В начале 2011 года известный экспертный институт, обслуживающий администрацию президента США, Center for American Progress выпустил аналитический доклад, содержащий рекомендации для администрации Барака Обамы в отношении Абхазии и Южной Осетии под названием "Более активный подход Соединенных Штатов к конфликтам Грузии" (так! не "в Грузии" и не "вокруг Грузии", а самой Грузии), который рекомендует и предусматривает "заключение двусторонних соглашений между Абхазией и Грузией, а также Южной Осетией и Грузией" по упрощению режима пересечения границ, в рамках так называемого "плана на краткосрочный прогресс".

Самое главное для США, как следует из доклада Center for American Progress, - "любыми способами вытеснить Россию из военной и политической сферы в регионе". Именно поэтому соглашения, по мнению авторов, должны быть двусторонними, без участия и гарантий России. Согласно договоренностям, которые предложили американские эксперты, "стороны должны условиться о беспошлинном режиме для перевозки сельскохозяйственных и потребительских товаров через границы Грузии с Ленингорским и Гальским районами Южной Осетии и Абхазии соответственно". В ближайшем будущем, как указывают докладчики, было бы полезно открыть знаменитый рынок в Эргнети на границе Южной Осетии, который был закрыт еще в 2004 году, и легализовать его работу. Причем восстановление приграничного рынка американскими экспертами рассматривается как "точка невозврата" для стремительной утраты ведущих позиций РФ в регионе.

Спустя год, 30 апреля 2012 г. Мераб Чигоев, недавно утвержденный парламентом в должности Генерального прокурора Южной Осетии (РЮО), возглавляя юго-осетинскую делегацию на Эргнетских встречах, сделал заявление для прессы о возобновлении работы приграничного рынка в Эргнети: "Я могу сказать только одно - это было огромнейшей глупостью, когда этот рынок был в свое время закрыт. Потому что там ежедневно общались по несколько тысяч граждан Грузии и Южной Осетии. Если мы найдем точки соприкосновения, и это будет выгодно как одной, так и другой стороне, я лично в этом ничего плохого не вижу".

Ранее и.о. президента РЮО, бывший премьер-министр Вадим Бровцев также высказывался за реставрацию приграничной торговли с Грузией и, в частности, восстановление рынка в Эргнети. Совпадение ли это, что с уходом из власти в Южной Осетии команды Эдуарда Кокойты в югоосетинском истеблишменте зазвучали тезисы, прописанные американскими "докторами" для Грузии?

В самом факте приграничного сотрудничества соседних государств, конечно, нет ничего зазорного. Но только в том случае, если Грузия признает суверенитет Южной Осетии и Абхазии, как например, организовано подобное сотрудничество с соседними регионами РФ Краснодарским краем и Северной Осетией-Аланией, а, например, Южная Осетия сама производит и сама потребляет то, что продаёт и покупает в ходе приграничной торговли. В противном случае это невозможно. Как невозможно транзитную контрабанду называть приграничной торговлей.

Восстановление рынка в Эргнети в современных условиях ставит крест на соглашении между Россией и РЮО "О режиме торговли товарами", предусматривающее, в частности, беспошлинный товарооборот между обеими странами. Зато насытит многочисленными тревожными фактами хронику государственной безопасности РЮО.

Если новые югоосетинские власти подобным образом пытаются шантажировать руководство России, то хотелось бы заметить, что этот, путь Бровцева и советников Обамы, - ложный, заведомо проигрышный, путь в никуда. Он не укрепляет эту новую власть. Сегодняшний кредит доверия, не превышающий простого большинства от числа пришедших на выборы, выданный новой власти народом Южной Осетии, обусловлен продекларированным курсом на перспективу воссоединения осетинского народа в едином субъекте РФ. Любое отступление от этого курса будет пагубно для новой власти в Южной Осетии.

Алексей Мартынов - директор Международного института новейших государств (Москва)