В двухдневном ознакомительном вояже спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина в Кишинёв и Тирасполь остался почти незамеченным один маленький штрих. Помимо официальной программы, состоявшей из встреч с руководителями властных органов обоих берегов Днестра, высокий российский чиновник нашёл время и для небольшой беседы с главой Гагаузии Михаилом Формузалом.

Встреча с Рогозина с башканом Гагаузской автономии была непротокольной. Узнать о том факте, что она состоялась, можно было лишь из сообщений региональных и считанных республиканских СМИ, сообщивших, что глава Гагаузии пригласил российского представителя принять участие во Всемирном конгрессе гагаузов (мероприятие, которое соберёт в августе текущего года в Комрате представителей гагаузской диаспоры со всего мира), и что Рогозин принял приглашение.

Очевидно, что за желанием Формузала видеть Рогозина в числе почётных гостей на предстоящем гагаузском мероприятии стоит нечто большее, чем просто стремление познакомить его с колоритом этого малочисленного тюркского народа. Скрытые мотивы гагаузского лидера стоит искать в новой должности и новых полномочиях Рогозина, которые он с недавнего времени стал исполнять в нашей стране.

Позиция Формузала по приднестровскому вопросу никогда не была секретом. Его отношение к этой проблеме (исходя из публичных заявлений) сводится к следующим тезисам: 1. Молдова и Приднестровье рано или поздно должны объединиться. 2. Молдова без Приднестровья и Гагаузии - неполноценное, немощное государство. 3. Объединённое государственное образование необходимо создавать на федеративных принципах и с участием трёх субъектов - Молдовы, Приднестровья и Гагаузии. 4. Статус Гагаузии в будущем едином государстве не может быть ниже статуса Приднестровья. При этом особый акцент руководитель южной автономии делает на последнем пункте.

Во время встречи с кремлёвским посланником Формузал вряд ли стал ему пересказывать свои приднестровские тезисы. На то она и ознакомительная встреча, чтобы не прыгать с места в карьер, а совершить принятый ритуал - обменяться любезностями и высказать пожелания. К тому же, подготовка Рогозина к исполнению новой функции предполагала детальное изучение всего спектра мнений местных политических акторов относительно приднестровского вопроса. Так что, в целом, содержание их беседы вряд ли могло кого-либо заинтриговать.

Тут важна сама попытка (судя по всему, успешная) Формузала наладить рабочие отношения с Рогозиным. Поскольку факт этих отношений будет иметь определённое влияние на ход переговоров по Приднестровью. В частности, Гагаузия получит больше возможностей влиять на повестку дня переговорного процесса. Москва, скорее всего, пока что лишь приняла позицию гагаузского руководства к сведению. Но в случае, если в высказываниях официальных российских представителей зазвучат хотя бы отголоски гагаузских тезисов, это будет означать своего рода легитимизацию Комрата в качестве нового неформального участника переговоров. Насколько результативным мог бы быть такой состав переговорного процесса, трудно сказать. Но уж наверняка не менее результативным, чем нынешний противоречивый и раздутый за счёт далёких от Молдовы и Приднестровья наблюдателей и незваных советчиков формат "5+2", который за многие годы своего существования не выработал ни одного жизнеспособного решения.

Вячеслав Крачун - экс-советник башкана Гагаузии.