Православие является фундаментальной основой западнорусизма. Такое мнение высказал 18 апреля ряд белорусских историков и священнослужителей, выступая на заседании первой конференции памяти белорусского историка Игоря Оржеховского "Западнорусизм: прошлое и настоящие", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"История западнорусизма практически не изучена", - заявила в своём выступлении белорусский историк, председатель минского городского общества русской культуры "Русь" Валентина Теплова. По её мнению, представление о западнорусизме не только в советской, но и в современной официальной белорусской историографии изложено неоднозначно, неполно и неточно - поэтому формируется неадекватное представление об этом культурном феномене.

"Западнорусизм в энциклопедической, учебной, научной литературе представлен и как либеральное, и как консервативное, и как реакционное идейное направление. Поэтому представляется важным обратиться к истокам западнорусизма. Изучив его историю, поняв западнорусизм - только тогда можно ответить на вопрос, есть ли у него будущее", - констатировала Теплова. Она обратилась к украинским коллегам (поддерживавшим связь с минской студией через интернет-вещание) с предложением принять участие в изучении истоков западнорусизма, обратиться непосредственно к источникам - работам западнорусистов. Теплова призвала обратить пристальное внимание на таких деятелей, как архиепископ Георгий Конисский, который был уроженцем Малороссии, всегда называл себя русским, проявил себя как выдающийся церковный деятель на Белой Руси.

"Западнорусизм - это мировоззрение, порождённое православием, генетически связанное с Киевской Русью", - заявила Теплова. По словам белорусского историка, западнорусизм как явление было влиятельным на протяжении долгого времени, на формирование западнорусизма оказало сильное воздействие распространение католицизма на канонической территории православия, а затем и насаждение униатства (греко-католицизма). Как реакция на эти процессы в XVI-XVII веках появилась т.н. "полемическая литература", в которой отражены идеи западнорусизма. В дальнейшем, после вхождения земель нынешних Украины и Белоруссии в состав Российской империи идеи западнорусизма просматриваются в уникальном явлении Западной Руси - церковно-исторической школе, представителями которой стали не только выдающиеся церковные историки, но и светские - Алексей Сапунов и др.

"Западнорусизм - явление региональное. Однако в современной трактовке оно неоправданно сужено", - отметила Теплова. Реагируя на выступление московского участника конференции Олега Неменского, она сказала: "Будущее - за панрусизмом". Она также выразила благодарность руководителю Научно-просветительского интернет-издания "Западная Русь" Игорю Зеленковскому за публикацию ряда интересных статей белорусских и зарубежных авторов об истории западнорусизма и о современном западнорусизме.

Православный священник Алексей Хотеев в своём выступлении призвал при анализе западнорусизма как явления придерживаться принципов историзма. "Не следует переносить реалии XIX века на XXI век", - заявил он. "Православие - основа западнорусизма", - констатировал Хотеев. Он обратил внимание на "столпы западнорусизма", представленные такими выдающимися историками и мыслителями, как Михаил Коялович.

По мнению Хотеева, в основе культурного возрождения и развития белорусов лежит православие. "Если не будет восстановления православия на восточнославянских землях - невозможно будет говорить о культурном возрождении в принципе, не то, что о западнорусизме", - отметил он.

В процессе дискуссии Хотееву был задан вопрос об идентификации белорусов, не являющихся православными, принадлежащих к Римско-католической церкви, на что православный священник ответил: "Я предлагаю спросить у белорусов-католиков об их самоидентификации. Пусть они сами скажут об этом - как они себя сами самоидентифицируют, кем считают".

Как сообщало ИА REGNUM, организатором состоявшейся 18 апреля конференции "Западнорусизм: прошлое и настоящие" выступило Научно-просветительское интернет-издание "Западная Русь". Участие в онлайновой конференции приняло около 30 представителей Украины, Белоруссии, России - историки, философы, филологи, священники и общественные деятели.

Справка ИА REGNUM: Западнорусизм - идейное течение, начавшее своё формирование в период религиозно-национальной дискриминации населения Западной Руси - нынешних украинских и белорусских земель. С кон. XVI века западнорусизм формировался как общественное и интеллектуальное движение в среде православных братств, общин, православного духовенства и дворянства под воздействием экспансии католицизма, полонизации, насильственного объединения православной церкви с римско-католической. Сторонники западнорусизма отстаивали своё право на свободу исповедания православия (движение "диссидентов" в Речи Посполитой) и самоидентификацию как русских людей. Западнорусизм окончательно оформился в XIX веке и в данный период был представлен преимущественно церковными и светскими интеллектуалами Северо-Западного края Российской империи (современная Белоруссия) - Иосифом Семашко, Михаилом Кояловичем, Евфимием Карским и др. Западнорусисты традиционно признают принадлежность великороссов, малороссов и белорусов к триединому русскому народу, при этом подчёркивая их самобытность. После Октябрьской революции 1917 года западнорусизм был объявлен реакционной идеологией. В кон. XX века в Белоруссии началось возрождение западнорусизма, который XXI веке представлен несколькими группами белорусских интеллектуалов, объединившихся вокруг ряда изданий и общественных организаций.