ИА REGNUM беседует с сопредседателем Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами психологом Виктором Елкиным. Тема разговора - специфика и численность деструктивных культов в Латвии, их влияние на политическую и общественную жизнь республики.

ИА REGNUM: Какое количество жителей Латвии вовлечено в деятельность религиозных сект?

Тех, кто напрямую задействован в деятельности деструктивных культов - их примерно около 1,5% населения. Но не следует забывать и о людях, так или иначе соприкасающихся с подобными культами и подвергающихся наибольшему риску оказаться вовлеченными в их ряды - а таких может быть до 10-15%. Это те, кто увлекается эзотерикой, оккультизмом, разного рода суевериями, то есть всем тем, что является питательной почвой для сект. Впрочем, я намеренно избегаю обозначения "религиозные секты", поскольку тоталитарная секта может быть отнюдь не только религиозной. Сектантскими методиками вовсю пользуются и многие так называемые коммерческие культы, создающиеся, как правило, в рамках сетевого маркетинга или вокруг какой-нибудь психокультуры (чудо-тренинги, которые "меняют всю жизнь") Впрочем, мощной коммерческой подоплекой обладает практически любая секта... А попасть эти сети может почти любой человек - в те моменты, когда он испытывает дефицит любви, внимания и сочувствия со стороны окружающих. Тоталитарные секты тем и заманивают к себе, что предлагают людям восполнить этот дефицит. При этом они применяют насильственные и манипулятивные способы контроля над сознанием. Цель - изменить психику человека таким обpазом, чтобы он пpинимал задачи своих "коpмчих" за свои собственные и веpил, что это пpоявление его личной воли. Для достижения подобной цели могут применяться гpупповые песнопения с позвякиванием в звоночки, общие молитвы, медитации на поpтpет учителя, сеансы связи с Высшим Космическим Разумом и т.д...

ИА REGNUM: А какие секты являются наиболее крупными в Латвии?

Ну, в Латвии по-прежнему активно продолжают свою деятельность "Свидетели Иеговы", сайентологи, члены неопятидесятнического "Нового Поколения" Алексея Ледяева, "речники" - численность каждой из таких групп приблизительно равна 1,5-2 тысяч человек. Мормонам и кришнаитам удалось навербовать в Латвии менее тысячи сторонников. Другое дело, что многие подобные группы, заслужив плохую репутацию в конце 90-х и начале 2000-х, для продолжения деятельности были вынуждены сделать "ребрендинг". Например, коммерческий культ "Гербалайф" сегодня позиционирует себя, как "Школа правильного питания", а члены "Церкви Муна" вместо старой аббревиатуры CARP ("Студенческая ассоциация по изучению принципа") используют "Федерацию за всеобщий мир". Однако, благодаря активной работе нашего Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами, в 2010 году секта Муна лишилась доступа к ряду государственных организаций и вузов, которые в течение нескольких лет служили базой для ее мероприятий. У "Свидетелей Иеговы", кришнаитов и культа "Фалуньгун" в нынешний период экономического кризиса наблюдается численная стагнация. Некоторые коммерческие культы, действующие по системе "пирамиды", а также психокульты типа "Лайфспринг", были вынуждены сильно ограничить или полностью свернуть деятельность в Латвии. Что касается сайентологов, то этот культ ведет массовую агрессивную вербовочную работу в Риге и других городах Латвии. И если жители страны не получат в ближайшее время подробную информацию о сайентологах, то есть риск их серьезного численного роста.

ИА REGNUM: Ну а какие из подобных организаций вы бы охарактеризовали, как наиболее опасные для населения?

Наибольшую опасность в Латвии сегодня представляют многочисленные малые эклектические группки типа "нью-эйдж", образующиеся, как правило, вокруг разного рода "целителей" и гадалок из числа их постоянных клиентов. Лидеры этих групп обладают довольно большой властью над адептами за счет образовавшегося в процессе "сеансов исцеления" доверия и получения информации о личной жизни своих клиентов. В силу того, что большинство данных групп не регистрируются как религиозные организации, обществу сложно следить за ними. Фактически, они неконтролируемы. К сожалению, информация о существовании таких сект появляется в распоряжении нашего комитета, в большинстве случаев, непосредственно от людей, чьи семьи уже пострадали. Если не внести необходимые изменения в законодательство - на чем мы давно уже настаиваем - то республику может постигнуть настоящий неконтролируемый всплеск подобных культов.

ИА REGNUM: А имеются ли среди латвийских культов какие-то экзотические, не свойственные другим странам?

Я бы не сказал, что у нас есть какие-то совсем уж оригинальные культы, совершенно не вписывающиеся в мировой контекст. Все возникшие в Латвии группы подобного плана имеют свои аналоги и в других странах. Иногда имеет место прямое "перетекание" той или иной сектантской идеологии к нам из соседних государств. Так, лет шесть назад в Латвии появились последователи печально известного Григория Грабового. Впрочем, секты вполне могут не только приходить из-за рубежа, но и возникать, так сказать, "на месте": например, так называемые "калниеши" - поклонники Яниса Калнса (Штокниса), в свое время лечившегося в психушке.... "Учение" эдакого местечкового "фюрера" Калнса, "постижение" коего предполагает полную потерю критического мышления, представляет своеобразную извращенную версию широко известного в России "анастасийства". В свою очередь, движение Ледяева относится к так называемой теологии процветания, куда также входят его "коллеги по цеху", небезызвестные харизматики постсоветского пространства, чернокожие "апостолы" Анселм Мадубуко и Сандей Аделаджа. Последнего сейчас на Украине судят за мошенничество. С обоими у Ледяева существует опыт тесного сотрудничества.

ИА REGNUM: Пытались ли когда-либо латвийские сектанты обзавестись политическим влиянием, войти во власть?

Самые агрессивные действия в этом направлении в свое время предприняли "новопоколенцы" Алексея Ледяева, которые традиционно поддерживали очень теплые отношения с ныне почившей, но достаточно влиятельной в свое время Латвийской Первой партией Айнара Шлесерса. Выходец из Казахстана А. Ледяев (кстати, в марте 2002 года он был арестован в московском аэропорту "Шереметьево-2", а затем выслан из России), основавший свою секту в 1989 году, в середине 2000-х активно "окормлял" руководство ЛПП. В то время "Новое поколение" уже прошло свой пик (5 тысяч человек на конец 90-х - начало 2000-х), но по прежнему оставалось абсолютным лидером по численности среди латвийских сект. Кроме этого у них было множество филиалов по всему русскоязычному миру. В 2005 году много шума наделал скандальный видеоролик, на котором было заметно, как ряд известных латвийских политиков от ЛПП участвуют в собрании "Нового поколения", погружаясь в транс под экзальтированные речи А. Ледяева, переходящие в невнятные вопли. В настоящее время ледяевцы продолжают поддерживать самые теплые отношения с новой партией "Честь служить Риге" столичного вице-мэра Андриса Америкса, возросшей на руинах той же ЛПП. А несколько месяцев назад и сам мэр Риги Нил Ушаков отправлял личное поздравление Ледяеву в связи с очередной годовщиной создания его организации... Впрочем, на данный момент "Новое поколение" переживает не лучшие времена. Причиной тому являются разочарование последователей в продвигавшихся НП "мега-проектах" (так, Алексей Ледяев обещал открыть тысячу церквей, построить "Храм поклонения" на 15 тысяч человек и привести к власти "христианское правительство") и ряд криминальных и сексуальных скандалов, связанных с "коллегами по цеху" из других стран. Особенно заслуживает внимания эта история с гигантским храмом, с куполом "а-ля Рейхстаг", который они вознамерились было возвести в Саласпилсе. Членами секты, помимо внесения обычной десятины, делались специальные пожертвования на его постройку. Мы, комитет по тоталитарным сектам, подняли шум в прессе, и депутаты тамошнего самоуправления так и не решились дать добро на объединение земельных участков, которые Ледяев скупал сначала якобы под сельское хозяйство, а потом переоформлял под строительство. Еще одной яркой "фишкой" Ледяева было провозглашение "нового мирового порядка" - дескать, христиане во всем мире должны прийти к власти - чуть ли не через новый Крестовый поход. Этим он укрепил в НП наиболее радикальную часть своей паствы, но многих и потерял. Например, после провозглашения "нового мирового порядка" с частью своих людей из "Нового поколения" вышел харизматичный молодежный вожак Андрей Кочкин. В любом случае, именно ледяевцы показали наиболее определенную тягу к политической власти - но у них это так и не получилось. Сейчас они провели реорганизацию, в результате которой количество "церквей", относящих себя к "Новому поколению", увеличилась - но в реальности число его прихожан стало куда меньшим. Получилось, как в сказке про шапочника и жадного заказчика, попросившего из куска меха, предназначенного для изготовления одной шапки, изготовить восемь. Шапочник заказ выполнил, но налезть эти восемь шапок могли разве что на пальцы.

Если продолжить разговор о соприкосновении сект и политики, то можно вспомнить что на сегодяшней день латвийских мунитов возглавляет экс-депутат Сейма, президент Латвийской торгово-промышленной палаты Леон Боярс. Правда, ныне он уже дано выбыл из числа активно действующих политиков. Кроме этого, прошлым летом в СМИ появилась информация о том, что в Латвии могут возникнуть сразу две сектантские партии. Во-первых, упоминалась экстрасенс из Вентспилса Анита Пукалева, называющая себя "Верховной матерью" - дескать, она создает партию "Свобода". Во-вторых, политолог Кристиан Розенвалдс заявил, что решил создать партию "Христианская Социальная уния" и уже начал переговоры с тем же Алексеем Ледяевым, выразившим готовность активно включиться в этот проект. С самого начала было понятно, что обе партии создаются для участия во внеочередных парламентских выборах. Ведь нет никаких сомнений в том, что секты хотели бы обеспечить политическое прикрытие своей деятельности. И г-жа Пукалева, надо сказать, добилась задуманного: ее партия стартовала на выборах под тринадцатым номером. Другое дело, что "пролетели" они с треском. Впрочем, то изначально был достаточно несерьезный политический проект.

ИА REGNUM: В свое время немецкие нацисты отличались повышенным вниманием к эзотерике, мистике, "культу предков". Свойственно ли подобное для современных латвийских националистов?

Я бы не сказал, что та же партия Visu Latvijaj! использует это в какой-либо значительной мере. Среди последователей Райвиса Дзинтарса интерес к язычеству носит, скорее, чисто "культурологический" характер - на уровне почтения к традициям предков. А вот такой одиозный персонаж, как матерый русофоб Айвар Константинович Гарда - он очень плотно связан с движением Рерихов и никогда этого не скрывал. Кстати, одно время Гарда очень дружил с вышеупомянутым Калнсом и публиковал его в своей газетке "ДДД" ("Деоккупация, деколонизация, дебольшевизация"). Неудивительно - Калнс очень озабочен борьбой с разными "врагами". Его последователи даже наш комитет записали в структуру "еврейской мафии" созданную для уничтожения "свелтых сил" (смеется).

ИА REGNUM: Является ли нынешний период в Латвии благоприятным для деятельности религиозных сект?

Кризисное время всегда считается благоприятным временем для тоталитарных сект - поскольку внешний кризис всегда имеет обыкновение превратиться в кризис личностный. Попадание людей в секты как раз и связано с личностными кризисами. А человек, не имеющий внутpеннего стеpжня, часто нуждается в Великом Учителе, котоpый пpидет и все испpавит: и таковой учитель находится, пpедлагая вместо знания веpу в его величие... И "учителя" сегодня не заставляют себя ждать. Взять, скажем, сайентологов, которые используют ситуацию, что называется, на всю катушку и по полной программе применяют разные способы вербовки: тут и постоянные раздачи бесплатных билетов в кино, и приглашения на бесплатный тест личности, и массовые забросы листовок по почтовым ящикам - главное, приходите, приходите, приходите! Демонстрируют серьезный рост и мормоны... Хотя, вообще, нынешнюю ситуацию, уже в течение нескольких лет, я бы охарактеризовал, как пришествие так называемой "второй волны": когда помимо "старых" и хорошо известных сект, организуются новые подобные же деструктивные организации - типа тех, что создали Калнс, "Великая мать" и другие персонажи подобного рода. Кроме вышеупомянутых, могу назвать такие деструктивные культы, как "Дургас Темплис", организация Скайдрите Алексеевой "Урантия", "Крайон" и многие другие. Это все "нью-эйджеры". Но есть и новые "неопятидесятники". Так, на место Ледяева с его "мега-проектами" и "мега-поборами" уже несколько лет активно претендует неопятидесятническое движение "Торонтское благословение" ("речники"). Их особенностью является глубокий транс при минимальном количестве визуальных и звуковых эффектов, вызываемый искусственной регрессией психики к детскому возрасту. Лидеры "речников" играют роль заботливого, любящего родителя или интимного партнера, который, якобы от имени Иисуса, предоставляет возможность проявлять "любые формы действия Святого Духа": катание по полу, истерический смех, имитация алкогольного опьянения и т.п. На данный момент данное движение в Латвии насчитывает уже около 1500 человек и продолжает расти. Все это весьма печально, поскольку государство смотрит на проблему отстраненно-игнорирующе. На моей памяти наши политики только пару раз поднимали этот вопрос - Инара Островска, да бывший премьер-министр Андрис Берзиньш. И то, подобные разговоры затевались строго перед выборами - и быстро потом затихали...

ИА REGNUM: Имеются ли у Комитета по борьбе с тоталитарными сектами какие-то общегосударственные рекомендации по ограничению данного зла?

У нас разработаны на сей счет конкретные предложения. Мы пытались встретиться с некоторыми представителями правящих партий - оказывается, все заняты, у всех нет времени. Но мы не намерены оставлять попытки наладить диалог. Надо доказать политикам необходимость принятия нормативных актов - согласно которым все организации религиозного характера должны обязательно регистрироваться в данном качестве. Потому что если они регистрируются как общественные организации, то я, по идее, могу свободно вступить в ряды каких-нибудь мунистов и открыто говорить им, что не разделяю их учение. Но ведь это в реальности нельзя - а значит организация, по сути являющаяся религиозной, вводит людей в заблуждение своим общественным статусом и декларируемыми целями. Необходимо запретить использование различных научных понятий в псевдонаучных и откровенно шарлатанских целях - чем пользуется сегодня большинство эзотерических центров. Надо ввести запрет на использование в названиях общественных, коммерческих и религиозных организаций терминов: "академия", "университет", "институт". Представителям ненаучных направлений запретить использовать названия научных степеней типа: "доктор", "профессор", "акдкмик", так как все это легко вводит в заблуждение простого человека. И, пожалуй, главное - надобно принудить подобные организации сообщать подробную информацию о своем вероучении. Именно на сокрытии и искажении информации происходит вербовка в большинство сект. Сегодня члены любой секты могут представиться просто "христианами" - но при этом разница в вероучении и догматах с традиционным христианством у них может быть огромная. Но об этом человек узнает гораздо позже, когда его мышление будет существенно изменено (в сектах это представляют, как достижение некоего уровня для получения права на дополнительную информацию). Мы настаиваем на том, что организация сразу должна сообщать все главные аспекты вероучения и истории - даже если эта информация выглядит не слишком-то лицеприятно

Человек, впервые пришедший в секту, как правило, не знает, что его ожидает дальше. Все вокруг буквально пляшут вокруг него, создают плотную "бомбардировку любовью". Но что сказал бы тот же человек, если б узнал, что через какой-то год он будет отдавать секте почти все деньги, а свободное время посвящать раздаче сектантских брошюрок на улицах - причем, возможно, на улицах какого-нибудь далекого Верхнеурюпинска, ночуя на вокзальных скамейках?! Прежде чем зазывать на свои собрания, нужно сообщать людям о таких вещах заранее - извольте сразу рассказать все в подробностях! Пусть человек принимает решение с учетом этой информации. Например, муниты сразу должны сообщить о Муне, как мессии и спасителе человечества, превышающем по значению всех остальных людей, а не представлятся "борцами за мир". Сайентологи обязаны поведать свою версию мироустройства и про "миссию Хаббарда", про контракт на "миллиарды лет", про физические наказания (отряды реабилитационных проектов), а не врать, что сайентолог может исповедовать другую веру. Понятно, что после такого мало кто захочет в здравом уме сделать выбор в пользу подобных организаций - поэтому секты и используют ложь.

Все важные сведения об учении той или иной религиозной организации и о применяемых ею практиках должны заноситься в официальные документы - и только после этого ее можно регистрировать. Если члены организации пытались ввести официальные органы в заблуждение - тогда их нужно подвергать строгим наказаниям, вплоть до полного запрета деятельности. Уверен, если ввести подобные законодательные нормы, то количество пострадавших от сект сразу значительно уменьшится.