Углубление нынешнего конфликта между Узбекистаном и Таджикистаном и доведение его до прямого военного противостояния представляется маловероятным - в вооруженном конфликте не заинтересована сегодня ни одна из внешних сил, будь то США, Китай или Россия. Такую точку зрения в своем материале в "Московских новостях" изложил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев.

По его словам, скорее всего, и в руководстве обеих республик понимают бесперспективность такого пути. "Отношения Ташкента с Душанбе наряду с ситуацией в киргизской части Ферганской долины, где в латентной фазе продолжается межэтнический киргизско-узбекский конфликт, являются одной из наиболее опасных зон конфликтности для всего региона, а значит, и для южных границ России. Россия заинтересована в серьезном конфликте меньше всех - на территории Таджикистана находится российская 201-я военная база и оптико-электронный комплекс "Окно" ("Нурек"), являющийся компонентом Системы контроля космического пространства. Да и сам факт конфликта между странами - членами ОДКБ означал бы окончательный крах этой важной для России, хотя и малоэффективной пока организации", - отмечает российский эксперт.

Он обращает внимание на то, что любопытен сам факт артикулирования последних событий на российской площадке - через посольство Таджикистана в Москве.

"Это свидетельствует о том, что, несмотря на все издержки постсоветского времени, Россия остается наиболее влиятельным из внешних центров силы для стран региона. Другое дело - нужно ли России вмешиваться в качестве арбитра в ситуацию, когда стороны уже просто не хотят слушать друг друга? Скорее такой арбитраж мог бы стать достойным занятием для одной из региональных организаций - ОДКБ либо ШОС. К настоящему времени водно-энергетический вопрос в Центральной Азии дико политизирован. Нельзя решать его в одиночку. Только все страны бассейна Аральского моря вместе должны решать, что и как можно строить. Оптимальным решением было бы создание водно-энергетического консорциума, в котором участвовали бы все без исключения страны Аральского бассейна плюс страны-инвесторы. Когда Узбекистан будет, кроме уверенности в обеспечении безопасности и его потребности в определенном режиме подачи воды, заинтересован и в получении дивидендов от энергетической составляющей, вот тогда все споры закончатся", - заключил представитель Института востоковедения РАН.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 3 апреля сайт посольства Таджикистан в РФ распространил заявление, в котором выражены проблемы в нынешних таджикско-узбекских отношениях. "Руководство Узбекистана продолжает курс на конфронтацию и использование экономических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов давления, в целях принуждения руководства Таджикистана к принятию выгодных ему решений", - подчеркивается в заявлении. В заявлении также отмечалось, что узбекские власти своими действиями сознательно провоцируют социальное напряжение в Таджикистане, а также способствуют тому, что среди таджикского населения растет недовольство местной властью. Между тем, 3 апреля ближе к вечеру заявление было удалено с сайта посольства Таджикистана в России.