Разговор о так называемом "казахском вопросе" необходимо начинать с истории: в ее контексте казахи выглядят более монолитной нацией, чем кто-либо в нынешнем СНГ. Суть вопроса в том, что страной правят космополиты-компрадоры, люди, которые не в состоянии защищать национальные интересы. И именно по их вине в республике появились первые ростки регионального сепаратизма. В этом уверен доктор философских наук Ильяс Сулейменов, выступивший на страницах казахстанских газет с предложением ввести казахов в Ассамблею народа Казахстана по принципу родовой принадлежности. Специалист подвергся критике со стороны молодых ученых и согласился более широко обосновать свои тезисы в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM.

ИА REGNUM: В спорах о построении нации в Казахстане теряется главное - ответ на вопрос: так состоят ли казахи из родов и какое значение жузовой и родовой структуре придается в современном казахстанском обществе?

Как сказал великий русский философ, психолог и историк Поршнев: "Если хочешь что-то понять, узнай как оно возникло"... Казахи состоят из родов, которые исторически объединены в племена, а племена - в жузы. Объединения эти имеют 4000-летнюю историю. В этногенезе казахов принимали участие три мощных культурно-генетических массива: индоевропейский, финно-угорский и тюрко-монгольский. По традиции "старшие сыновья" управленческой элиты наделялись скотом, вассально зависимым населением, дружинами и отселялись, младшие наследовали отчий дом, пастбища и прочее, то, что обобщенно называется "кара шанырак". Так происходили миграции, когда начиная с индо-арийской/андроновской эпохи из Степи "выплескивались" во все стороны света разноязыкие и многоликие племенные объединения. На востоке они доходили до Корейского полуострова и Японских островов (алтайская языковая семья), на западе - до Атлантического океана, на юге - до Египта и Индийского океана, на севере - до Балтийского моря и Скандинавского полуострова. Такие роды как Матай и Балталы, находящиеся сейчас в составе племенного объединения Найман, обоснованно считают себя родственниками исторической Мидии (Мадай) и современных балтийских народов. Лингвистический анализ, а также данные генетики в целом подтверждают устные предания. То же можно сказать об исторических киммерийцах: "осколки" их, оставшиеся в отчем крае, сейчас входят в состав различных племен под именами Камбар, Кембир, Кара-кемпир, Сары-кемпир. Известное в античности государство Кангха, чьи миграционные "отселения старших" дали имя реке Ганг в Индии, сейчас представлено племенами Канглы как казахского Старшего жуза, так и башкирского этноса. Представители наиболее воинственного рода Адай Младшего жуза по праву считают себя потомками исторических даев. Данные искусствоведения и сравнительной мифологии подтверждают эти народные предания. Это же касается и рода Кердери Младшего жуза - потомков скифо-сакского племени Кердери, давшего династию Кидаритов. Сары-Уйсунов, отличающихся рыжими волосами и голубыми глазами, даже скептики вынуждены отнести к осколку некогда мощного объединения Усуней, протогерманцев по мнению Ремюза, Риттера, Вамбери, Григорьева и ряда других авторитетных исследователей. Данные современной генетики, а именно наличие гаплогрупп R1b1 и R1a1 вкупе с данными археологии, этнографии, искусствоведения и лингвистики подтверждают данные Иордана, Исидора Севильского, Жозефа Артюра де Гобино, Григорьева и др. о скифо-сакском происхождении древних кельтов и германцев, чьи потомки составляют большинство населения современной Западной Европы. Подобных примеров - множество. Здесь речь идет об "индоевропейском культурно-генетическом страте".

ИА REGNUM: Как ваша лекция по истории соотносится с действительностью?

Подождите. Это первый пласт этногенеза казахов. Он соответствует казахской генеалогии, возводящей происхождение к легендарному Арысу, в честь которого названа река Арысь в Южном Казахстане, а также к его трем сыновьям - Ак Арысу (старший жуз), Жан Арысу (средний жуз) и Бек Арысу (младший жуз). В целом казахи именуют себя Арыс ел - арийский народ. О трехчастной структуре ираноязычных номадов писали Дюмезиль и Абаев. В последующие эпохи, начиная со II века до н.э., волны родоплеменных объединений под различными названиями-политонимами (хунну, сянби, жаужан-авар, тюрк-дулы и пр.) приходили уже с востока и захлестывали маргинальные зоны казахской Степи, как бы "обтекая" ее аридные зоны. Происходила частичная ассимиляция посредством развитых экзогамных браков, своего рода "накопление сил" перед дальнейшим массовым "отселением старших сыновей", носившем часто характер военных вторжений в сопредельные страны. Этот период в языковом отношении можно назвать "эпохой массовой тюркизации", апогеем которой было создание кипчако-половецкой племенной конфедерации на территории современного Казахстана, Узбекистана, юга России, юга Украины и степной части Молдовы. Это второй основной пласт этногенеза. Третий этногенетический пласт известный ученый Юдин назвал "эрой Чингисхана". Окончательное формирование трехжузовой основы протоказахской конфедерации Алаш-орда произошло при выделении Чингисханом территории Дешт-и-Кипчака в Улус Джучи. По преданию, он откомандировал в распоряжение старшего сына трех военачальников, имевших сан ученых-судей, биев - Майкы-бия, Кунан-бия и Алшин-бия. Они путем мирных переговоров и мудрой дипломатии привели к покорности все протоказахские племена Дешт-и-Кипчака за исключением некоего Бачмана. После чего провели с их участием официальный курултай и инаугурацию Джучи-хана в предгорьях Улытау Центрального Казахстана. Джучи был присвоен титул Алаш хан III, а присягнувшие ему племена получили общий для всех уран (боевой клич) "Алаш". С тех пор еще одним самоназванием племен Дешт-и-Кипчака стало Алаш-орда. В ознаменование этого курултая и присяги был поставлен "кулпытас" - каменный монумент - с выбитыми тамгами всех присутствовавших там протоказахских родов и племен. Майкы-бия считают "отцом-основателем" казахского старшего жуза, а также казахо-башкирского племени Табын. Кунан-бия - основателем среднего жуза, а Алшин-бия - основателем казахского младшего жуза. Характерно то, что казахи младшего жуза до сих пор обобщенно именуют себя "алшинами" в память о великом сподвижнике Чингисхана и его сына Джучи. Кочевники не сидели на одном месте, регулярно происходило "отселение старших сыновей", но родственные, хозяйственные и военно-политические связи всегда сохранялись. Очевидно, таким образом, что в иерархии идентичностей у казахов-кочевников седентарному уровню идентичности "землячество" оседлых народов соответствует идентичность по роду и племени. В настоящее время по факту перехода казахов на оседлость идентичность по признаку землячества тоже присутствует, но сосуществует с родо-племенной идентичностью. Причем, последняя пока доминирует.

ИА REGNUM: Я не понял главного. Если вернуться в нашу эпоху - можно ли сказать, что родоплеменная система в Казахстане - это архаизм, и трайбализма не существует вовсе?

Чтобы было понятнее российскому читателю, перефразируем вопрос: "Можно ли сказать, что землячество в России - это архаизм, и землячества не существует?" Ответ, на мой взгляд, очевиден... В любой стране есть мафиозные структуры, ставящие интересы своего клана или землячества выше общенациональных. Казахстан - не исключение. У нас в экономике и политике традиционно, еще с советских времен, доминируют южные кланы Старшего жуза.

ИА REGNUM: Можно ли точно обозначить, насколько родоплеменная система интегрирована во власть? В частности, есть неофициальные данные о том, что генералов (неважно каких, военных или полицейских) рода "шапрашты" едва ли не больше, чем генералов от всех остальных родов, вместе взятых. Могут ли данные такого неофициального, разумеется, анализа служить доказательством внимательного отношения к родам?

Безусловно, это наблюдаемый факт. Так же как и "питерский" феномен в России. Разница лишь в параметрах идентичности: родоплеменная идентичность вместо территориальной. Внимательное отношение к родам, к сожалению, зачастую переходит в ревнивое, подчас и враждебное отношение на фоне конкуренции за власть и материальные ресурсы. Соперничество конратов и дулатов в Шымкенте, найманов и жалаиров в Талдыкоргане, найманов и аргынов в Семее (бывш.Семипалатинск - прим. ред.) и т.д... Все это - следствие чрезмерной централизации власти, отсутствия выборности местной власти и самоуправления, когда на смену честным выборам приходят подковерные интриги.

ИА REGNUM: Можно поставить вопрос и в такой плоскости: может ли аким-назначенец выжить в чужом ему регионе без поддержки своего рода?

Разумеется, может! За последние 20 лет было множество подобных прецедентов. При существующей сверхцентрализации все зависит от личностных качеств назначенца. Аким-назначенец приводит "свою" команду, дружину, и правит отданным в лен феодом как верный королю граф или барон. Мнение подчиненного ему оседлого плебса, их нужды и чаяния интересны ему в последнюю очередь - он пришлый "варяг", и его наипервейшая задача "отчитаться" перед центральной властью, а не улучшать жизнь своих подданных. Для усмирения недовольных имеется достаточно мощная репрессивная система - трагедия в Жанаозене тому свидетельство.

ИА REGNUM: Вы выступаете за вывод родоплеменных отношений из "латентной формы". И более того - ратуете за ее включение в официальную политическую структуру государства - Ассамблею народа Казахстана. Как это поможет казахам в вопросах самоидентификации? Усилит ли такая форма взаимоотношений государство? И не разделит ли казахов окончательно, по африканскому сценарию?

Казахи считают свое родословие "жеты ата" (семь предков) по трем линиям: 1) ата-журт, предки по отцу 2) нагаши-ата, предки по матери 3) кайын-журт, предки жены. В принципе, при традициях экзогамии, считающих брак на "трехлинейной" родне (см. выше) до 7 колена инцестом и грехом, каждый казах приходится так или иначе родственником или свойственником любому казаху. Родственные отношения считаются до 40 колена: до 7 колена - родные, с 8 по 14 - двоюродные, с 15 по 21 - троюродные и т.д. Поэтому казахи - более монолитная нация, чем, например, русские, где разница между "москвичом" и "питерцем", тем более - между "рязанцем" и "сибиряком" - как между Луной и Солнцем. Наше родословие и знание генеалогии помогает нам находить родственников в самом отдаленном ауле и сплачиваться. Только эта самоидентификация позволила нам не ассимилироваться с калмаками-джунгарами, несмотря на значительную внешнюю номадическую схожесть. В иерархии идентичностей и сопряженной с ней аксиологической иерархией понятия "казах", "арыс", "алаш" абсолютно доминируют для морально адекватного большинства над узкоплеменными ценностями. Кроме того, многотысячелетняя история, сплавившая разноязыкие и разноликие роды и племена в единую нацию, запрограммировала на генном уровне в нас толерантное отношение к другим языкам, традициям и религиям. Сравнивать экзогамных, открытых и толерантных казахов с африканскими ксенофобийными племенами-изолятами - мягко говоря, некорректно. Трайбализма в "африканском" понимании у нас не было, нет и не будет. Проблема в другом - в отсутствии демократии и узурпации властных и материальных ресурсов рядом кланов, организованных скорее по мафиозному, а не родоплеменному принципу. Сложно даже говорить об адекватности или неадекватности их морали. Они просто аморальны! Хотя гордо именуются "олигархами"...

ИА REGNUM: Как вы относитесь к региональному сепаратизму? Не несет ли выделение ру-аксакалов и легализация родоплеменных отношений угрозы устойчивости государства? Не появятся ли в Казахстане региональные "князьки", которые будут призывать к отделению исторической территории своего рода от государства?

К сепаратизму отношусь крайне негативно как прямой потомок тех полководцев, которые громили джунгар, защищая нашу землю. Но коррупция, казнокрадство и полное равнодушие князьков-назначенцев к "подвластному люду" из-за отсутствия выборности и местного самоуправления порождает такие сепаратистские настроения. Еще раз: именно отсутствие демократии, выборности и местного самоуправления порождает недовольство "феодалами-назначенцами" и порождает угрозу сепаратизма - только это и больше ничто! Других оснований для сепаратизма нет - казахи настолько монолитны как нация, связанные тысячами родственных уз, многотысячелетней историей и едиными традициями, в отличие от некоторых других стран СНГ, что всерьез говорить об отделении территории рода от всей нации может только психически неадекватный индивидуум. Более вероятна агитация за смену режима, чем за отделение. Но упомянутым выше аморальным мафиозным "фюрерам" такая идея вполне может прийти в голову.

ИА REGNUM: Как вы считаете, возможна ли институционализация родоплеменных отношений? Их интеграция в государственные органы? Как это может выглядеть? Поможет ли такая мера искоренить коррупцию?

Пути Господни неисповедимы. Не знаю. Для уверенного ответа нужны серьезные научные исследования. Пока их никто не проводил.

ИА REGNUM: Существует максима: национализм должен взращиваться исключительно в рамках городской культуры, и, более того, должен пестоваться для расцвета только к третьему поколению горожан. Вы согласны с такой постановкой вопроса? Как этот тезис можно соотнести с казахской нацией - готова ли она к национализму и, как следствие, - к национальному государству?

Впервые слышу этот тезис о горожанах и "городском национализме" и позволю себе с ним не согласиться. Чеченцы, живущие в горных аилах, проявили свой национализм с оружием в руках, а не "умничая" в социальных сетях или на городских площадях. То же самое - таджики Ахмадшаха Масуда, отстаивавшие национальную гордость перед талибами в Панджшерском ущелье, а не в городе... Любой нормальный человек становится националистом, если задевается его национальная гордость. Не зря замечательная русская поговорка гласит: "Не буди лиха, пока оно тихо". Это к вопросу о национализме казахов. Диалектика здесь состоит в том, что наряду с удивительной толерантностью в душе казаха сосуществует обостренное чувство национальной гордости, именуемое "ар-намыс". Первое восстание, если вспомнить новейшую историю, послужившее "катализатором" краха коммунистического режима СССР, произошло 16 декабря 1986 года именно в Казахстане. Аналогичные события в Грузии, республиках Прибалтики и, наконец, в Москве (августовский путч) произошли уже позже. О "национальном государстве": Казахстан уже 20 лет является национальным государством, где титульной нацией являются казахи, а также вполне мирно уживаются свыше ста этнических диаспор - русские, немцы, корейцы, уйгуры и др. Однако, к сожалению, понятие "неоколониализм" пока еще актуально, а неоколониальная политика ведущих мировых держав агрессивно процветает. Казахстан пока является жертвой такой политики: все наши природные ресурсы хищнически разграбляются, а многие контракты на недропользование, заключенные в 90-е годы ХХ-го века, являются кабальными для нашей страны, государства и народа. Пока страной правят не патриоты, а компрадоры. В этом - печальная диалектика текущего момента: национальным государством управляют компрадоры-космополиты. Нынешнее правительство, по сути, защищает не национальные интересы, а интересы транснациональных неоколонизаторов, отдав им на разграбление наши природные ресурсы. Главному капиталу любой страны - человеческим ресурсам - уделяется преступно мало внимания и денег. Нация нездорова как духовно, так и физически. Происходит массовая люмпенизация, усиливаемая миграционными процессами: отток высококвалифицированных кадров и приток деклассированных индивидуумов. Таков мой взгляд, идущий вразрез с официальной пропагандой, и дай Бог, чтобы он был ошибочным!