же, молодежь из региональных вузов отхлынула бы в столицу: только из-за того, что там больше шансов найти какую-то работу. Правда, инициаторы предложения о полностью платном высшем образовании считают, что студенты могли бы оплачивать свою учебу за счет кредитов - которые потом будут взиматься лишь в том случае, если твоя зарплата превышает, допустим, 240 латов. Но это привело бы лишь к увеличению сектора теневой экономики - когда появится большое количество людей, заинтересованных получать зарплату в "конвертах". Кстати, и нынешняя система начисления стипендий, при которой из всей группы ее получают лишь несколько учащихся, показывающих наилучшие результаты, меня не устраивает. Потому что в ней изначально заложен несправедливый принцип - даже если все студенты в группе из кожи вон будут лезть от усердия, "стипуху" получат лишь немногие. Уж справедливей было бы разделить нынешние стипендии, составляющие 75 латов, надвое и распределить их на вполовину большое число людей! Или просто повысить количество стипендиатов...

ИА REGNUM: Но, наверное, тут нельзя не учитывать фактор экономического кризиса. Все же в распоряжении государства сейчас не так много денег...

Да, конечно, кризис дает о себе знать. Но на самом деле, вообще-то, деньги у государства имеются. В настоящее время Госкасса располагает средствами, эквивалентными примерно трети годового бюджета страны - уровень сбора налогов ведь сейчас не оставляет желать лучшего... Но тут уже государство само не является полностью властным, будучи в значительной степени зависимым от европейских директив. Как известно, в 2014 году мы намереваемся войти в зону евро. Этот стратегический шаг, как известно, нынче служит поводом для ожесточенных споров. Одни доказывают, что еврозона может вскоре развалиться, другие ссылаются на пример соседней Эстонии, которая после вхождения туда стала получать гораздо больше инвестиций. Но проблема заключается не в этом. А в том, что пока мы туда еще не вступили, нам приходится соблюдать все эти Маастрихтские критерии, согласно которым бюджетный дефицит должен удерживаться в минимальных пределах. Следовательно, в течение ближайшей пары лет государство не сможет добавлять денег на многие важные отрасли - по крайней мере, в таких количествах, в каких хотелось бы нам.

ИА REGNUM: Кстати, а насколько успешно ваш собственный вуз существует в нынешних условиях?

Сейчас ситуация в государственных вузах в значительной степени зависит от уровня компетентности руководства самих университетов. Например, у нас в ДУ дела обстоят совсем даже неплохо, среди латвийских вузов мы стабильно входим в число лидеров. Недаром, наша история, в общем и целом, насчитывает не менее девяноста лет. У нас еще с досоветских и советских времен оказался заложен очень хороший фундамент. В свое время я, закончив наш вуз в 1989 году, без всяких проблем поступил на аспирантуру в МГУ. Так вот, традиции тех времен в ДУ удалось сохранить. К тому же, нынче наш университет, фактически, стал одним из градообразующих предприятий, давая работу массе людей. У нас заключены договора на 23 миллиона с разными организациями, за счет удачной проектной деятельности проведено основательное обновление материально-технической базы, не ослабевает поток поступающих на учебу. Чтобы учиться у нас приезжают люди не только со всей Латгалии, но даже из других латвийских регионов - того же Курземе. Количество поступающих стабильно растет - в этом учебном году к нам присоединилось восемьсот новых учащихся. Это на сто человек больше, чем годом раньше. Впрочем, к нам тянутся не только будущие студенты, но и уже состоявшиеся ученые, в том числе из-за границы. Например, на нашем биологическом факультете трудятся два доктора наук из Иркутской области. Людей привлекает высокое качество преподавания в ДУ и возможность работать на сверхсовременной аппаратуре. Но наш пример, конечно, не является всеобъемлющим - помогать образовательным учреждениям государство должно в любом случае.

ИА REGNUM: Сейчас многие любят говорить о том, что для полного преодоления кризиса у Латвии должна появиться, выражаясь символически, собственная Nokia. Согласны с такой постановкой вопроса?

Ну, я бы не стал формулировать проблему именно таким образом. Во-первых, еще вопрос: сможет ли действительно у нас появиться эта Nokia... Разумеется, многие страны сейчас делают ставку на развитие наукоемких производств. Однако, для этого нужны подготовленные кадры - а количество ученых в Латвии в настоящее время не такое уж большое. Более того, если обратиться к статистике, то латвийская наука находится на одном из последних мест в ЕС по уровню финансирования. Опять же, ни в одной европейской стране, в отличие от нас, не было сокращений финансирования высшего образования, составляющих до 60 процентов. Англичане вышли на 40 процентов - так улицы их городов покрылись демонстрациями протестующих студентов. Однако, в большинстве государств старались сохранить уровень расходов на науку и образование: среди прочего эти деньги выполняли и социальную функцию. Все правильно, лучше уж платить стипендию студенту, нежели пособие безработному. Так что, и нам в первую очередь нужно подумать о восстановлении нашей научно-образовательной отрасли. Но тут уже многое зависит от политической воли партий, которые нами правят. Сам я, правда, беспартийный. И это принципиалный момент - я считаю, что ректор университета должен стоять в стороне от политических схваток.

ИА REGNUM: Но ведь, в любом случае, будущее за развитием наукоемких производств, не так ли? Вот, например, существует предложение создать в Латвии мощный Университет науки, который сможет обеспечить прорыв страны в инновационной сфере. А как вы оцениваете данный проект?

Отрицательно. Кто-нибудь удосужился посчитать, в какие суммы нам встанет содержание этого Университета науки? Неужели мы бросим огромные средства на создание монстра, которого сами же не сможем потом содержать? Ведь по предварительным прикидкам на это может уйти до трети латвийского госбюджета! Целесообразней было бы работать над усовершенствованием уже имеющейся системы науки и высшего образования, без необходимости все кардинально перекраивать. И, кроме того, неплохо начать готовить такие научные кадры, которые были бы максимально мотивированы работать самостоятельно, делать что-то свое и могли бы, в случае необходимости, сами о себе позаботиться. До сих пор наша образовательная система готовила, по сути, потенциальных работников, а не работодателей - давно пора это менять! Впрочем, первые шаги к этому мы уже делаем. Как я надеюсь, со следующего года учащиеся нашего университета, вне зависимости от специальности, смогут одновременно проходить курсы практического предпринимательства. Благодаря этому те наши выпускники, которым под силу генерировать какие-то свежие идеи, сами же смогут взяться за их реализацию. Если развивать данную идею, то именно так мы сможем обрести этот инновационный, как вы говорите, прорыв.

ИА REGNUM: Кстати, если исходить из опыта ДУ, то какие специальности сейчас наиболее востребованы на рынке труда?

В первую очередь, физиотерапевты. Даже в кризисное время работодатели их, что называется, расхватывают еще до полного окончания учебы. Совсем недавно у учащихся на этой программе была стопроцентная трудоустраиваемость! Сейчас, правда, латвийская медицина переживает кризис, но все равно наши бывшие студенты, получившие данную специальность, с легкостью устраиваются в Европе. Впрочем, хочу подчеркнуть отрадный момент - большинство наших выпускников устраиваются именно в Латгалии. Даже люди, получившие свои дипломы по линии каких-нибудь естественных наук, тоже, более-менее, находят работу. И, кстати, с приходом кризиса значительно уменьшилось количество желающих обзавестись "модной" профессией - юристов, экономистов, психологов, социологов и т.д. В свое время у нас в стране, как и во всем мире, наблюдалось явное перепроизводство подобных специалистов. Нынче же среди них огромнейшая конкуренция и далеко не всем удается хоть как-то пристроиться. Зато сейчас молодежь уже не желает так рисковать - и многие изначально стремятся выбрать более востребованные в наше время профессии.

ИА REGNUM: Недавно вы вошли в состав президентского совета по стратегическому развитию. Насколько адекватно, на ваш взгляд, нынешний президент оценивает ситуацию в стране? Стоит ли ждать от него конкретных решений, способных изменить обстановку к лучшему?

Наш президент Андрис Берзиньш - человек, по моим впечатлениям, хорошего экономико-прагматического склада. Он замечательно разбирается в положении дел, в частности, понимает ситуацию с высшим образованием. Однако, как известно, при нашем государственном устройстве президентские полномочия ограничены. Когда важные для государства вопросы попадают на рассмотрение парламентским фракциям, они должны проходить между этими "жерновами" и часто "замыливаются", "застывают"... Впрочем, я уверен, что ситуация так или иначе наладится - и в государстве в целом, и в научно-образовательной сфере в частности.