РУПП "Гранит" в г.Микашевичи на юге Беларуси - один из наиболее крупных в Европе производителей строительных материалов, прежде всего - гранитного щебня. На предприятии трудится 3.2 тысячи человек. Продукция предприятия во времена строительного бума последних лет пользуется огромным спросом и на внутреннем, и на внешних рынках. РУПП "Гранит" экспортирует стройматериалы в Россию, на Украину, в прибалтийские государства.

Казалось бы, какие экономические проблемы могут возникнуть у предприятия, производящего столь востребованную на рынке продукцию, к тому же монополиста? Однако они возникли, а вернее сказать, существуют постоянно и носят хронический характер. Кто только не занимался "Гранитом"! Правительство и его профильное Министерство строительства и архитектуры, Комитет государственного контроля и Брестский облисполком. Менялись руководители, принимались грозные решения, составлялись государственные программы, а положение дел на предприятии не улучшалось. По одной-единственной причине - капризная дама экономика, признающая только законы рынка, не терпит над собой командно - административного диктата.

Пожалуй, именно на РУПП "Гранит" в наиболее наглядном виде проявились все пороки экономической политики белорусских властей, несостоятельность их нынешнего экономического курса. Суть его можно выразить кратко - экономический волюнтаризм, берущий свое начало из политического популизма правящего режима.

РУПП "Гранит", как и практически вся белорусская экономика, управляется по-советски. Администрации предприятия доводятся жесткие директивные планы объема выпускаемой продукции, и диктуются столь же жесткие цены, по которой оно может продавать свою продукцию. Причем цены для отечественных потребителей должны быть ниже, чем для потребителей внешних.

Выделяются квоты - 90 процентов продукции должны быть поставлены на внутренний рынок, всего лишь 10 - на внешний рынок (и это в условиях, когда страна имеет хроническое отрицательное сальдо внешней торговли). Но, по замыслу командиров белорусской экономики, выручка от 10-процентной экспортной квоты должна перекрыть убыточность внутренних поставок стройматериалов и весь архаизм управления предприятием. Который в силу безнадежной отсталости и коррумпированности местных властных и производственных элит современным словом "менеджмент" назвать не поворачивается язык.

Рабочим РУПП "Гранит" не повезло и в том, что капризом Господа Бога предприятие разместилось в глубокой провинции, в белорусском Полесье. Случись иначе, с них бы пылинки сдували, выплачивали не 300-400 долларов, а вполне приличную зарплату, невзирая на эффективность производства. Как это происходит на столичных предприятиях, на том же тракторном и автомобильном заводах.

Для белорусского режима эффективность производства никогда не была приоритетом. Сегодняшняя Беларусь - очень плохая копия Советского Союза. Главное - производство, и неважно, какой ценой. Главное - создать иллюзию всеобщей занятости, бесперебойного функционирования хозяйственного механизма и все нарастающих потоков производимой продукции, значительные объемы которой направляются на экспорт, главным образом - в Россию.

Воспроизведена система, когда в одном случае цены искусственно понижают, в другом - точно также искусственно повышают, от одних отбирают и передают другим. В результате и те, и другие теряют всякий экономический интерес хозяйствовать эффективно. Дешевые строительные материалы "Гранита" никак не стимулируют эффективность белорусского строительства: строящиеся в Минске квартиры дороже, чем в Берлине.

Точно также никак не влияет на рентабельность белорусского сельского хозяйства то, что ОАО "Беларуськалий" вынуждено реализовывать минеральные удобрения для местных колхозов по ценам, в десятки (!) раз более низким, чем экспортные. Эта мера в условиях командно - административной экономики действует ровно наоборот - поощряет иждивенчество и бесхозяйственность и ведет к убыточности отрасли. В результате таких мер протекционизма сельскохозяйственное производство страны становится все более затратным и неконкурентоспособным, а белорусские продовольственные товары часто стоят дороже, чем в соседних Польше и Литве.

Нынешняя экономическая модель влечет за собой неконкурентоспособность в целом всей белорусской экономики. Сегодня большие группы белорусских товаров, представляющие практически весь реальный сектор экономики, реализуются на российском рынке по ценам гораздо ниже их себестоимости, а убытки при этом покрываются государством. Это относится к молочной и мясной продукции, разнообразным промышленным товарам. Белорусам более выгодно приобретать в соседних Смоленске, Брянске или Пскове телевизоры "Горизонт" или "Витязь", холодильник "Атлант", трактор "Беларус", грузовой автомобиль "МАЗ". Там эти товары стоят порой в два раза дешевле, чем у себя дома.

Но кто тот волшебник, спросите вы, который оплачивает это экономическое чудо, благодаря кому существует этот экономический абсурд? Ответ прост - Россия, ее экономические преференции, дотации и субсидии. Стоило России однажды их подсократить, как экономика Беларуси в 2011 году тут же обанкротилась. С созданием ЕЭП все вернулось на круги своя: дешевый российский газ, а самое главное - доступ к российской нефти, явились живительным эликсиром для неконкурентоспособной белорусской экономики, привели в действие "поле чудес", именуемое белорусской экономикой. Однако и это не спасает: белорусская экономика оказалась столь неэффективной, что позволяет сегодня белорусам иметь уровень зарплат всего 42 процента от уровня зарплат россиян и 64 процента - от уровня зарплат казахстанцев.

Содержание Беларуси обходится России все дороже. В текущем году субсидии и дотации составят не менее 8 млрд долларов. Насколько оправданной является такая политика, уместно спросить у ее авторов. Мы же только констатируем факт: зависимость белорусской экономики от России приобретает катастрофические масштабы.

И это теперь проблема не только белорусов, но и россиян. Формирование ЕЭП невозможно без свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех наших стран - России, Казахстана и Беларуси. Их свободное перемещение невозможно без создания равных условий хозяйствования. А равные условия хозяйствования невозможно создать, если существует протекционизм.

В Беларуси же он не только существует - без него белорусская экономика, в отличие от российской и казахстанской, вообще нежизнеспособна и моментально обанкротится. Так что рано или поздно России придется принимать политические решения в отношении белорусского режима: или сохранять его в качестве содержанки, к тому же содержанки склочной и неуживчивой, с постоянными претензиями, скандалами и конфликтами, или заставить, наконец, жить по средствам, заняться модернизацией собственной экономики и страны в целом.

Но вернемся к "Граниту". Положение дел на предприятии неизбежно поправится. Рабочие "Гранита", массово вышедшие из прогосударственной Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) и создавшие независимый профсоюз, сделали главное - заставили власти с собой считаться и вынудили внести предприятие в список своих политических и стратегических приоритетов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями - предоставлением большей свободы хозяйствования, принятием мер по улучшению менеджмента. И в конечном итоге - неизбежным повышением заработной платы.

Подобно тому, как этого добились в свое время шахтеры соседнего Солигорска, под влиянием которых и возник протест гранитовцев. Двадцать лет назад горняки, имеющие издевательски низкую зарплату, создали независимый профсоюз и провели 44-дневную забастовку. С тех пор и поныне шахтеры Солигорска имеют самую высокую в стране зарплату.

Так что у белорусских рабочих нет иного пути обеспечения достойной зарплаты, кроме организованной борьбы за свои права и интересы. Эту борьбу невозможно вести иначе, кроме как через создание своих собственных независимых организаций - профсоюзов. Но и обеспечение достойной заработной платы в стране невозможно иначе, чем через преобразования, экономическую и политическую либерализацию. Поэтому сегодня независимые профсоюзы Беларуси объективно выдвигаются в качестве реальной силы, способной вынудить власти их осуществлять.

Александр Ярошук, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП), вице-президент Международной конфедерации профсоюзов (МКП), член Административного совета международной организации труда (МОТ).