Содержание прошедшего в Чикаго саммита стран-членов и партнеров НАТО свидетельствует о стремлении альянса к большему вовлечению в процессы в Закавказье. Об этом заявил директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян на пресс-конференции 25 мая, передает корреспондент ИА REGNUM.

В связи с данным фактом, эксперт отметил два обстоятельства. Во-первых, предоставление Грузии реальной возможности вступить в НАТО, которое явилось очень важным и принципиальным решением. "Конечно, сроков пока не отмечается, но то, что НАТО дал Грузии возможность вступить в альянс, означает, что политика НАТО в регионе меняется. Очевидно, начинается новый этап, в котором НАТО не только будет обращать большее внимание на регион, но и непосредственно вовлечется в региональные процессы, последствия чего будут более ясны в будущем", - подчеркнул он.

Вторым важным обстоятельством, по мнению эксперта, является включение в итоговый документ саммита пункта о мирном урегулировании конфликтов в Закавказье и Молдавии, в котором было дано предпочтение принципу территориальной целостности государств. "Конечно, мы понимаем, для чего это было сделано. Речь идет, в основном, о Грузии и Молдавии. Но, в любом случае, я думаю, что отказ президента Армении от участия в саммите оправдан, так как данная формулировка НАТО противоречит принятому Минской группой ОБСЕ принципу, по которому все три основных принципа Хельсинкского Заключительного акта (принцип неприменения силы, принцип территориальной целостности государств и принцип самоопределения народов - ред.) считаются равноправными. А НАТО, как я уже отметил, отдал предпочтение только принципу территориальной целостности государств", - отметил Сафрастян.

По мнению эксперта, все эти обстоятельства дают право утверждать, что саммит НАТО имел направленность воздействия именно на региональные процессы. По словам Сафрастяна, НАТО намерено более глубоко вовлечься в закавказские процессы, что связано с решением задач блока на Балканском полуострове. Кроме того, в 2014 году НАТО заканчивает свою миссию в Афганистане, а также в результате происходящих на Ближнем Востоке важных геополитических изменений: "Эти три обстоятельства поднимают в глазах НАТО роль Закавказья. И альянс соответственно реагирует на повышение это, все более вовлекаясь в южнокавказские процессы".

Что касается процесса карабахского урегулирования, то, как считает он, Минская группа продолжит свою деятельность в том же формате, а Россия продолжит играть весомую роль в происходящих в рамках ее работы процессах. Как считает Сафрастян, НАТО вовсе не стремится взять на себя роль посредника в карабахском урегулировании. "Эту роль осуществляет Минская группа ОБСЕ, которая также получает одобрение НАТО. Однако, выражая в документе данную позицию, НАТО дал предпочтение Грузии и Молдавии. Это неправильный шаг. Они с одной стороны попытались показать большую заинтересованность в карабахском вопросе, а с другой - дали Грузии "зеленый свет" для вступления в альянс", - считает эксперт.

По его мнению, хотя подобные документы НАТО и не носят обязательного характера, они могут быть использованы, к примеру, Азербайджаном в качестве обоснования своей политики во время переговоров в рамках Минской группы, и Баку может усилить свое давление на Армению и Карабах, организуя различные провокации на границе.

Также, как отметил Сафрастян, из-за подобных формулировок по карабахскому вопросу в политических кругах все больше начинает восприниматься именно принцип территориальной целостности по решению карабахского конфликта.