29 мая на церемонии награждения посмертно высшей гражданской наградой США - Президентской медалью Свободы поляка Яна Карского произошел казус. По статусу этой медалью награждаются "люди, которые внесли особый вклад в безопасность и национальные интересы США, в мир во всем мире, и за другие выдающиеся достижения в культурной и общественной жизни". Из поляков эту награду уже получил Лех Валенса. Сам Карский скончался еще в 2000 году, и его на церемонии представлял бывший польский министр иностранных дел Адам Даниэль Ротфельд. Всего в ней с польской стороны участвовало 11 поляков, в том числе, и посол Польши в США Роберт Купецкий.

Ян Карский - бывший польский военный и подпольщик АК, известен тем, что в годы II Мировой войны первым сумел передать на Запад свидетельства существования на территории оккупированной Польши нацистских лагерей смерти, в которых шло систематическое уничтожение еврейского населения. В военной Британии Яна Карского принял тогдашний министр иностранных дел Энтони Иден, а в США - сам президент Франклин Делано Рузвельт.

На церемонии награждения президент Соединенных Штатов Барак Обама сказал буквально следующее: "Перед одной его поездкой через линию фронта, бойцы сопротивления сказали ему, что евреев убивают в массовом масштабе. Поэтому он тайно побывал в Варшавском гетто и польских лагерях смерти, чтобы все увидеть самому". Вот этот "дипломатический ляп" президента о "польских лагерях смерти" и стал причиной инициированного польским руководством международного скандала.

Глава влиятельной организации американских поляков "Фонда Костюшко" Алекс Сторожинский так прокомментировал высказывание своего президента: "Карский пожал бы плечами, услышь он такое". В интервью ABC News он потребовал: "Президент должен признать свою ошибку и извиниться за нее. Он должен сделать это для Карского и других поляков, которые рисковали своей жизнью, пытаясь остановить Холокост".

Еще в ночь на 30-е мая случившееся прокомментировал в социальной сети Twitter министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. В частности, он написал: "Очень жаль, что важная церемония была омрачена невежеством и некомпетентностью". Сикорский потребовал извинений за "возмутительные ошибки".

На следующий день, т. е. 30 мая, в самых решительных тонах о случившемся в Вашингтоне высказался вернувшийся из Италии премьер-министр Польши Дональд Туск. Глава польского правительства посчитал, что "мистер Обама" "оскорбил всех поляков". "Когда кто-то говорит: польские лагеря смерти, это так, как будто не было ни нацистов, ни немецкой ответственности, так, как если бы не было Гитлера", - сказал Туск. "Мы не можем согласиться с такими словами, даже если их произносит лидер дружественной державы... Мы ожидаем со стороны наших друзей понимания, заботы и уважения по вопросу такой важности, как память о II Мировой войне", - отметил польский премьер. Он также не преминул напомнить президенту США, что родной брат его деда служил во время той войны в американской армии и был среди американских солдат, освободивших узников концентрационного лагеря Бухенвальд.

Дональд Туск отклонил заявление сожаления пресс-секретаря Совета национальной безопасности США Томми Виетора и настаивает на "более сильной реакции" персонально со стороны президента США Барака Обамы.

Глава польского государства президент Бронислав Коморовский заявил по поводу случившегося, что он напишет письмо "американскому коллеге", чтобы выразить свою тревогу по поводу его комментариев.

Реакция польского руководства на случайную фразу президента США отражает то, как болезненно поляки относятся даже к намеку на обвинение их в участии в нацистском Холокосте. За последнее время польское дипломатическое ведомство уже 20 раз реагировало на подобного рода утверждения в масс-медиа. Хотя нынешний инцидент и польская позиция вряд ли встретят понимание в Израиле.

Правда сейчас есть и другое объяснение случившегося. Оно, кстати, изложено в британских Telegraph и Guardian. Польское руководство недовольно не достаточно активной политикой нынешней администрации США в регионе Центральной Европы и, в частности, изменением американских планов по ПРО, ключевым элементом которых здесь должна была стать Польша. Искусственное обострение дипломатических отношений с США означает, что поляки предпочли бы видеть в ближайшем будущем президентом США республиканца Митта Ромни. Сейчас же, кажется, что Белый дом в его нынешнем составе ошеломлен наглостью поляков.