Сегодня, 20 апреля, в Риге в конференц-зале отеля Bergs состоялась презентация второй книги "Черновики будущего", посвященной истории Латвии в 1941 - 1947 годах, изданной "Балтийским форумом" и охватывающей период от нападения нацистской Германии на Советский Союз и до подавления на территории Латвийской ССР основных очагов так называемого национального сопротивления по окончании большой войны в Европе. Книгу представили ее авторы - президент общества "Балтийский форум", председатель парламентской фракции объединения "Центр согласия" Янис Урбанович, соучредитель "Балтийского форума", председатель правления Фонда Институт современного развития, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс и председатель правления Союза журналистов Латвии, доктор географии Юрис Пайдерс, передает корреспондент ИА REGNUM из Риги.

В отличие от первой книги "Черновики будущего. Латвия 1934 - 1941", латышское издание которой значительно опередило русское, латышский и русский варианты "Черновиков будущего. Латвия 1941 - 1947" вышли и были представлены публике одновременно. Вторая книга раза в полтора превосходит первую по объему включенных в нее документов, а по жанру повторяет - публикация первоисточников сопровождается дискуссией трех авторов по поводу и на основе публикуемых документов.

Презентация началась с демонстрации документального фильма, составленного из немецкой, советской и латвийской кинохроники военных и первых послевоенных лет. Фрагменты сражений, парадов, наигранной и/или искренней радости при встрече освободителей, картины разрушения, открывшихся взорам освободителей останкам жертв массовых казней, эффектно пристроенная оператором у жерла газовой топки кисть чьей-то руки, кадры, снятые в зале заседания Нюрнбергского военного трибунал, гриб атомного взрыва, первые мирные праздники и подневольный труд, - такой видеоряд предпослали устроители мероприятия его участникам.

"Смысл этой книги не в том, чтобы раны бередить. Смысл в том, чтобы показать, как история сложна, как в этой истории и географии мы связаны, и самое главное - посмотреть вперед. Смотря вперед, нельзя оценить достигнутое без того, чтобы посмотреть назад. Мы видели самые жуткие картины, а я вспоминаю моменты сравнительно недавнего прошлого: в 1997 году мы с Янисом Урбановичем и рядом других коллег создали "Балтийский форум". Настроения тогда и в Москве, и здесь, в Риге, были жесткие, направленные на удушение, нежели на развитие отношений. А за 15 лет, которые прошли, создался класс людей и группы экспертов, которые говорят: не душить, а дружить, расшивать узкие места. И вот через это - через тенденцию понимания, а не осуждения, мы пришли к тому, что российско-латвийские отношения лучше, чем российско-литовские и российско-эстонские. В 1997 году это казалось немыслимым. Трудная история, трагическая история, но мы должны ее правильно понимать, чтобы идти вперед. Я не знаю лучшего лозунга для этой второй и последующих книг", - сказал Юргенс.

В свою очередь Урбанович заранее согласился с любой оценкой новой книги, какая бы та не была, и отметил, что авторы использовали для второй части "Черновиков будущего" материалы, которые легко доступны, но редко тиражируются. "Я начинающий историк, но история слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее только историкам", - в свойственной ему парадоксальной манере заявил Урбанович.

Отвечая на вопрос прессы о проведении сомнительных аналогий между, например, нацистской Германией и Евросоюзом, он сказал не то в шутку, не то всерьез: "Сравнивать их, конечно, нельзя, это несравнимые вещи. Но мы так легко освободились от суверенитета, о котором так долго мечтали. Те, кому неинтересна Латвия, единая латвийская нация и общество, те, кто считают себя гражданами мира, меня не поймут. Но у остальных также, как и у меня есть горечь от того, что мы теряем Латвию. Она неуклонно уходит прочь и все меньше, и снова, и снова становится все меньше возможностей Латвии решать - не важно: правильно или неправильно, но самим. Почему у нас происходит так? Наша уникальность, которая отличает Латвию от любого другого государства, состоит в том, что у нас проблема не с суверенитетом, а с сувереном. Нам еще предстоит обрести понятие суверена и то, что оно в себя включает. У нас до сих пор сложные, не до конца испорченные, но и не урегулированные отношения между двумя составными частями суверена - латвийскими латышами и латвийскими русскими. Мы по-прежнему решаем проблему заказчика, исполнителя и арбитра единой нации. У нас по-прежнему нет суверена".

Продолжая тему суверенитета в преломлении представляемого издания, Юргенс добавил: "Мы пытались показать трагедию маленькой страны, зажатой между двумя гигантами и принужденной сделать свой выбор. Мне кажется, что в 1940-1941 годах латышская элита сделала правильный выбор, присоединившись к победителям. Это позволило сохранить территорию и государственность. Что будет дальше? Не знаю. Черновики будущего еще не написаны".

Как намекнул Урбанович, уже осенью ожидается выход третьей части книги, посвященной первым послевоенным годам, "чаще всего фальсифицируемым", как подчеркнул "начинающий историк".